Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:39, курсовая работа
Цель работы - провести анализ такого явления в экономике как кризис.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие и причины экономических кризисов в концепциях экономических школ.
Проанализировать кризис как основную фазу экономического цикла.
Изучить необходимость и инструменты антициклической политики
Определить причины и тенденции кризисных колебаний экономики развитых стран.
Введение…………………………………………………………………….………..3
1 Теоретическое исследование экономических кризисов……………….………..5
1.1 Понятие и причины экономических кризисов в концепциях экономических школ……………………………………………………………………………….….6
1.2 Кризис как элемент механизма циклического движения………………….….7
1.3 Необходимость и инструменты антициклической политики……………….10
2 Проявления и последствия современных кризисов……………………………14
2.1 Причины и тенденции кризисных колебаний экономики развитых стран…14
2.2 Кризис российской экономики: общее и особенное………………………....19
2.3 Государство как регулятор экономических кризисов: мировой опыт и российская практика………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………...
В то же время более мощный удар по процессу глобализации может нанести не столько падение объемов глобальной торговли, сколько намечающийся рост популярности политики протекционизма. В отдельных развитых государствах все чаще звучат призывы покупать товары национальных производителей, а также выделяются значительные финансовые средства для поддержания собственного бизнеса. Хотя открыто и не заявляется, что они делают все для защиты собственных экономик – производственного и финансового секторов, однако, многие стратегии спасения экономик носят явно выраженный протекционистский характер. Это, конечно же, вызывает растущие противоречия, прежде всего, внутри индустриально развитого мира.
Настоящий экономический кризис – проявление мировой цикличности. В то же время он тесно связан с особенностями современной глобализации и имеет ярко выраженную институциональную природу. В ходе борьбы с кризисом страны вырабатывают общие и особенные методы регулирования, которые дополняются наднациональными методами регулирования. Кризис обнаружил существенность глобальных структурных сдвигов и глобальных взаимосвязей мировой экономике, мировую «финансовую хрупкость», потребность в «грубой настройке» институтов, акцентировал внимание на диспропорциональности в развитии реального и финансового сектора экономики, выявил ошибку некритического копирования опыта развитых стран и недостаточность мониторинга экономических процессов.
В
российской литературе выдвигаются
разные причины мирового и экономического
кризиса. Все они в той или
иной степени объясняют его
1.
Первой причиной мирового
2.
В качестве причины мирового
экономического кризиса
3. Мировой финансовый кризис связан также с предшествующим ему формированием «ценовых пузырей». Любой ценовой пузырь означает нереальное «раздувание» цены того или иного актива, поддерживаемое массовым однонаправленным поведением инвесторов, делающим невыгодным индивидуальную игру «против рынка». В финансах для объяснения подобных стратегий даже есть собственная теория – «теория большого дурака» (Greatest fool theory). При следовании массовой стратегии поведения важно предсказать момент, когда в рыночной игре наступит перелом, и тогда новая современная игра, теперь уже игра на понижение, обрушивает рынок. Можно выделить, по крайне мере, три «финансовых пузыря», сформировавшихся в российской и зарубежной экономике в предкризисный период:
а) рост курсовых стоимостей ценных бумаг и, соответственно, биржевых индексов;
б) рост цен на недвижимость, связанный с опережающим предложение увеличением спроса на жилье, вследствие развития ипотеки;
в) рост мировых цен на нефть и другие сырьевые товары.
4.Иногда в качестве причины экономического кризиса в российской и зарубежной литературе называются необоснованно высокие зарплаты поп менеджеров ведущих компаний финансового и реального секторов экономики.
5.
Определенная группа
6.Существует мнение, что мировой экономический кризис является кризисом рыночной системы хозяйствования в целом. В качестве аргументов в пользу этой гипотезы приводится как собственно возникновение кризиса, его глубина, так и используемые идеология и методы борьбы с ним: усиление идей госкапитализма, национализация банков, государственное финансирование крупных компаний реального сектора экономики. Конечно, кризис выявил противоречия в эволюции рыночных систем, но он не доказал, что сами противоречия достигли своего антагонизма. Да и внутри рыночных систем не вызрела альтернатива, которая могла бы прийти им на смену. Этот кризис уникален тем, что он не будет способствовать воспроизводству старого, а должен создать новую экономику, основанную на институтах стабильного развития.
7.Одним из наиболее достойных объяснений мирового экономического кризиса является интерпретация его с позиций цикличности мирового развития и особенностей глобализации мировой экономики. Действительно, за последние 40 лет можно обнаружить следующие кризисы в мировой экономике, повторяющиеся каждые 10 лет:
- стагфляционный кризис 1974-1975гг., связанный с повышением цен на нефть ОПЕК;
- стагфляционный кризис 1980-1982гг.;
- инвестиционный кризис 1990-1991гг., связанный с падением фондовых индексов, пересмотром ожиданий инвесторов;
- схлопывание «пузыря»
«доткомов» (компаний, связанных с
Интернет), обвал индекса
- современный мировой
экономический кризис 2007-2008-2009….., отличается
глубиной спада, глобальным характером
и целым комплексом причин.[9]
2.2 Кризис российской экономики: общее и особенное.
Российские особенности.
Для сравнения: индекс РТС в России снизился примерно на 72-75%, в то время как аналогичные индексы в США – только на 35%, в Китае снизились на 49%, в Индии – на 40%, в Бразилии на 50%. Таким образом, импортные причины падения капитализации можно оценить примерно в 35%, но остальные 37-40% - это российские причины.
В российских реалиях доминируют внутренние факторы. К ним надо отнести:
1) «Голландская болезнь», и перегрев экономики деньгами, когда нефтедоллары и кредиты по низким ставкам развратили предпринимателей и государство убеждением, что такое положение продлится еще довольно долго, и в этой ситуации возможно финансирование высокорисковых инфраструктурных проектов, приобретение активов под залог этих же активов и так далее.
За период 2000-2007 годы удельный вес природных ресурсов и продуктов их первичной переработки в общей структуре экспорта страны составлял от 78,2%, в 2002 до 85,5% в 2006 году, при этом более 50% доходов бюджета формировались за счет ТЭКа.
2)
Низкий рост производительност
труда по сравнению ростом
доходов, опережающий рост
3)
Высокая корпоративная
4)
Снижение инвестиционной
5)
Отсутствие в России реальных
источников долгосрочных
При этом переход от первых признаков финансового кризиса до стагнации реального сектора в развитых странах занял примерно полтора года, российская экономика проделала этот путь за считанные месяцы. Если снижение цен на сырье и продукты первичной переработки для развитых стран являются благом в условиях кризиса, то для российской экономики – это трагедия.
Кризис
в России будет развиваться гораздо
быстрее и с большей глубиной,
чем в других развитых странах, и
выход из него будет более драматичным
и длительным. Какова будет глубина
и продолжительность кризиса для России?
Это сегодня для странны основной вопрос.[2]
2.3 Государство как регулятор экономических кризисов: мировой опыт и российская практика.
Еще долго ученые и аналитики будут спорить о том, каковы причины разразившегося в 2008 году глобального экономического кризиса, истинные масштабы которого пока сложно оценить. Но рано или поздно он будет преодолен, причем в проигрыше окажутся те, кто сосредоточит свои основные ресурсы на ремонте обваливающихся старых крепостных стен, а в выигрыше – сумевшие построить рядом новые кварталы. На практике это означает, что первая глава антикризисной программы должна начинаться с проекта того города, в котором нам хотелось бы жить по окончании кризиса. В самом общем виде мы имеем в виду скорректированную структуру экономики и модернизированную систему взаимоотношений общества, бизнеса и власти. Для достижения указанной цели нужно решить ряд задач.
1.Совершенствование системы управления.
Во-первых, во время кризиса, который не носит взрывного характера, но во многом определяется взаимным недоверием экономических агентов, не следует резко менять систему управления, вплоть до прямого нарушения Конституции. К сожалению, именно так можно охарактеризовать совместное решение Госдумы и Совета Федерации о создании Комиссии Федерального собрания РФ по вопросам перераспределения бюджетных ассигнований. В соответствии с принятым решением три депутата от Государственной думы и три члена Совета Федерации имеют право вносить изменения в бюджет в течение планового периода с последующим информированием председателей палат Федерального собрания РФ. В Конституции ясно определено, что утверждение и изменение бюджета – прерогатива парламента в целом, а не его отдельных депутатов. Конституционная обязанность парламента – публично рассматривать и принимать Федеральный закон о распределении общественных финансов, то есть федеральный бюджет. И дело здесь не в необходимости оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию: многие аналитики и высокопоставленные чиновники, включая председателя правительства, отмечали, что стремительное выделение средств банкам как из бюджета, так и из золотовалютных резервов страны не дало ожидаемого эффекта (деньги не дошли до конечных получателей – предприятий реального сектора). В кризисные периоды важна уверенность всего общества в том, что власть действует несуетливо, уверенно и продуманно.
Информация о работе Экономические кризисы в современных условиях