Громадная экономия издержек
измерения была достигнута человечеством
в результате изобретения стандартов
мер и весов. Кроме того, целью
экономии этих издержек обусловлены
такие формы деловой практики,
как гарантийный ремонт, фирменные
ярлыки, приобретение партий товаров
по образцам и т. д.
4. Издержки спецификации
и защиты прав собственности.
В эту категорию входят расходы
на содержание судов, арбитража,
государственных органов, затраты
времени и ресурсов необходимых
для восстановления нарушенных
прав, а также потери от плохой
их спецификации и ненадежной
защиты. Некоторые авторы (Д. Норт)
добавляют сюда же затраты
на поддержание в обществе
консенсусной идеологии, поскольку
воспитание членов общества в
духе соблюдения общепринятых
неписаных правил и этических
норм является гораздо более
экономным способом защиты прав
собственности, чем формализованный
юридический контроль.
5. Издержки оппортунистического
поведения. Это самый скрытый
и, с точки зрения экономической
теории, самый интересный элемент
трансакционных издержек.
Различают две основных формы
оппортунистического поведения. Первая
носит название морального риска. Моральный
риск возникает тогда, когда в
договоре одна сторона полагается на
другую, а получение действительной
информации о ее поведении требует
больших издержек или вообще невозможно.
Самая распространенная разновидность
оппортунистического поведения
такого рода - отлынивание, когда агент
работает с меньшей отдачей, чем
от него требуется по договору.
Особенно удобная почва
для отлынивания создается в
условиях совместного труда целой
группой. Например, как выделить личный
вклад каждого работника в
совокупный итог деятельности <команды>
завода или правительственного учреждения?
Приходится использовать суррогатные
измерения и, скажем, судить о производительности
многих работников не по результату, а
по затратам (вроде продолжительности
труда), но и эти показатели сплошь
и рядом оказываются неточными.
Если личный вклад каждого
агента в общий результат измеряется
с большими ошибками, то его вознаграждение
будет слабо связано с действительной
эффективностью его труда. Отсюда отрицательные
стимулы, подталкивающие к отлыниванию.
В частных фирмах, и в
правительственных учреждениях
создаются специальные сложные
и дорогостоящие структуры, в
задачи которых входят контроль за
поведением агентов, обнаружение случаев
оппортунизма, наложение наказаний
и т. д. Сокращение издержек оппортунистического
поведения - главная функция значительной
части управленческого аппарата
различных организаций.
Вторая форма оппортунистического
поведения - вымогательство. Возможности
для него появляются тогда, когда несколько
производственных факторов длительное
время работают в тесной кооперации и
настолько притираются друг к другу, что
каждый становится незаменимым, уникальным
для остальных членов группы. Это значит,
что если какой-то фактор решит покинуть
группу, то остальные участники кооперации
не смогут найти ему эквивалентной замены
на рынке и понесут невосполнимые потери.
Поэтому у собственников уникальных (по
отношению к данной группе участников)
ресурсов возникает возможность для шантажа
в форме угрозы выхода из группы. Даже
когда <вымогательство> остается только
возможностью, оно всегда оказывается
сопряжено с реальными потерями (Самая
радикальная форма защиты от вымогательства
- превращение взаимозависимых (интерспецифических)
ресурсов в совместно владеемое имущество,
интеграция собственности в виде единого
для всех членов команды пучка правомочий).
3.3 Трансакционные
издержки и контрактные отношения
Хозяйственная практика выработала
три основных типа контракта, каждый
из которых имеет свою преимущественную
область применения.
- Классический контракт. Классический контракт носит безличный характер, и его отличительной чертой является присутствие четко оговоренных пунктов («если,…то»). Поэтому все возможные будущие события сводятся в нем к настоящему моменту. В классическом контракте не имеет значения личность контрагента – его участником может быть любой. Классический контракт тяготеет к стандартизации. Записанные условия сделки имеют в нем перевес над устными, основной акцент делается на формальных документах. С выполнением сделки он прекращает существование. Контракт носит двухсторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение санкций контракта и все споры по нему решаются в суде.
- Неоклассический контракт. Это долговременный контракт в условиях неопределенности. Не все будущие события могут быть оговорены в качестве условий при его подписании. Оптимальную адаптацию к некоторым событиям невозможно предвидеть пока они не произойдут. Поэтому участники такого контракта соглашаются на привлечение третейской стороны, решение которой обязуются выполнить в случае наступления неоговоренных в контракте событий, поэтому контракт приобретает трехсторонний характер. Споры по нему решаются не судом, а органами арбитража.
- Отношенченский (или обязательственный) контракт. Такие контракты складываются в условиях долговременных, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами. Обоюдная заинтересованность в продолжении отношений здесь играет решающую роль. Дискретность отношений, присущая двум предыдущим формам контрактов здесь полностью исчезает – отношения становятся непрерывными. Неформальные условия имеют перевес над формальными пунктами, иногда договор вообще не оформляется в виде документа. Личность участников здесь приобретает решающее значение. Поэтому споры разрешаются не путем обращения к формальному закону или авторитету третейского лица, а в ходе неформальных переговоров, двухстороннего торга. Нормой, на которую ссылаются стороны, служит, поэтому не первоначальный контракт, а все отношение в целом.
Каждой контрактной форме
соответствует специфический механизм
управления договорными отношениями:
- Безличный рыночный механизм. Подходит к одноразовым и повторяющимся сделкам по поводу стандартных товаров.
- Арбитраж. Распространяется на нерегулярные сделки по поводу товаров средней и высокой степени специфичности.
- Двухсторонняя структура управления. Это тип характерен для отношенческих контрактов. Сфера применения этого механизма управления – регулярные сделки по поводу товаров средней степени специфичности.
- Унитарное управление (иерархия). Отношения между участниками договора регулируются прямыми командами и приказами, а не рыночными сигналами.
Участники сделок, заменяя
классический рыночный обмен, более
сложными формами контрактации (включая
нерыночные способы экономической
координации), с одной стороны
стремятся к монополизации и
реализации целей монополии, с другой,
стремлением к минимизации соответствующих
издержек (монополистические эффективностные
подходы к контрактам).
Заключение
Проблема преобразования
отношений и структуры собственности
является одной из наиболее актуальных
задач в ходе рыночных реформ, проводимых
в любой из стран с переходной
экономикой. Поскольку собственность
является основной любой системы
хозяйства, необходимо учитывать, с
одной стороны, системный характер
преобразований отношений собственности
при переходе от одной системы
хозяйства к другой и, с другой
стороны, системный характер в рамках
переходной экономики реформ в целом.
Именно в этом и состоит принципиальное
отличие процесса трансформации
отношений собственности в рамках
переходной экономики от мероприятий
в области приватизации, которые
осуществляются в странах с рыночной
экономикой.
Отношения и права собственности
в переходной экономике отличаются
от рыночных экономик развитых стран,
поскольку, во-первых, отношения носят
не постоянный характер (собственность
чрезвычайно «подвижна», предприятия
часто переходят из рук в руки, возникают
новые организационно-правовые формы,
меняется характер прежних по названию
форм собственности и др.). Во-вторых, права
собственности слабо специфицированы.
В-третьих, генезис новых отношений и прав
собственности происходит в условиях,
когда изменения в хозяйственной, институциональной
и правовой сферах запаздывают по сравнению
как с изменениями в реальных экономических
отношениях, так и с быстрыми переменами
в отдельных составных частях самой правовой
и институциональной системы. В-четвертых,
наличие качественных, принципиальных
изменений в отношениях собственности
и неспецифицированности прав обуславливает
существенно большую, чем в стабильной
экономике, роль институциональных, политических
и других волевых факторов в динамике
собственности и типичность разрыва форм
и содержания собственности.
Закономерности развития
и трансформации отношений собственности,
которые, пронизывая все общественные
отношения, по сути, являются закономерностями
развития и трансформации всего
социума, относятся к наиболее значимым
социально-экономическим закономерностям.
Естественно, что основой
реформы собственности в переходной
экономике является процесс приватизации.
Однако этому процессу предшествовал
период, когда отношения собственности
подвергались «косметическим» изменениям,
а с завершением собственно приватизационных
программ реформа собственности
в переходной экономике не завершается,
ибо только после первичной приватизации
начинается формирование действительно
эффективной системы прав собственности
и открываются возможности экономической
реализации последней.
Процесс трансформации отношений
собственности в переходной экономике
есть прежде всего процесс экономического
обоснования и юридического оформления
институтов частной и публичной
(т.е. государственной и муниципальной)
собственности. По сути - это процесс
разгосударствления экономики, который
в наиболее полном виде нашел отражение
в процессе приватизации государственного
имущества.
Содержание этапов трансформации
отношений собственности при
становлении рыночной экономики
зависит от ряда объективных и
субъективных факторов, в том числе
поставленных целей и применяемых
методов. Так, в России на первом этапе
трансформации отношений собственности
в качестве основной цели было принято
временное массовое распределение
и закрепление формальных прав частной
собственности в обществе при
минимуме социальных конфликтов в расчете
на последующие трансакции в пользу
эффективных ответственных собственников.
Основной целью второго этапа
стало достижение экономической
эффективности через процесс
перераспределения первоначально
созданных прав собственности в
пользу эффективных собственников
(«стратегических инвесторов»).
В Российской Федерации процесс
трансформации отношений собственности
продолжается, о чем, в первую очередь,
свидетельствует сложившаяся структура
собственности, отражающая незавершенность
этого процесса: в частности, сохранение
в собственности государства
большого количества миноритарных пакетов
акций, а также незавершенность
процесса перераспределения прав собственности.
В данный момент, несмотря на то, что
в современных условиях на первый
план выходят проблемы корпоративного
управления, упорядочения корпоративного
права, становления развитого фондового
рынка как сферы оценки и оборота
прав собственности, усовершенствования
процедуры банкротства и др., сохраняется
потребность и возможности для
продолжения процесса приватизации
с целью оптимизации структуры
собственности как микро-, так
и макроуровне.
Прежде всего, разгосударствление
есть процесс изменения форм собственности
(в переходной экономике происходит
движение от государственной собственности
к многообразию ее форм, причем в
ходе приватизации движение идет преимущественно
от государственной собственности
к частной). Далее, разгосударствление
можно рассмотреть как перераспределение
прав собственности с их новой
спецификацией (расщепление единого
права государственной собственности
на отдельные правомочия с их закреплением
за различными собственниками). И, наконец,
разгосударствление означает изменение
отношений социально-экономического
присвоения (переход от социалистического
характера присвоения к капиталистическому
и от общественно-регулируемой формы
присвоения к рыночно-конкурентной
форме).
В ходе реформ в России был
взят курс на переход к системе, сочетающей
государственную, частную и смешанную
формы собственности. Это полностью
соотносится с курсом перехода к
рынку, поскольку, раз рынок предполагает
свободу производителей и коммерческой
деятельности, конкуренцию между
производителями, значит должна возникнуть
и конкуренция между различными
формами собственности.
Отсюда вытекает основная
цель трансформации собственности
в переходной экономике - создание предпосылок
для развития многообразия форм собственности
и хозяйствования как основы высокоэффективной
конкурентной экономики. Переход от
всеобъемлющей государственной
собственности к ее многообразию
следует рассматривать:
1. Как процесс снижения
прямого государственного контроля
и управления экономикой с
соответствующим расширением прав
предприятий в принятии хозяйственных
и иных решений;
2. Как преобразование
предприятий, находящихся в государственной
собственности в предприятия
иных (негосударственных) форм собственности;
3. Как преобразование
государственной и коллективной
собственности в персонифицированную
частную собственность.
Именно поэтому процесс
трансформации отношений собственности
и приватизацию как выражение
этого процесса не стоит сводить
только к простому изменению юридической
формы собственности предприятия.
Это - гораздо более сложный и
растянутый во времени процесс. Приватизация
и разгосударствление в переходной
экономике - это составная часть
комплексной программы перехода
к рынку. Все мероприятия должны
быть привязаны к финансовым, денежно-кредитным
мерам, совмещены с либерализацией
цен и созданием институциональной
инфраструктуры рынка. Особое значение
в этот период, как альтернатива,
приобретает государственно-частное
партнерство.