Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:58, реферат
Цель данной работы состоит в том, что бы подробного изучить экономического человека и его рациональное экономическое поведение и выявить их особенности.
Главные задачи:
- изучить «экономического человека»
- выявить особенности «экономического человека»
- рассмотреть поведения модели «экономического человек
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2
1.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК ……………….…………………………….........3
1.1.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК А.СМИТА … ……………………..……..…...3
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК Д.РИКАРДО ………………………..………5
1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК ДЖ.С.МИЛЛЯ…………………………….….8
1.4. ПРОТИВНИКИ "ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА": ИСТОРИЯЧЕСКАЯ ШКОЛА………………………………………………………………………………..10
1.5 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМННОГО ЭКОНОМЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В.ЗОМБАРТА……………………………….15
2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ……………...........…...18
3. ПОВЕДЕНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ МОДЕЛИ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА» ……………………………………………………………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и
национальной экономики
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему
«Экономический человек и рациональное экономическое поведение»
Выполнила
студентка первого курса
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК ……………….…………………………….........3
1.1.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК А.СМИТА … ……………………..……..…...3
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК Д.РИКАРДО ………………………..………5
1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК ДЖ.С.
1.4. ПРОТИВНИКИ "ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА":
ИСТОРИЯЧЕСКАЯ ШКОЛА…………………………………………………………………
1.5 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В.ЗОМБАРТА……………………………….15
2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ……………...........…...
3. ПОВЕДЕНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ МОДЕЛИ
«ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА» ……………………………………………………………………….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..28
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III в. до н. э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н. э.), указывалось на различия в умственном и физическом труде, причем первый объявлялся монополией "высших" слоев, а второй - уделом "простолюдинов" основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н. э.), высказывалась мысль о том, что все люди равны от рождения, что "накопленным богатством" должны пользоваться все и что люди из народа должны иметь право частной собственности на землю. А поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.
Теоретическая модель экономического человека сформировалась в течение двух сотен лет. А между тем она до сих пор не потеряла, а приобрела еще большую значимость утверждение, что именно субъекты, люди, создают экономику, и она такова, каковы эти субъекты. Более того, с социально-экономическим развитием субъекты стали способны оказывать на экономику по сравнению с другими ее факторами (земля, капитал и пр.) превалирующее воздействие.
Я считаю, что человек стремится к наиболее полному удовлетворению своих потребностей / предпочтений в условиях ограниченности доступных ему ресурсов (главным образом — денег).
Цель данной работы состоит в том, что бы подробного изучить экономического человека и его рациональное экономическое поведение и выявить их особенности.
Главные задачи:
- изучить «экономического человека»
- выявить особенности «экономического человека»
- рассмотреть поведения модели «экономического человека»
Экономический человек –
это существо и производящее, и
разумное, и культурное, и нравственное,
и политическое и т.д. одновременно.
Он аккумулирует в себе в большей
или меньшей степени весь спектр
экономических отношений и
1.1.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК А.СМИТА
Смит стал первым экономистом, положившим определенное представление о человеческой природе в основу целостной теоретической системы. . Но нигде, ни у кого она не была сформулирована настолько отчетливо, как в "Богатстве народов"1.
В самом начале "Богатства народов" он пишет о свойствах человека, налагающих отпечаток на все виды его хозяйственной деятельности. Во-первых, это "склонность к обмену одного предмета на другой", во-вторых, - собственный интерес, эгоизм, "одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение"2.
Эти свойства взаимосвязаны: в условиях широкого развития обмена, невозможно установить с каждым из "партнеров" личные отношения, основанные на взаимной симпатии. Вместе с тем обмен возникает именно потому, что даром получить нужные предметы у эгоистического по природе соплеменника невозможно3.
Отмеченные
свойства человеческой природы имеют
у Смита важные экономические
последствия. Они ведут к системе
разделения труда, в которой индивид
выбирает такое занятие, при, котором
его продукт будет иметь
Однако Смит
в отличие от Гоббса и меркантилистов
не противопоставляет частный
Когда же приток капитала из других отраслей в более рентабельную достигает такого уровня, что стоимость товаров падает и сравнительная выгодность исчезает, собственный интерес начинает направлять владельцев капитала в другие сферы его приложения, что опять-таки в интересах общества.
Но вместе с тем Смит отнюдь не идеализирует эгоизм владельцев капитала: он хорошо понимает, что собственный интерес капиталистов может заключаться не только в производстве выгодных продуктов, но и в ограничении аналогичной деятельности конкурентов. Он даже отмечает, что норма прибыли, как правило, находится в обратной зависимости от общественного благосостояния, и поэтому интересы купцов и промышленников в меньшей степени связаны с интересами общества, чем интересы рабочих и землевладельцев. Более того, этот класс "обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его''5, пытаясь ограничить конкуренцию. Но если государство следит за свободой конкуренции, то "невидимая рука", т. е. собственный интерес плюс свободная конкуренция, объединяет в итоге разрозненно действующих эгоистов в упорядоченную систему, обеспечивающую общее благо.
Так, Смит аккуратно
развязывает узел, образованный переплетением
личных и общественных интересов, который
долгое время с разных сторон пытались
распутать меркантилисты и
Столь же реалистичен подход Смита и к другим компонентам модели человека: его интеллектуальным способностям и информационным возможностям. С этой стороны человека, о котором идет речь в "Богатстве народов", можно, пожалуй, охарактеризовать так: он компетентен в том, что затрагивает его личные интересы. Он действует по принципу: "своя рубашка ближе к телу" и лучше, чем кто-либо другой, способен идентифицировать свой собственный интерес. Конкурентом в этой области является для него государство, которое претендует на то, что лучше всех своих граждан понимает, что им нужно. Борьба с этим вмешательством государства в частную экономическую жизнь как раз и составляет главный полемический заряд "Богатства народов", которому эта книга обязана в первую очередь своей популярностью у современников. Полемика Смита настолько красноречива и актуальна, что хочется привести здесь одну большую цитату: "Государственный деятель, который попытался бы давать частным лицам указания, как они должны употреблять свои капиталы, обременил бы себя совершенно излишней заботой, а также присвоил бы себе власть, которую нельзя без ущерба доверить не только какому-либо лицу, но и какому бы то ни было совету или учреждению и которая ни в чьих руках не оказалась бы столь опасной, как в руках человека настолько безумного и самонадеянного, чтобы вообразить себя способным использовать эту власть"6. На долю государства Смит отводил, помимо уже упоминавшегося контроля за свободой конкуренции, лишь функции обороны, обеспечения правопорядка и те важные области, которые недостаточно привлекательны для вложений частных лиц.
1.2.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК Д. РИКАРДО
"Начала
политической экономии и
Как и Смит, Рикардо отмечал специфику экономического поведения отдельных классов, среди которых лишь капиталисты ведут себя в соответствии с логикой собственного интереса, но и это стремление модифицируется различными привычками и предрассудками, например, упрямым нежеланием расставаться с гибнущим предприятием или предубеждением против выгодных вложений капитала за границу, побуждающим "большинство лиц со средствами скорее довольствоваться низкой нормой прибыли у себя на родине"9. Что же касается рабочих, то их поведение, как отмечал Рикардо, подчинено привычкам и "инстинктам"10, а землевладельцы представляют собой праздных получателей ренты, не властных над своим экономическим положением.
Итак, в произведениях английских классиков - в явном виде у Смита и в неявном у Рикардо - использовалась модель индивида, которая часто называется "экономическим человеком"11. Она характеризуется:
1. определяющей
ролью собственного интереса
в мотивации экономического
2. компетентностью
(информированностью + сообразительностью)
экономического субъекта в
3. конкретностью
анализа: учитываются
Эти свойства экономического субъекта (особенно развитые у капиталистов) Смит и Рикардо считали изначально присущими каждому человеческому существу. Критики же капитализма, считающие его преходящим этапом в истории человечества, отмечали, что такая концепция человека была продуктом складывавшегося в ту эпоху буржуазного общества, в котором "не осталось никакой другой связи между людьми, кроме голого интереса, никакого другого мотива, регулирующего совместную жизнь, кроме эгоистического расчета"12.
Значение этой модели человека для истории экономической мысли состоит прежде всего в том, что с ее помощью политическая экономия выделилась из моральной философии как наука, имеющая свой предмет - деятельность "экономического человека".
Но еще раз подчеркнем, что ни Смит, ни Рикардо не занимались рефлексией по поводу предпосылок своих исследований и не подозревали, что всю жизнь "говорят прозой".
1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК ДЖ.С.МИЛЛЯ
Методология классической школы, и в первую очередь концепция "экономического человека", подверглась фундаментальному теоретическому осмыслению лишь в работах Дж.С.Милля13. Дж. Милль, автор основополагающей работы о логике различных наук, получивший глубокое и разностороннее образование, человек, порвавший с утилитаристской этикой Дж.Бентама и своего отца Дж.Милля и сблизившийся с английскими романтиками, был конечно далек от наивной веры своих предшественников в вечность и естественность "собственного интереса". Он подчеркивал, что политическая экономия охватывает не все поведение человека в обществе: "Она рассматривает его лишь как существо, желающее обладать богатством, и способное сравнивать эффективность разных средств для достижения этой цели. Она полностью абстрагируется от любых других человеческих страстей и мотивов, кроме тех, которые можно считать вечными антагонистами стремления к богатству, а именно, отвращения к труду и желания безотлагательно пользоваться дорого стоящими наслаждениями"14. Таким образом, согласно толкованию Милля, экономический анализ движется как бы в двухмерном пространстве, на одной оси которого - богатство, а на другой - неприятности, подстерегающие человека на пути к этой цели.
Информация о работе Экономический человек и рациональное экономическое поведение