Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа
В данной работе проведен анализ основных экономических концепций объяснения безработицы, анализ социально экономических последствий безработицы, а также приведены методы государственного регулирования безработицы в России.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы? Рассчитывают на:
Рис. 5 Результаты опроса «Каким способом безработные ищут работу»
Итак,
большинство респондентов исходит
из того, что лучше всего использовать
собственные каналы трудоустройства.
Каждый четвертый выбирает взаимодействие
с соответствующей службой под
эгидой государства, каждый десятый
готов воспользоваться
Говоря
о безработице, надо иметь в виду,
что ее последствия как сложного
социально-экономического явления невозможно
оценить однозначно. Она имеет не только
негативное значение. Безработица - одно
из важнейших условий нормального и бесперебойного
функционирования экономики. Она обеспечивает
формирование резерва рабочей силы как
важнейшего фактора развития рыночной
экономики, которая постоянно предъявляет
спрос на труд. Безработица обеспечивает
необходимое производству перераспределение
кадров, их сосредоточение в тех видах
деятельности, которые производят продукты
и услуги, пользующиеся большим спросом.
Таким образом, можно предложить развернутую
классификацию наиболее значимых социальных
последствий безработицы, рассматриваемых
с точки зрения отрицательного и положительного
влияния на систему:
Таблица 3
Классификация социальных последствий безработицы
Отрицательные | Положительные |
Обострение криминогенной ситуации | Повышение социальной ценности рабочего места |
Усиление социальной напряженности | Увеличение личного свободного времени |
Рост количества физических и душевных заболеваний | Возрастание свободы выбора места работы |
Увеличение социальной дифференциации | Увеличение социальной значимости и ценности труда |
Снижение трудовой активности |
Повышение
или снижение экономической активности
являются основными причинами роста и
снижения занятости и уровня безработицы
в стране. Циклическое развитие экономики,
следующие друг за другом подъемы и спады
экономической активности в течение нескольких
лет или десятков лет, ведут к определенным
колебаниям численности занятых и безработных.
Так, когда в экономике наблюдается пик
почти полной занятости и производство
работает с максимальной эффективностью,
следует ожидать, что через некоторое
время начнется снижение деловой активности,
спад производственной деятельности и
рост безработицы. После этого вполне
закономерно наступает следующий этап
- оживление производства, которое опять
ведет к повышению занятости до ее максимального
значения.
3
Государственная политика
При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
Пассивные
методы включают создание системы социального
страхования и материальной помощи
безработным. Система социального
страхования предусматривает
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.
Макроэкономическая политика:
- Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Социальная политика:
-
Выплата пособия по
-Бюджетное
субсидирование дополнительной (по
отношению к фактическому
-
Предоставление возможности
Политика в сфере занятости населения:
- Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
-
Реализация программ поддержки
молодых работников (возможно, создание
специальных организаций,
-
Развитие самозанятости
-
Предоставление рабочих мест, не
ориентированных на получение
прибыли, а связанных с
-
Организация подготовки и
-
Обращение к системе гибкого
рабочего времени, в том числе
закрепление в коллективных
-
Содействие трудоустройству
Для
реализации государственной политики
в области занятости населения
и обеспечения гражданам
Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных
Наиболее
актуальные вопросы минимизации
уровня безработицы рассматриваются
при разработке концепции действий
на российском рынке труда с 2007 по
2010 год специалистами департамента
трудовых отношений Минздравсоцразвития
России. Этот документ обсуждался на заседании
комиссии по регулированию социально-
Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем на рынке труда.
Первая
из них – дисбаланс спроса на
рабочую силу. Так как структура
профобразования смещена в
Что касается платных учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями.
Вторая
проблема - крайне неравномерная "география"
распределения трудовых ресурсов. По
данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных
россиян живут и работают в
Центральном федеральном
Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию.
Согласно
концепции, должно полностью измениться
отношение к пособию по безработице,
механизм выплаты которого должен стимулировать
к активному поиску работы. В поисках
дополнительного резерва
Четвертый аспект – корректировка механизма квотирования иностранной рабочей силы. Предложено учитывать кадровые потребности работодателей, ликвидировать лишние административные барьеры при оформлении иностранной рабочей силы, а в использовании труда мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме, работодателям будут предоставляться преференции. Проектом планируется создать перечень приоритетных профессий, по которым привлечение иностранных работников будет происходить сверх установленной квоты. В частности, предлагается приглашать специалистов востребованных категорий, обладающих высокой квалификацией.
Пятый вариант. Данный подход предлагает отказаться от единой тарифной сетки и перейти к отраслевым системам оплаты труда, разрешить региональным властям устанавливать ставки пособий по безработице, дать регионам больше свободы. Предлагается также установить федеральный максимум и минимум пособий и разрешить региональным властям самим устанавливать ставки пособий.
В рамках данной концепции предусмотрен ряд мероприятий, способствующих ее реализации: