Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:36, курсовая работа
В первом вопросе данной работы раскрывается сущность экономической конкуренции. Второй вопрос посвящен видам экономической конкуренции, а именно: совершенной (чистой), монополистической конкуренции, олигополии и монополии. В заключении рассматривается сложившаяся конкурентная среда на российском рынке.+
Введение 3
1. Сущность экономической конкуренции 5
2. Виды конкуренции и их особенности 10
3. Конкуренция на российском рынке 20
Заключение 28
Список использованных источников 29
Вместе с тем стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в России на современном этапе были следующим образом сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 8.02.2008 г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»:
Основным федеральным законом, направленным исключительно на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие конкуренции является Федеральный закон от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ). До принятия этого закона с 1991 года действовали различные версии Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а с 1999 г. – Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Стратегические задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов при ее проведении.
-
сильный антимонопольный
-
функция контроля за
- снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний;
-
отдельное направление
- контроль в сфере размещения государственных заказов;
- оценка влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции;
-
обеспечение конкуренции на
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» видами деятельности, относящимися к сфере естественной монополии, являются:
На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД».
Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны. Однако, за период 2000-2007 гг. цены на продукцию естественных монополий росли существенно более высокими темпами роста по отношению к сводному индексу потребительских цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации в 2000-2007 гг.[15, с.7].
На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие как: небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей); сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей; низкая наукоемкость продукции. Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.
На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.
Заключение
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция в переводе с латинского «concurrentia» – столкновение, состязание.
Подводя итог выше изложенному, можно сказать, что конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг, стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства, способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения на рынках.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка: совершенную (чистую) конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и монополия. Каждая из которых имеет свои особенности и характерные черты, которые были рассмотрены во втором вопросе работы.
Анализируя конкурентную среду в Российской Федерации необходимо отметить, что она начала формироваться в условиях неблагоприятного наследства прежних методов хозяйствования. Реформы начала девяностых годов ХХ века ознаменовали отказ от плановой экономики, однако характерные для неё институты воспроизводились ещё довольно длительное время. Это определяло развитие рыночных отношений, логику действий не только государства, но и бизнеса вплоть до начала 2000-х гг..
Современная экономическая ситуация в Российской Федерации вышла на качественно иной уровень по сравнению с ситуацией 1990-х годов, благодаря активному вовлечению в процесс глобализации, завершению приватизации, обеспечению финансовой стабилизации. Большинство опрошенных бизнесменов в целом положительно охарактеризовали состояние конкурентной среды современного российского предпринимательства.
Список использованных источников