Экономический человек и рациональное экономическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:58, реферат

Описание

Цель данной работы состоит в том, что бы подробного изучить экономического человека и его рациональное экономическое поведение и выявить их особенности.
Главные задачи:
- изучить «экономического человека»
- выявить особенности «экономического человека»
- рассмотреть поведения модели «экономического человек

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2
1.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК ……………….…………………………….........3
1.1.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК А.СМИТА … ……………………..……..…...3
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК Д.РИКАРДО ………………………..………5
1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК ДЖ.С.МИЛЛЯ…………………………….….8
1.4. ПРОТИВНИКИ "ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА": ИСТОРИЯЧЕСКАЯ ШКОЛА………………………………………………………………………………..10
1.5 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМННОГО ЭКОНОМЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В.ЗОМБАРТА……………………………….15
2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ……………...........…...18
3. ПОВЕДЕНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ МОДЕЛИ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА» ……………………………………………………………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

реферат по эк теории.docx

— 75.70 Кб (Скачать документ)

К числу таких работ  вполне можно отнести творческое наследие немецкого экономиста, социолога, историка культуры Вернера Зомбарта (1863-1941). В указанном контексте представляет интерес работа "Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека".

В основе формирования "современного экономического человека" лежит, как  считает ученый, определенный хозяйственный  дух, представляющий собой "совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование". Под ним Зомбарт понимает интеллект, ценностные ориентации, которыми определяется поведение хозяйственного человека, черты характера. Страны, профессии и личности могут обладать различным хозяйственным духом, но эпохи в хозяйственной жизни, утверждает автор, различаются по характерной для данного времени внешней структуре хозяйственной жизни и по тому духу, который в ней преобладает, то есть "определяет собою хозяйственные действия большей части хозяйствующих субъектов".

Капиталистический дух развивается  из докапиталистического духа. Сущность предпринимательского духа Зомбарт связывает с деятельностью предприятий. Если понимать под предприятием (в самом широком смысле слова) "всякое существование дальновидного плана, для проведения которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц, подчиненное единой воле", то предпринимательский дух представляет собой "совокупность всех душевных качеств, которые необходимы для успешного выполнения предприятия".

Так как область предприятия  так же широка, как вообще поле человеческой деятельности, то и душевные качества, определяющие предпринимательский  дух, различаются в зависимости от функций предприятия, его размеров и мощности. Но, указывает ученый, всегда "предприниматель должен быть, если хочет иметь успех, трояким: завоевателем - организатором - торговцем".

Быть завоевателем - значит обладать: способностью составлять планы, влечением к их осуществлению  и способностью их реализации. Данные требования предполагают наличие у  человека определенной меры духовной свободы, духовной энергии, упорства и  постоянства в достижении цели.

Быть организатором - значит быть способным объединять людей  для совместной успешной деятельности. Для этого необходимо уметь оценивать людей по их способностям, выбирать из большой человеческой массы нужных для конкретной цели, создавать оптимально действующую структуру предприятия.

Быть торговцем - значит уметь  хорошо вести переговоры. В данном случае слово "торговец" или "ведущий торг" означает не особую профессиональную деятельность, совершение товарообмена, а функцию, осуществляемую во многих областях предпринимательской деятельности; она предполагает способность побуждать собеседника путем приведения своих доводов и опровержения встречных к принятию нужного предложения и совершению (или несовершению) определенного действия.

В зависимости от форм, способов и видов деятельности ученый выделяет шесть основных "чистых" типов капиталистических предпринимателей: разбойники, феодалы, бюрократы, спекулянты, купцы, ремесленники. Современный капиталистический предприниматель, отмечает он, соединяет в себе различные предпринимательские типы, одновременно являясь разбойником и ловким калькулятором, феодалом и спекулянтом.

 Анализируя характер хозяйственной деятельности развитого капиталистического общества, В. Зомбарт выделяет следующие общие черты современного экономического человека:

1. Ценностные ориентации  определяются стремлением к процветанию  дела, а следовательно, и к накоплению.

2. Характер деятельности  не изменился: предприниматель  должен завоевывать, организовывать, вести переговоры. Последняя функция приобретает особое значение. "Деловые успехи все больше зависят от мощной силы внушения и умелости, с которою заключаются многочисленные договоры".

3. Деловые принципы базируются  на абсолютной рационализации; направленности  на чистое производство благ  для обмена; на расширении рекламной  деятельности по привлечению покупателя; на наличии свободы в стремлении к накоплению и т.д.

4. Личностные характеристики, или, как их называет автор, "мещанские добродетели", не  утратили своего значения для  определения характера ведения  хозяйства, но прежде всего  это применительно к крупным  предприятиям они "вышли из сферы личного проявления воли и сделались составными частями делового механизма. Они перестали быть качествами живых людей и сделались вместо этого объективными принципами ведения хозяйства".

Такие характеристики, например, как прилежание, бережливость, коммерческая благонадежность, становятся неотъемлемым условием ведения капиталистического хозяйства.

 
 

  

 

 

                 2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Для изучения рационального экономического поведения человека представляет первое направление моделирования. Оно  основывается на модели “homo economicus”, наиболее известной из всех моделей. Разработанная еще в XVIII в. на основе работы Адама Смита “Исследования о природе и причинах богатства народов” , она дожила и до наших дней. Собственно, Смит так и не сформулировал понятие “homo economicus”, но изобретатели этой модели опирались именно на его работу. Знаменитая формулировка о “невидимой руке, может быть является чаще всего цитируемым местом из “ Богатства народов”.

Ход мыслей Смита можно представить  себе так. Главным мотивом хозяйственной  деятельности человека является своекорыстный  интерес. Но преследовать свой интерес  человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен  свой труд и продукты труда. Так развивается  разделение труда. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них - эгоист и печется только о своих  интересах. Естественное стремление людей  улучшать свое материальное положение - это такой мощный стимул, что  если ему предоставить действовать  без помехи, он сам собой способен привести общество к благосостоянию. Более того этот стимул даже способен “преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческих законов  так часто затрудняет его деятельность...”.

Каждый отдельный человек стремится  использовать свой капитал так, чтобы  продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не думает при  этом об общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей. Он имеет  в виду лишь собственный интерес, но “ в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это”.

“Невидимая рука” - это стихийное  действие объективных экономических  законов. Эти законы действуют помимо воли людей и часто против их воли.    Условия, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. У Смита и у последующих поколений политико-экономов это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это принцип “laissez faire”, с другой - это теоретическая конструкция, “модель“ для изучения экономической действительности. Но “очевидная и простая система естественной свободы”, которая предположительно должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность, при ближайшем рассмотрении оказывается идентичной понятию конкуренции; “невидимая рука” есть не что иное, как автоматический равновесный механизм конкурентного рынка.

Приведем такой пример. Каждому  приходилось бывать в супермаркете и стоять в очередях в кассу. В  подобной ситуации и вы, и другие покупатели хотят, чтобы их очередь  подошла как можно скорее. Имея в виду эту цель, зададимся вопросом: как должны быть скоординированы  действия покупателей? Как избежать ситуации, в которой некоторые  очереди будут очень длинными, в то время как некоторым кассирам придется ждать клиентов?

Один из способов состоит в том, чтобы распределить всех покупателей  по определенным очередям. Магазин  может пользоваться стандартным  правилом: покупатели, чьи имена  начинаются с буквы, находящейся  в промежутке от А до Д, встают в очередь 1, покупатели “Е-И” встают в очередь 2 и так далее. Или вместо этого, магазин может нанять  специального служащего, который будет распределять покупателей по разным очередям. Оба эти примера показывают, как действует принцип иерархии. Но супермаркеты на самом деле работают не так. Они позволяют покупателям принимать самостоятельные решения о том,  в какую очередь им вставать, причем, покупатели пользуются информацией, получаемой из собственных наблюдений. Когда вы подходите к ряду касс в магазине самообслуживания, вы прежде всего ищете самые короткие очереди. Затем вы продолжаете ваши рассуждения, основываясь на том, что у одних покупателей тележки полные, другие же покупают один-два товара. Наконец, вы принимаете решение и встаете в ту очередь, которая, на ваш взгляд, будет двигаться быстрее всего. Если вы ошиблись, и другие очереди продвигаются быстрее, чем вы предполагали, то вы можете перейти к другой кассе. Этот подход к решению проблемы дает нам пример стихийного порядка. Он стихийный, поскольку покупатели принимают самостоятельные решения, основываясь на своем непосредственном окружении; это именно порядок, в том смысле, что в результате все очереди примерно одинаковы. Очереди выровнялись, хотя ни один покупатель не имел своей целью выравнивание очередей. Все просто очень хотели выбраться из магазина поскорее.

Анализ экономического поведения  людей в рамках модели “homo economicus” предполагает использование постулата о рациональном экономическом поведении человека. В его основе лежит стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы.

Идея о рациональном экономическом  поведении людей в системе  рыночного хозяйства очень важна. Ведь строить определенные прогнозы в отношении тех или иных последствий, например, государственной экономической  политики возможно только тогда, когда  предполагается, что человек будет  вести себя экономически рационально.

“Если бы люди в обществе не ценили рациональность, а отдавали предпочтение причудам, случайностям и бесполезным  действиям, экономическая теория почти  потеряла бы свою предсказательную силу... ее предсказательная сила выше в тех  областях общественной жизни, где решения  принимаются более обдуманно”34 При этом принято различать полную рациональность экономического поведения, выступающую скорее как теоретическое допущение, и ограниченную рациональность. В первом случае предполагается, что человек наилучшим из возможных способов использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами ( максимум выгод при минимуме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту имеющейся информации из-за трудностей в ее сборе и анализе. В этом случае решения принимаются отчасти на основе опыта, интуиции и пр., а чистый выигрыш (т.е. разница между общими выгодами и общими издержками) в данном случае меньше.

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

            3. ПОВЕДЕНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ МОДЕЛИ  «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»

 

Для проблемы рациональности поведения  модель "экономического человека" интересна тем, что в нее заложено столь сильное понимание рациональности, что более строгого или жесткого, по-видимому, невозможно придумать. "Экономический  человек" в своем поведении, в  выборе благ в соответствии со своими предпочтениями действует предельно  расчетливо, он постоянно максимизирует  разницу между выгодами и издержками, всегда выбирая наиболее оптимальный  для себя вариант действия.

Я хочу отметить, что такое понимание рациональности отличается от понимания рационального действия на уровне здравого смысла. В обыденной жизни мы понимаем рациональное действие как разумное, соответствующее ситуации.

"Рациональная максимизация" также более жесткое требование  по сравнению с известной трактовкой "рационального действия" у  М.Вебера. Как известно, Вебер различал  два его вида: "целерациональное действие" и "ценностнорациональное действие". Последнее в сравнении с рациональностью поведения "экономического человека" вообще вряд ли можно отнести к рациональному поведению. Но и первое с этой точки зрения представляет собой слабый вид рациональности. Во-первых, у Вебера речь идет лишь о соответствии целей и средств в действии и в явном виде не предполагается момент максимизации полезности. Во-вторых, его целерациональное действие как действие "социальное" предполагает "ориентацию на другого". Рациональность же "экономического человека" предполагает, что он действует в соответствии с собственным интересом, и его решения определяются только его собственными предпочтениями, а интересы и цели других людей ему безразличны.

Учитывая столь сильную трактовку  рациональности, которая заложена в  обсуждаемую модель, можно рассматривать  поведение "экономического человека" как парадигму рационального  действия. Однако убедительность этого  тезиса зависит от ответа на ряд  дополнительных вопросов. Прежде всего, эта модель явно противоречит нашему целостному знанию о человеке и его  поведении и несколько коробит  наши моральные чувства. Кроме того, модель рационального экономического поведения, как отмечалось, сложилась не в результате специального изучения человека и его поведения, она вводилась как своего рода априорная антропологическая предпосылка для нужд построения экономической теории. Поэтому оценивать ее реалистичность путем соотнесения с непосредственным опытом недостаточно. Хорошая социальная теория в целом, а также отдельные ее элементы не должны воспроизводить здравый смысл, иначе такая теория была бы просто излишней. В этом отношении предпосылки теории вполне могут быть "контринтуитивными", расходящимися с представлениями повседневного опыта. Помимо этого теория должна объяснять явления, которые выходят за рамки ее первоначальных задач. Это современная экономическая теория достаточно успешно делает, если мы вспомним феномен "экономического империализма".

Тем не менее, остается вопрос о смысле и статусе модели рационального  максимизирующего поведения. Как же на этот вопрос отвечали сами экономисты? Здесь много точек зрения, среди которых можно выделить следующие основные.

Информация о работе Экономический человек и рациональное экономическое поведение