Экономическая теория прав собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть экономическую теорию прав собственности и взгляды о ней вышеупомянутых ученых – экономистов.
Для этой цели в данной курсовой работе ставятся следующие вопросы:
- понятие теории прав собственности;
- Теорема Р.Коуза;
- спецификация (размывание) теории прав собственности;
- типология трансакционных издержек;
- трансакционные издержки и контрактные отношения

Содержание

Введение.
1.Экономическая теория прав собственности.
1.1 .Проблемы собственности.
2.Понятие и сущность собственности как экономической категории. Отношение собственности: Субъекты и Объекты
2.1 Структуры системы собственности.
2.2 Типы и формы собственности.
2.3 Совокупность правомочий собственника.
3.Теория Р.Коуза ,Транcакционные издержки
3.1 Размывания прав собственности.
3.2 Понятие Транcакционных издержек.
3.3 Трансакционные издержки и контрактные отношения
4. Заключение.
5.Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Экономическая теория права собственности.docx

— 87.88 Кб (Скачать документ)

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством  в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью  экономии этих издержек обусловлены  такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные  ярлыки, приобретение партий товаров  по образцам и т. д.

4. Издержки спецификации  и защиты прав собственности.  В эту категорию входят расходы  на содержание судов, арбитража,  государственных органов, затраты  времени и ресурсов необходимых  для восстановления нарушенных  прав, а также потери от плохой  их спецификации и ненадежной  защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты  на поддержание в обществе  консенсусной идеологии, поскольку  воспитание членов общества в  духе соблюдения общепринятых  неписаных правил и этических  норм является гораздо более  экономным способом защиты прав  собственности, чем формализованный  юридический контроль.

5. Издержки оппортунистического  поведения. Это самый скрытый  и, с точки зрения экономической  теории, самый интересный элемент  трансакционных издержек.

Различают две основных формы  оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный  риск возникает тогда, когда в  договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует  больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность  оппортунистического поведения  такого рода - отлынивание, когда агент  работает с меньшей отдачей, чем  от него требуется по договору.

Особенно удобная почва  для отлынивания создается в  условиях совместного труда целой  группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в  совокупный итог деятельности <команды> завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные  измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а  по затратам (вроде продолжительности  труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.

Если личный вклад каждого  агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные  стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

В частных фирмах, и в  правительственных учреждениях  создаются специальные сложные  и дорогостоящие структуры, в  задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев  оппортунизма, наложение наказаний  и т. д. Сокращение издержек оппортунистического  поведения - главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

Вторая форма оппортунистического  поведения - вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда <вымогательство> остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).

3.3 Трансакционные издержки и контрактные отношения

Хозяйственная практика выработала три основных типа контракта, каждый из которых имеет свою преимущественную область применения.

  1. Классический контракт. Классический контракт носит безличный характер, и его отличительной чертой является присутствие четко оговоренных пунктов («если,…то»). Поэтому все возможные будущие события сводятся в нем к настоящему моменту. В классическом контракте не имеет значения личность контрагента – его участником может быть любой. Классический контракт тяготеет к стандартизации. Записанные условия сделки имеют в нем перевес над устными, основной акцент делается на формальных документах. С выполнением сделки он прекращает существование. Контракт носит двухсторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение санкций контракта и все споры по нему решаются в суде.
  2. Неоклассический контракт. Это долговременный контракт в условиях неопределенности. Не все будущие события могут быть оговорены в качестве условий при его подписании. Оптимальную адаптацию к некоторым событиям невозможно предвидеть пока они не произойдут. Поэтому участники такого контракта соглашаются на привлечение третейской стороны, решение которой обязуются выполнить в случае наступления неоговоренных в контракте событий, поэтому контракт приобретает трехсторонний характер. Споры по нему решаются не судом, а органами арбитража.
  3. Отношенченский (или обязательственный) контракт. Такие контракты складываются в условиях долговременных, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами. Обоюдная заинтересованность в продолжении отношений здесь играет решающую роль. Дискретность отношений, присущая двум предыдущим формам контрактов здесь полностью исчезает – отношения становятся непрерывными. Неформальные условия имеют перевес над формальными пунктами, иногда договор вообще не оформляется в виде документа. Личность участников здесь приобретает решающее значение. Поэтому споры разрешаются не путем обращения к формальному закону или авторитету третейского лица, а в ходе неформальных переговоров, двухстороннего торга. Нормой, на которую ссылаются стороны, служит, поэтому не первоначальный контракт, а все отношение в целом.

Каждой контрактной форме  соответствует специфический механизм управления договорными отношениями:

  1. Безличный рыночный механизм. Подходит к одноразовым и повторяющимся сделкам по поводу стандартных товаров.
  2. Арбитраж. Распространяется на нерегулярные сделки по поводу товаров средней и высокой степени специфичности.
  3. Двухсторонняя структура управления. Это тип характерен для отношенческих контрактов. Сфера применения этого механизма управления – регулярные сделки по поводу товаров средней степени специфичности.
  4. Унитарное управление (иерархия). Отношения между участниками договора регулируются прямыми командами и приказами, а не рыночными сигналами.

Участники сделок, заменяя  классический рыночный обмен, более  сложными формами контрактации (включая  нерыночные способы экономической  координации), с одной стороны  стремятся к монополизации и  реализации целей монополии, с другой, стремлением к минимизации соответствующих  издержек (монополистические эффективностные  подходы к контрактам).

 

Заключение

Проблема преобразования отношений и структуры собственности  является одной из наиболее актуальных задач в ходе рыночных реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Поскольку собственность  является основной любой системы  хозяйства, необходимо учитывать, с  одной стороны, системный характер преобразований отношений собственности  при переходе от одной системы  хозяйства к другой и, с другой стороны, системный характер в рамках переходной экономики реформ в целом. Именно в этом и состоит принципиальное отличие процесса трансформации  отношений собственности в рамках переходной экономики от мероприятий  в области приватизации, которые  осуществляются в странах с рыночной экономикой.

Отношения и права собственности  в переходной экономике отличаются от рыночных экономик развитых стран, поскольку, во-первых, отношения носят не постоянный характер (собственность чрезвычайно «подвижна», предприятия часто переходят из рук в руки, возникают новые организационно-правовые формы, меняется характер прежних по названию форм собственности и др.). Во-вторых, права собственности слабо специфицированы. В-третьих, генезис новых отношений и прав собственности происходит в условиях, когда изменения в хозяйственной, институциональной и правовой сферах запаздывают по сравнению как с изменениями в реальных экономических отношениях, так и с быстрыми переменами в отдельных составных частях самой правовой и институциональной системы. В-четвертых, наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированности прав обуславливает существенно большую, чем в стабильной экономике, роль институциональных, политических и других волевых факторов в динамике собственности и типичность разрыва форм и содержания собственности.

Закономерности развития и трансформации отношений собственности, которые, пронизывая все общественные отношения, по сути, являются закономерностями развития и трансформации всего  социума, относятся к наиболее значимым социально-экономическим закономерностям.

Естественно, что основой  реформы собственности в переходной экономике является процесс приватизации. Однако этому процессу предшествовал  период, когда отношения собственности  подвергались «косметическим» изменениям, а с завершением собственно приватизационных программ реформа собственности  в переходной экономике не завершается, ибо только после первичной приватизации начинается формирование действительно  эффективной системы прав собственности  и открываются возможности экономической  реализации последней.

Процесс трансформации отношений  собственности в переходной экономике  есть прежде всего процесс экономического обоснования и юридического оформления институтов частной и публичной (т.е. государственной и муниципальной) собственности. По сути - это процесс  разгосударствления экономики, который  в наиболее полном виде нашел отражение  в процессе приватизации государственного имущества.

Содержание этапов трансформации  отношений собственности при  становлении рыночной экономики  зависит от ряда объективных и  субъективных факторов, в том числе  поставленных целей и применяемых  методов. Так, в России на первом этапе  трансформации отношений собственности  в качестве основной цели было принято  временное массовое распределение  и закрепление формальных прав частной  собственности в обществе при  минимуме социальных конфликтов в расчете  на последующие трансакции в пользу эффективных ответственных собственников. Основной целью второго этапа  стало достижение экономической  эффективности через процесс  перераспределения первоначально  созданных прав собственности в  пользу эффективных собственников («стратегических инвесторов»).

В Российской Федерации процесс  трансформации отношений собственности  продолжается, о чем, в первую очередь, свидетельствует сложившаяся структура  собственности, отражающая незавершенность  этого процесса: в частности, сохранение в собственности государства  большого количества миноритарных пакетов  акций, а также незавершенность  процесса перераспределения прав собственности. В данный момент, несмотря на то, что  в современных условиях на первый план выходят проблемы корпоративного управления, упорядочения корпоративного права, становления развитого фондового  рынка как сферы оценки и оборота  прав собственности, усовершенствования процедуры банкротства и др., сохраняется  потребность и возможности для  продолжения процесса приватизации с целью оптимизации структуры  собственности как микро-, так  и макроуровне.

Прежде всего, разгосударствление есть процесс изменения форм собственности (в переходной экономике происходит движение от государственной собственности  к многообразию ее форм, причем в  ходе приватизации движение идет преимущественно  от государственной собственности  к частной). Далее, разгосударствление можно рассмотреть как перераспределение  прав собственности с их новой  спецификацией (расщепление единого  права государственной собственности  на отдельные правомочия с их закреплением за различными собственниками). И, наконец, разгосударствление означает изменение  отношений социально-экономического присвоения (переход от социалистического  характера присвоения к капиталистическому и от общественно-регулируемой формы  присвоения к рыночно-конкурентной форме).

В ходе реформ в России был  взят курс на переход к системе, сочетающей государственную, частную и смешанную  формы собственности. Это полностью  соотносится с курсом перехода к  рынку, поскольку, раз рынок предполагает свободу производителей и коммерческой деятельности, конкуренцию между  производителями, значит должна возникнуть и конкуренция между различными формами собственности.

Отсюда вытекает основная цель трансформации собственности  в переходной экономике - создание предпосылок  для развития многообразия форм собственности  и хозяйствования как основы высокоэффективной  конкурентной экономики. Переход от всеобъемлющей государственной  собственности к ее многообразию следует рассматривать:

1. Как процесс снижения  прямого государственного контроля  и управления экономикой с  соответствующим расширением прав  предприятий в принятии хозяйственных  и иных решений;

2. Как преобразование  предприятий, находящихся в государственной  собственности в предприятия  иных (негосударственных) форм собственности;

3. Как преобразование  государственной и коллективной  собственности в персонифицированную  частную собственность.

Именно поэтому процесс  трансформации отношений собственности  и приватизацию как выражение  этого процесса не стоит сводить  только к простому изменению юридической  формы собственности предприятия. Это - гораздо более сложный и  растянутый во времени процесс. Приватизация и разгосударствление в переходной экономике - это составная часть  комплексной программы перехода к рынку. Все мероприятия должны быть привязаны к финансовым, денежно-кредитным  мерам, совмещены с либерализацией цен и созданием институциональной  инфраструктуры рынка. Особое значение в этот период, как альтернатива, приобретает государственно-частное  партнерство.

Информация о работе Экономическая теория прав собственности