Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить проблемы взаимосвязи между экономикой и экологией и найти способы решения этих проблем.
Объект исследования курсовой работы - взаимосвязь между экономикой и экологией.
Предмет исследования – экономика и экология.
Введение……………………………………………………………………………......3
1 Экономическое развитие и его влияние на экологию…………………………….5
1.1 Противоречивость экономического и экологического развития……………….5
1.2 Экономический рост и проблемы экологии……………………………………..6
1.3 Инструменты государственного регулирования экологической обстановки…8
2 Проблемы экологической ситуации в Российской экономике………………….15
2.1 Глобальная экология и проблемы экономического роста в России………….15
2.2 Проблема нерационального использования природных ресурсов в России…19
3 Основные направления совершенствования современной экономике России..22
3.1 Совершенствование методов рационального использования природных
ресурсов в российской экономике…………………………………………………..22
3.2 Перспективы отечественного рынка экологического страхования…………...24
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………………………..30
Возможность достижения социального равенства. В каждом обществе существуют свои представления о качестве жизни, однако везде признается, что люди должны быть обеспечены минимальными средствами к существованию. В случае экономического роста государству легче найти средства для решения проблемы бедности; рост национального дохода повышает благосостояния всего общества.
Внеэкономические доводы. Замедление или прекращение роста не обеспечит автоматически "хорошую жизнь". Наоборот, консервация сложившихся экономических отношений приведет к упадку и деградации общества. Страны прогрессивного типа развития не могут просто взять и остановиться на одном месте. С другой стороны, следует помнить, что экономический рост приносит улучшение условий труда и позволяет людям тратить больше времени на образование, размышление и самореализацию.
Приведенные выше аргументы за и против экономического роста показывают, что в развитых странах произошел переход от экстенсивного к интенсивному типу экономического роста. Вследствие обострения экологических проблем возникла идея так называемого "нулевого" роста. Ее смысл как раз состоит в том, что нужно стремиться к расширению не количественному, а качественному — не наращивать объемы производства, а максимально полно удовлетворять разнообразные потребности отдельных индивидов и общества в целом.
В отличие от развитых государств развивающимся странам еще только предстоит достичь определенного жизненного уровня, поэтому для них важны и количественные показатели. Преимущества этих стран состоят в том, что они могут учесть ошибки и опыт развитых стран.
1.3 Инструменты государственного регулирования экологической обстановки
Экологическое регулирование - это система активных законодательных, административных и экономических мер и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природопользователей
Для эффективного экологического регулирования первоочередное значение имеет выбор правильных методов и инструментов (рычагов) регулирования.
В настоящее время в области охраны окружающей среды сложился своеобразный симбиоз из административных и рыночных механизмов (так называемый смешанный механизм). Сейчас в мире в этой области насчитывается свыше 80 различных экономических инструментов, включающих мониторинг окружающей среды, управление процессами природопользования, финансирование и стимулирование природоохранной деятельности.
Механизм экологического регулирования должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления природопользованием. В свою очередь, механизм управления природопользованием представляет собой звено механизма управления экономикой в целом; поэтому необходимо ещё согласование методов социально-экономического и экологического управления.
В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.
Первоначально (60-70 гг.) защита окружающей среды в основном опиралась на административные механизмы. Они были основаны на неокейнсианской концепции. Использовались запреты, лицензии, ограничения (лимиты), административные и уголовные меры. Экономические методы управления природопользованием широко использовались в 80-90-ые гг. Они же базировались на неоклассической концепции (на принципах рыночного регулирования). Практика показывает, что административно-правовые и экономические механизмы охраны природы необходимо использовать комплексно.
Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают:
- природоохранное законодательство;
- совокупность экологических стандартов и нормативов;
- систему лицензирования хозяйственной деятельности;
- методы и инструменты прогнозирования, планирования и составления
программ природоохранной деятельности.
К административно-контрольному блоку относятся также так называемые «мягкие» инструменты:
- экологический мониторинг;
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов;
- экологический аудит;
- экологическая сертификация (маркировка);
- добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.
Экономическими рычагами могут быть:
-система экономических инструментов природоохранной деятельности;
- система финансирования природоохранных мероприятий;
- платность природопользования;
-ценообразование с учетом экологического фактора на первичные и вторичные ресурсы;
- создание рынка природных ресурсов;
- экологическое страхование;
- экологическая экспертиза проектов;
- лицензирование природопользования;
-создание механизма реализации государственных и региональных экологических программ.
Все эти направления связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике. Следует отметить, что сам механизм природопользования должен носить рыночный характер, однако основные его параметры (ставки, нормативы, цены на продукцию монополистов и т.п.), т.е. «правила игры», устанавливаются государством.
Система экономических инструментов природоохранной деятельности включает в себя:
- налоговую политику;
-субсидии и льготное кредитование;
-ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения;
-продажу прав на загрязнение;
-использование принципа «залог—возврат»;
-штрафы;
-платежи за загрязнение и размещение отходов.
Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих деятельность в сфере охраны окружающей среды и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.
Рассмотрим подробнее различные методы государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
1) Принцип нормативного качественного состояния окружающей среды. Он положен в основу проведения экологической политики и её финансирования в большинстве развитых странах и достигается путём установления стандартов на загрязнения различного рода. Например, определяется максимально допустимый объём выбросов вредных веществ на единицу оборудования, устанавливаются нормы уменьшения количества выбросов, предельно допустимое содержание вредных веществ и т. п. Акцент делается на законодательные ограничения вредного воздействия, государственное нормирование, контроль и санкции. Законы по охране природы основываются на принципе «загрязнитель платит», который был введен ОЭСР в 1972 г. Он означает, что «загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей». Нормативное регулирование служит сегодня основным способом воздействия экологической политики на хозяйственную деятельность, инвестиционную активность, инновационный процесс.
В России система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норма определены законом «Об охране окружающей природной среды», который был принят в 1991 г.
Преимущество нормативного регулирования – оперативность его внедрения в практику и эффективность с экологической точки зрения.
Оно используется в особо тяжёлых случаях, когда необходимо срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью экосистемы.
Однако в экономическом плане инструментам принуждения свойственны существенные недостатки, поскольку в результате их использования экологические цели достигаются главным образом за счёт высоких затрат. Нормативное регулирование, как правило, не учитывает индивидуальных затрат на различных предприятиях. Однако широкая дифференциация норм на основании различий в затратах на мероприятия по защите окружающей среды, необходимая для создания равных условий в конкурентной борьбе и снижения общих экономических затрат, практически неосуществима в силу большого разнообразия продукции, оборудования и технологий. К тому же для контроля потребовалось бы огромное число дополнительных служащих.
Нормативное регулирование не обеспечивает также долгосрочных стимулов для эффективного предотвращения выбросов вредных веществ в окружающую среду. Предприятие не получает выгоды от исследований и разработок, приводящих к снижению степени загрязнения окружающей среды.
2) Макроэкономические методы. Экономическая эффективная экологическая политика государства основывается на гибком сочетании макроэкономических мер и мероприятий, имеющих собственно экологическую направленность. Макроэкономические меры – это меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне отдельных секторов (народнохозяйственных комплексов). Они могут не иметь в явном виде экологических целей. Среди таких мероприятий можно выделить структурную перестройку, изменение обменного курса национальной валюты, сокращение дефицита государственного бюджета, кредитно-финансовую политику, либерализацию внешней торговли, усиление роли частного сектора, институциональные преобразования, реформы цен и налогообложения в основных секторах экономики, создание условий для иностранных инвестиций и т. д. Все эти мероприятия, механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической ситуации.
Так, осуществляемый в России переход к рынку предполагает жесткие экологические рамки для альтернативных вариантов развития. В условиях жёсткой конкуренции, массовых банкротств, ужесточения финансовой ситуации для предприятий (вне зависимости от их типа – государственных, кооперативных, акционерных, частных и от сферы деятельности – промышленности, сельского хозяйства и т. д.) одной из первых жертв борьбы за выживание становиться природа. Предприятия стремятся всячески экономить на природоохранных мерах, приобретении экологического оборудования, так как экологические затраты не увеличивают выпуска основной производственной продукции. Скрываются выбросы и сбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов для того, чтобы избежать платы за них, штрафов и т. д. С учётом отдалённых эколого-экономических последствий недостаточный учёт экологических аспектов ведения хозяйства при проведении макроэкономических преобразований может привести к разрешению природной среды, что, в конечном счёте, разрушит и саму экономику, и рынок.
На макроэкономическом уровне государственное регулирование должно носить экологосбалансированный характер. Например, суть экологически ориентированного изменения структуры экономики состоит в стабилизации роста и объёмов производства природоэксплуатирующих, ресурсодобывающих отраслей при быстром развитии на современной технологической основе всех производств, связанных с преобразованием природного вещества. Речь идёт о глобальном перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в пользу ресурсосберегающих отраслей и видов деятельности. Такая структурная перестройка экономики позволит значительно уменьшить природоёмкость производимой продукции и услуг, снизить нагрузку на окружающую среду и сократить общую потребность в природных ресурсах.
3) Специальные механизмы и инструменты. Система специальных механизмов и инструментов, непосредственно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие собственно экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Её основные элементы следующие:
-непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (организация и финансирование соответствующих НИОКР, подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций);
-административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т. е приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде);
-государственное экономическое стимулированию и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);
-меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение и др.);
- формирование и реализация экологических программ.
Таким образом, современный механизм регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования функционирует на рыночной основе с элементами мер принуждения как экономического, так и неэкономического характера.
Рассмотрим более подробно некоторые экономические инструменты государственного регулирования природоохранной деятельности.