Экономические кризисы в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Цель работы - провести анализ такого явления в экономике как кризис.
Задачи исследования:

Рассмотреть понятие и причины экономических кризисов в концепциях экономических школ.
Проанализировать кризис как основную фазу экономического цикла.

Изучить необходимость и инструменты антициклической политики

Определить причины и тенденции кризисных колебаний экономики развитых стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..3

1 Теоретическое исследование экономических кризисов……………….………..5

1.1 Понятие и причины экономических кризисов в концепциях экономических школ……………………………………………………………………………….….6

1.2 Кризис как элемент механизма циклического движения………………….….7

1.3 Необходимость и инструменты антициклической политики……………….10

2 Проявления и последствия современных кризисов……………………………14

2.1 Причины и тенденции кризисных колебаний экономики развитых стран…14

2.2 Кризис российской экономики: общее и особенное………………………....19

2.3 Государство как регулятор экономических кризисов: мировой опыт и российская практика………………………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

       Экономика рассматривает проблему экономических  кризисов в нескольких школах, наиболее известными из них являются: либеральная, австрийская и марксистская. По мнению экономистов кризис происходит в  результате конъюнктуры на денежном рынке, создаваемой центральными банками и системой не со 100 % нормой резервирования; чем глубже обособленность производителей, тем больше потенциальные возможности кризиса.

       Поскольку сегодняшний кризис аналогичен «великой депрессии» в США (1929-1933гг.) и кризисам в Западной Европе в конце 1920- начале 1930-х гг., он, очевидно, вписывается в некую волну продолжительностью около 80 лет.

            Проанализируем общее и особенное у современного кризиса и «великой депрессии».

       Исследования  экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Кризисы отрицательно влияют практически на все и поэтому с ними пытаются бороться. Но даже в таких развитых странах, как США, Великобритания, Франция,  Германия и других странах Западной Европы до сих пор не найдено «лекарства» для лечения экономических кризисов.

       Рано  или поздно кризис будет преодолен, причем в проигрыше окажутся те, кто сосредоточит свои основные ресурсы на ремонте обваливающихся старых крепостных стен, а в выигрыше – сумевшие построить рядом новые кварталы. На практике это означает, что первая глава антикризисной программы должна начинаться с проекта того города, в котором нам хотелось бы жить по окончании кризиса. В самом общем виде мы имеем в виду скорректированную структуру экономики и модернизированную систему взаимоотношений общества, бизнеса и власти.        Для достижения указанной цели нужно решить ряд задач: совершенствование системы управления, повышение сравнительной эффективности российской экономики, создание относительно независимой национальной финансовой системы, обеспечение социального развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

       1.)Акиндинова Н., Миронов В., Петроневич М., Пухов С., Смирнов С. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и преспиктивы развития//Вопросы экономики-2009-№9

       2.)Бузгалин А., Колганов А. Мировой экономический кризис и сценарий посткризисного развития: марксистский анализ//Вопросы экономики-2009-№1- С.118-122

       3.)Ворошилова И.В., Родин Д.Я. Влияние кризисных явлений на модернизацию финансирования реального сектора региональной экономики//Финансы и кридит-2009-№5

       4.)Зубов В.  Кризис и задачи власти //Вопросы экономики-2009-№12-С.149-153

       5.)История экономических учений: Учеб. Пособие/Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. –М.:ИНФРА-М, 2008.-784с. –(Высшее образование) ISBN 978-5-16-002550-6

        6.)Кушлин В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления// Экономист - 2009 - стр 48-51.

         7.)Локтева Ж.В. Особенности развития экономики России в период общемирового кризиса, Справочник экономиста 2009 – с. 65-65.

       8.)Малкина М.Ю. Общее и особенное в мировом экономическом кризисе и технология борьбы с ним.//Финансы и кредит-2009-№33

       9.)Нещадин А., Заздравин А., Сорокоукив С. Стратегия в условиях кризиса//Общество и экономика-2008-№12

       10.)Николаев И., Марченко Т., Титова М. Россия и мир против финансового кризиса//Общество и экономика-2008-№10-11

       11.)Осипенко О. Институциональные уроки кризиса: корпоративно – управленческий аспект//РЭЖ-2009-№2

       12.)Попов Г. Об экономическом кризисе 2008 года//Вопросы экономики-2008-№12

         13.)Прохоров М. Кризис: Психология момента: матрица перезагружается// Вопросы экономики 2009 – с 21-29.

             14.)Суэтин Л. О причинах современного финансового кризиса// Вопросы экономики -2009-№5

       15.)Якулин С.В. Причины кризиса и решения по выходу из него//Финансы и кредит-2009-№22

       16.) Экономическая теория./ Под. Ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб.: изд. СПбГУЭФ, издательство «Питер», 2000

       17.) Экономика. Учебник./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.

       18.)Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр, и доп. / Под об. Ред.академика В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.-М,: ИНФРА-М,2005,-368с.( Высшее образование)

       19.) Интернет - ресурс: www.rg.ru

       20.) Интернет-ресурс: http://www.econom.freecopy.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.1Экономический кризис— (греч. krisis — поворотный пункт) — резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

       Экономика рассматривает проблему экономических  кризисов в нескольких школах, наиболее известными из них являются следующие:

       в либеральной школе цикличность инвестиционного и потребительского спроса становится основой и причиной волнообразного экономического цикла рыночной экономики.

       Конечно, «австрийская школа» - это не школа  в традиционном смысле этого слова, обозначающего физическую структуру.  Это политико-экономическое движение объединяет тех, кто верит в чистую экономику свободного рынка и принципы невмешательства государства в экономику. Австрийская школа обладает долгой историей удивительно точных экономических прогнозов, будучи при этом совершенно игнорируемой политическим истеблишментом и центральными средствами массовой информации. Кризис в рыночной экономике с точки зрения австрийской школы происходит в результате конъюнктуры на денежном рынке, создаваемой центральными банками и системой не со 100 % нормой резервирования, что приводит к заниженным процентным ставкам, росту денежной массы (см. Банковский мультипликатор). Это создаёт экономический бум. Фирмам кажется, что проекты нужны экономике, будут прибыльны и они начинают инвестировать в потенциально убыточные проекты — «плохие инвестиции». Домохозяйства из-за роста цен перестают сберегать и начинают тратить больше своих доходов — берут ссуды. Бум вечно продолжаться не может и всегда наступает второй этап — крах, кризис. Кредитование падает, денежная масса падает, в результате цены снижаются, предпринимателям приходится срочно продавать «плохие инвестиции». И потребители, и предприниматели в долгах. Начинаются оптимизации производства — происходят увольнения.[18]

       Одним из первых западных ученых, отметивших, что Э.к. - это не случайные сбои в производстве, а результаты противоречий рыночной экономики, был Дж.М.Кейнс. Он доказал, что возможны периоды, когда сбережения населения не превращаются целиком в накопления. Часть продукции, отражающая эту разницу между сбережениями и накоплениями, и создает основу для затоваривания рынка. Рецепты Кейнса состояли в повышении роли государства в экономике, которое должно всячески способствовать превращению сбережений в накопления и вообще стимулировать капиталовложения. Есть основания полагать, что идеи Кейнса оказали влияние на введение "Нового курса" Ф.Рузвельта в США, который был первой крупномасштабной государственной программой выхода из кризиса.

       Анализ  различных аспектов экономических  кризисов можно найти во многих работах  Маркса, в том числе во всех томах «Капитала». Хотя эти разбросанные фрагменты так и остались, по выражению Й.Шумпетера, «ненаписанной главой» в теоретическом наследии Маркса, впоследствии они стали отправной точкой для многих исследователей темы экономических кризисов и циклов.

       Исходная  позиция Маркса была гибкой: важно  ни только осмыслить условия, при  которых спрос и предложение  на макроуровне могут поддерживаться в сбалансированном состоянии (теория воспроизводства), но и выявить те системные, внутренне присущие капитализму факторы и механизмы, которые препятствуют движению экономики по траектории сбалансированного роста. К решению этой задачи Маркс подходит с нескольких сторон.

       Во- первых, на всем протяжение «Капитала» он тщательно отслеживает «узкие места» капиталистического хозяйственного механизма – все, что может нарушить нормальный ход воспроизводственного процесса. Так, сопоставляя натуральный (бартерный) обмен с денежным, Маркс сразу же обращает внимание на то, что в этом случае между продажей и покупкой появляется разрыв во времени, и это создает возможность экономического кризиса. Переходя от индивидуального капитала к общественному, Маркс обращает внимание на переплетение и взаимозависимость оборота индивидуальных капиталов и фиксирует этот момент как фактор, усугубляющий разрушительный характер возможного кризиса.

       Во - вторых, Маркс пытается проследить внутреннюю логику развертывания экономического кризиса. Ключевую роль играют при этом три положения:

       - зависимость инвестиционной активности  от нормы прибыли;

       - обратная зависимость между уровнем  заработной платы и нормой  прибавочной стоимости (прибыли);

       - наличие «резервной армии труда», т.е. постоянное превышение предложения  над спросом на рынке рабочей  силы.

       Логику  рассуждений Маркса можно реконструировать следующим образом:

       а) период экономического подъема характеризуется  наличием стимулов к накоплению капитала и, следовательно, растущим спросом  на рабочую силу, который ведет  к сокращению безработицы, повышению  заработной платы и снижению нормы  прибыли;

       б) объем обрывается кризисом перепроизводства, когда падение нормы прибыли  достигает такой точки, что стимулы  к накоплению капитала перестают  действовать и чистые инвестиции прекращаются; кризис проявляется в  резком падении совокупного спроса, прежде всего инвестиционного;

       в) кризис ведет к резкому увеличению «резервной армии» и как следствие  падению реальной заработной платы, а также снижению цен и обесцениванию  накопленных капитальных запасов;

       г) снижение зарплаты и обесценивание  запасов в свою очередь вызывают повышение нормы прибыли, что восстанавливает стимулы к накоплению капитала, возвращая ситуацию к исходной точке.

       Подобный  воспроизводственный цикл позволил Марксу совместить в единой теоретической  схеме идею регулярности воспроизводственного процесса с идеей системной обусловленности экономических кризисов.

       В – третьих, Маркс обратил внимание на то, что, раз начавшись, подобный цикл закономерно приобретает повторяющийся, регулярный характер, поскольку получает материальную основу в виде цикла  обновления основного капитала. Кризис синхронизирует выбытие оборудования, а с началом фазы подъема аналогичным образом создает условия для его новых единовременных массовых закупок. Выделение материальной основы 10-летних циклов развития производства при капитализме – важное теоретическое достижение Маркса.[5]

         Одним из первых западных ученых, отметивших, что экономический кризис - это не случайные сбои в производстве, а результаты противоречий рыночной экономики, был Дж.М.Кейнс. Он доказал, что возможны периоды, когда сбережения населения не превращаются целиком в накопления. Часть продукции, отражающая эту разницу между сбережениями и накоплениями, и создает основу для затоваривания рынка. Рецепты Кейнса состояли в повышении роли государства в экономике, которое должно всячески способствовать превращению сбережений в накопления и вообще стимулировать капиталовложения. Есть основания полагать, что идеи Кейнса оказали влияние на введение "Нового курса" Ф.Рузвельта в США, который был первой крупномасштабной государственной программой выхода из кризиса.[20] 
 
 
 
 
 

       2.3 Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в различных странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др.

     В США законодательно закреплена антициклическая  политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

Информация о работе Экономические кризисы в современных условиях