Экономическая природа безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание

В данной работе проведен анализ основных экономических концепций объяснения безработицы, анализ социально экономических последствий безработицы, а также приведены методы государственного регулирования безработицы в России.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.docx

— 93.83 Кб (Скачать документ)

    А каковы самые предпочитаемые и действенные  способы поиска работы? Рассчитывают на:

    Рис. 5 Результаты опроса «Каким способом безработные  ищут работу»

    Итак, большинство респондентов исходит  из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под  эгидой государства, каждый десятый  готов воспользоваться объявлениями в прессе.

     Говоря  о безработице, надо иметь в виду, что ее последствия как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное значение. Безработица - одно из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты и услуги, пользующиеся большим спросом. Таким образом, можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему: 
 

     Таблица 3

     Классификация социальных последствий безработицы

Отрицательные Положительные
Обострение  криминогенной ситуации Повышение социальной ценности рабочего места
Усиление  социальной напряженности Увеличение  личного свободного времени
Рост  количества физических и душевных заболеваний Возрастание свободы  выбора места работы
Увеличение  социальной дифференциации Увеличение  социальной значимости и ценности труда
Снижение  трудовой активности  
 

     Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения. 
 
 
 
 
 
 

     3 Государственная политика занятости

     При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

     В целях снижения безработицы государство  располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

     Активные  методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы  образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

     Пассивные методы включают создание системы социального  страхования и материальной помощи безработным. Система социального  страхования предусматривает выплату  пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

     Рассматривая  вопрос государственного регулирования  безработицы, следует определить, какие  виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим  следующие три вида государственной  политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

     Макроэкономическая  политика:

     - Создание условий для роста  спроса на товары. Так как спрос  на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

     Социальная  политика:

     - Выплата пособия по безработице  признанным безработными,

     -Бюджетное  субсидирование дополнительной (по  отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих  предприятиях. Оно может иметь  вид кредитования государством  зарплаты дополнительно нанятых  рабочих,

     - Предоставление возможности досрочного  выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного  возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

     Политика  в сфере занятости населения:

     - Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

     - Реализация программ поддержки  молодых работников (возможно, создание  специальных организаций, привлекающих  на работу молодых специалистов).

     - Развитие самозанятости населения.  Самозанятость населения – это  специфическая форма экономической  деятельности. Ее сущность заключается  в том, что гражданин сам  находит для себя источник  доходов, обеспечивающий его достойное  существование в результате экономической  деятельности, не противоречащей  законам страны.

     - Предоставление рабочих мест, не  ориентированных на получение  прибыли, а связанных с работой  в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей  среды и т.д.

     - Организация подготовки и переподготовки  кадров. Такая работа общества  и государства неразрывно связана  с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку  специалистов, их обучение именно  тем профессиям, на которые спрос  не удовлетворен.

     - Обращение к системе гибкого  рабочего времени, в том числе  закрепление в коллективных договорах  схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность  труда на предприятиях в зависимости  от колебаний спроса.

     - Содействие трудоустройству безработных  с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество  между рабочими и предпринимателями  при совершении сделки купли-продажи  рабочей силы и регистрации  безработных).

     Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения  создана Государственная служба занятости.

     Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу.

     Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

     Наиболее  актуальные вопросы минимизации  уровня безработицы рассматриваются  при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития  России. Этот документ обсуждался на заседании  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

     Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем  на рынке труда.

     Первая  из них – дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура  профобразования смещена в сторону  высшей школы, хотя рынок нуждается  в большем количестве квалифицированных  рабочих и специалистов со среднетехническим  образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные  заказы, финансируя за счет бюджета  подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться за счет невостребованных специальностей.

     Что касается платных учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями.

     Вторая  проблема - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в  Центральном федеральном округе. Только в 2004 году в Москву и область  перебрались более 80,9 тысячи человек. В то же время районам Сибири и  Дальнего Востока "прощай" сказали 37,4 тысячи человек. Поэтому в проекте  концепции большое внимание уделено  привлечению трудовых ресурсов - в  основном молодых людей, только получивших диплом, - в отдаленные регионы страны, традиционно нуждающиеся в рабочих  руках. "Заманить" туда работников предлагается через решение жилищной проблемы - оплачивать им проценты по ипотечным  кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. А пока молодые люди будут копить на первоначальный взнос, они будут  жить в специально построенных комфортных общежитиях.

     Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию.

     Согласно  концепции, должно полностью измениться отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать  к активному поиску работы. В поисках  дополнительного резерва рабочих  рук авторы концепции обратили взоры  на такие группы безработных, как  выпускники школ, не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного  возраста и даже матери, воспитывающие  инвалидов. Для них планируется  предложить программы обучения востребованным профессиям.

     Четвертый аспект – корректировка механизма квотирования иностранной рабочей силы. Предложено учитывать кадровые потребности работодателей, ликвидировать лишние административные барьеры при оформлении иностранной рабочей силы, а в использовании труда мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме, работодателям будут предоставляться преференции. Проектом планируется создать перечень приоритетных профессий, по которым привлечение иностранных работников будет происходить сверх установленной квоты. В частности, предлагается приглашать специалистов востребованных категорий, обладающих высокой квалификацией.

     Пятый вариант. Данный подход предлагает отказаться от единой тарифной сетки и перейти к отраслевым системам оплаты труда, разрешить региональным властям устанавливать ставки пособий по безработице, дать регионам больше свободы. Предлагается также установить федеральный максимум и минимум пособий и разрешить региональным властям самим устанавливать ставки пособий.

     В рамках данной концепции предусмотрен ряд мероприятий, способствующих ее реализации:

  1. повышение уровня оплаты труда;
  2. переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере;
  3. регулирование трудовой миграции;
  4. усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства;
  5. повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.

Информация о работе Экономическая природа безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы