Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа
Труды и разработки известных российских ученых, как правило, оригинальны; многие выводы и обоснования имеют не только национальную, но и более широкую значимость. Изучению творческого наследия отечественной экономико-математической школы посвящены работы Н.Н. Шапошникова, Н.С. Шухова, А.А. Белых. В числе российских экономистов-математиков можно назвать Ю.Г. Жуковского, построившего модель ренты в земледелии;
Введение…………………………………………………...................................3
Глава1. Отечественная экономико-математическая школа…….............6
1.1. Этапы развития отечественной экономико-математической школы….. 6
1.2. Вклад А.Н. Челинцева в развитие мировой экономической мысли…..13
1.3. Л.В. Канторович и его вклад в развитие мировой экономической мысли…………………………………………………………………………...17
Глава 2. Современная экономико-математическая школа…………20
2.1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова…………………………………………….……………………...202.2. Экономико-математическая школа России в настоящее время………….…………...................................................................................26
Глава 3. Программа современной экономико-математической школы …………………………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………...39
Оглавление
Введение…………………………………………………...
Глава1. Отечественная экономико-математическая школа…….............6
1.1. Этапы
развития отечественной
1.2. Вклад А.Н. Челинцева в развитие мировой экономической мысли…..13
1.3. Л.В.
Канторович и его вклад в развитие мировой
экономической
мысли…………………………………………………………………
Глава 2. Современная экономико-математическая школа…………20
2.1. Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова…………………………………………….……
Глава
3. Программа современной
экономико-математической
школы ………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………...39
Введение
Один из феноменов российской науки — разработка теоретических идей, основанных на применении математических методов в экономических исследованиях. Традиция, возникшая во второй половине прошлого века, складывалась, с одной стороны, на базе выступлений «чистых» математиков, прилагавших свои знания для анализа экономических взаимосвязей, а с другой — на основе разработок профессиональных экономистов, использовавших математический аппарат для количественных оценок хозяйственных процессов. Развитие экономических воззрений в России проходило под влиянием практики, в тесной связи с общим движением науки в других странах.
Труды
и разработки известных российских
ученых, как правило, оригинальны; многие
выводы и обоснования имеют не
только национальную, но и более
широкую значимость. Изучению творческого
наследия отечественной экономико-
При освещении истории российской экономической науки важно избежать крайностей. Было бы неверно представлять отечественную науку как простое перенесение на русскую почву экономических идей Запада. Не следует впадать и в другую крайность: развитие социально-экономической мысли не есть прямое и непосредственное отражение уровня развития производства.
Одной из особенностей экономической мысли в России является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений. Это отличает и самобытную "Книгу о скудости и богатстве" Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), и программу революционных преобразовании Павла Ивановича Пестеля (1793-1826), и теорию политической экономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), и труды буржуазных либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821-1884), Александра Ивановича Чупрова (1842-1908), и работы теоретиков социального направления Николая Ивановича Зибера (1844-1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865-1919).
На протяжении длительного времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований. Дискуссии шли о проблемах общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений.
В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые. К примеру, Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915) был не только министром финансов, но и автором теоретических трудов. О неизбежной необходимости и полной естественности прошлых и предстоящих постепенных, но решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономической жизни и управления писал в "Заветных мыслях" Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). В России, отмечает А. В. Аникин, в меньшей степени, чем где-либо, политическая экономия была университетской и академической наукой. Проблемы экономического развития активно обсуждались в широких кругах, в государственном аппарате и в печати.[13]
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей современной экономической школы России на основе разработок учёных прошлых лет и знакомство с программой современной экономико-математической школы.
Объектом изучения являются особенности и пути развития современной российской экономико-математическую школы, которая, конечно же, отличается от школ прошлого, однако смысл остаётся один: обучить старым знаниям и дать толчок для образования новых теорем.
Предметом выступает программа современной экономико-математической школы.
Актуальность и новизна данной тематики заключается в ряде установленных отличий современной школы от особенностей отечественной экономико-математической школы, как предпосылки современности.
Задачи курсовой работы:
Глава1. Отечественная экономико-математическая школа
XIX
столетия в экономической
Защитники применения математического метода в экономической науке, отмечал Билимович, указывают на следующие важные преимущества этого метода:
1.
Математический язык дает
2. Изложение самого рассуждения при употреблении математического языка сжато и точно. Если даже математический метод не обладает никакими особыми свойствами, предупреждающими возможность ошибок, то все же благодаря ему ошибки гораздо легче могут быть замечены.
3. Математическая формулировка задач дает специальный способ убеждения в достаточности имеющихся для решения поставленной задачи данных, равно как позволяет убеждаться в том, что в числе имеющихся данных нет излишних, ненужных для разрешения задачи. Способ этот состоит в сопоставлении числа неизвестных с числом уравнений и в требовании, чтобы число вторых было равно числу первых. Когда имеющиеся данные недостаточны для разрешения задачи, "нематематик" с гораздо большим трудом покажет их недостаточность и исправит дефект указанием того, какие дополнительные условия необходимы и достаточны для решения.
4.
Математический метод
5.
Наконец, математический метод
открывает возможность
Все это, замечают защитники математического метода, говорит о важности этого метода".
Противники, по мнению Билимовича, приводят следующие аргументы (заметим, что эти аргументы вточности повторялись и в советское время, можно услышать их и сейчас):
1.
Применение этого метода
2.
Введение математической
3. Все то, что содержится в трудах экономистов-математиков, может быть получено и изложено без математики.
Значение этого аргумента Билимович указывает на то, что все логическое содержание тех результатов в области общей теории экономических явлений, которые получены экономистами-математиками, действительно, могло быть получено обычной логикой и речью. Но ведь и логическое содержание выводов других наук также в массе случаев может быть выражено и даже доказано без математической символики.
Один из феноменов российской науки — разработка теоретических идей, основанных на применении математических методов в экономических исследованиях. Традиция, возникшая во второй половине прошлого века, складывалась, с одной стороны, на базе выступлений «чистых» математиков, прилагавших свои знания для анализа экономических взаимосвязей, а с другой — на основе разработок профессиональных экономистов, использовавших математический аппарат для количественных оценок хозяйственных процессов. Изучению творческого наследия отечественной экономико-математической школы посвящены работы Н.Н. Шапошникова, Н.С. Шухова, А.А. Белых. В числе российских экономистов-математиков можно назвать Ю.Г. Жуковского, построившего модель ренты в земледелии; И.А. Столярова, впервые обосновавшего функцию общественной полезности для всей совокупности хозяйственных благ; B.C. Войтинского, осуществившего анализ взаимосвязей между ценой, спросом и полезностью. Особый интерес представляют работы В.К. Дмитриева и Е.Е. Слуцкого, получившие признание не только в нашей стране, но и в мире. Связи между отраслями сложны, многогранны, многоступенчаты. Но производителю важно знать, допустим, как в случае увеличения выпуска автомобилей возрастет количество расходуемой электроэнергии на все операции по производству стали, алюминия, пластмасс, основных узлов, многочисленных деталей, сборку автомашины. Или: сколько килограммов угля потребуется сжечь, чтобы приготовить пищу и накормить обедом одного человека, если учитывать все без исключения затраты, начиная с выращивания сельскохозяйственных продуктов, их превращения в продукты питания и кончая транспортировкой и приготовлением пищи. Проследить всю многообразную цепочку взаимосвязей — следующая ступень анализа. Прежде всего требовалось найти способ исчисления всей совокупности полных затрат. Разрешить эту задачу, значило разрешить противоречие, которое экономисты усматривали в работе Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Автор «Начал» считал, что цена слагается из доходов участников производства, т.е. доходов получателей заработной платы и прибыли. Рикардо упрекали в том, что одно неизвестное, в данном случае — цену, он выводит из других неизвестных — цены труда (заработной платы) и цены капитала (прибыли). В результате возникало логическое противоречие — рикардианское объяснение цены издержками вращалось в замкнутом круге: одно неизвестное определялось другими неизвестными. Попытку извлечь теорию издержек из магического круга предпринял В.К. Дмитриев (и небезуспешно). Он предложил две математические модели цены.