Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа
Труды и разработки известных российских ученых, как правило, оригинальны; многие выводы и обоснования имеют не только национальную, но и более широкую значимость. Изучению творческого наследия отечественной экономико-математической школы посвящены работы Н.Н. Шапошникова, Н.С. Шухова, А.А. Белых. В числе российских экономистов-математиков можно назвать Ю.Г. Жуковского, построившего модель ренты в земледелии;
Введение…………………………………………………...................................3
Глава1. Отечественная экономико-математическая школа…….............6
1.1. Этапы развития отечественной экономико-математической школы….. 6
1.2. Вклад А.Н. Челинцева в развитие мировой экономической мысли…..13
1.3. Л.В. Канторович и его вклад в развитие мировой экономической мысли…………………………………………………………………………...17
Глава 2. Современная экономико-математическая школа…………20
2.1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова…………………………………………….……………………...202.2. Экономико-математическая школа России в настоящее время………….…………...................................................................................26
Глава 3. Программа современной экономико-математической школы …………………………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………...39
Огромный
научный потенциал, уникальные возможности
для междисциплинарных
Специальности
и направления:
Факультеты
и кафедры университета всегда уделяли
много внимания повышению качества
подготовки специалистов. Многое делается
и сегодня по обновлению и совершенствованию
процесса обучения студентов и аспирантов.
На ряде факультетов предусматривается
двухступенчатая структура образования
(бакалавр - магистр). В новых учебных планах
усилена роль самостоятельной работы,
связь с практикой, с будущей работой выпускника.
Одной из важнейших стала проблема гуманитаризации
образования. Преподаватели созданного
межфакультетского центра социально-гуманитарного
образования ведут на естественных и гуманитарных
факультетах занятия по отечественной
и мировой истории и культуре, филологии,
экономике, праву, искусству. Студенты
университета могут заниматься по индивидуальным
планам, обучаться и слушать лекции по
нескольким специальностям на разных
факультетах. Много внимания уделяется
здоровью студентов. Дважды в неделю на
первых двух курсах предусмотрены обязательные
занятия физической культурой и спортом.
На старших курсах эти занятия могут быть
факультативно продолжены в спортивных
секциях, а также в платных оздоровительных
группах. [7]
Система
образования:
Для
обучения в МГУ характерно сочетание
учебной и научной работы, фундаментальной
подготовки в избранной отрасли
науки с узкой специализацией.
Обычно фундаментальная основа закладывается
на первых двух-трех курсах. Узкая специализация
начинается после этого.
Одной из важнейших особенностей учебного
процесса в университете является соединение
обучения с ведением самостоятельной
научной работы, направление которой выбирают
сами студенты. Работа в научных кружках,
научно-студенческих обществах, участие
в студенческих конференциях наряду с
занятиями на семинарах, на специальных
семинарах позволяют студентам сделать
правильный выбор. Многие студенческие
работы печатаются в научных журналах
и сборниках.
На
ряде факультетов - историческим, филологическом,
экономическом, социологическом, журналистики
и психологии - существует вечерняя форма
обучения, а на факультете журналистики
и заочная.
Срок учебы в МГУ - 5-6 лет в зависимости
от факультета и формы обучения. Оканчивая
университет, студент подготавливает
и защищает дипломную работу. Обучение
в университете, как правило, бесплатное.
Но в связи с развитием рыночных отношений
решено с 1992 года сверх плана приема зачислять
до 15% абитуриентов для платного обучения.
Каждый успевающий студент получает государственную
стипендию. Иногородним студентам предоставляется
общежитие. Выпускники университета работают
в вузах, научно-исследовательских институтах,
школах, сферах производства и культуры,
государственном аппарате, общественных
и частных организациях. В соответствии
с Уставом МГУ студенты и аспиранты имеют
свои представительные органы для решения
вопросов студенческой и аспирантской
жизни. Главным органом такого самоуправления
является студенческий совет МГУ. Московский
университет служит также признанной
школой повышения квалификации кадров.
Ежегодно в МГУ проходят курс переподготовки
до 5 тыс. преподавателей и сотрудников
предприятий, учреждений и вузов. Специалистам,
имеющим стаж практической работы, предоставляется
возможность овладевать последними достижениями
науки и техники на специальных отделениях
- "инженерных потоках" - ряда естественных
и гуманитарных факультетов. Организацией
этой работы занимается Центр переподготовки
научно-педагогических кадров и Институт
повышения квалификации преподавателей
социально-гуманитарных наук.
Научная
деятельность:
В
реализации научных и культурно-
Крупнейшей университетской библиотекой
является Научная библиотека им. А.М.Горького.
Ее фонды насчитывают около 8 млн. томов,
из них более 2 млн. -литература на иностранных
языках. Библиотека МГУ обслуживает в
год около 55 тыс. читателей, которым выдается
5,5 млн. книг.
Международное сотрудничество:
Велики
международные связи
С 1946 года, когда в университете появились
первые иностранные учащиеся, подготовлено
свыше 11 тыс. высококвалифицированных
специалистов для 150 зарубежных стран.
Ежегодно в МГУ обучаются свыше 2 тыс. студентов
и аспирантов из многих государств мира.
Более 400 человек занимаются на курсах
предуниверситетской подготовки для иностранных
граждан.
Важнейшими областями научно-технического
сотрудничества являются: совместная
разработка научных проблем, обмен профессорами
и преподавателями для ведения педагогической
и научной работы, а также студентами и
аспирантами для различных форм стажировок.
Каждый год университет принимает на различные
краткосрочные формы обучения свыше 2
тыс. иностранцев и направляет примерно
столько же своих представителей во все
уголки земного шара. В МГУ действуют международные
курсы ООН по демографии, гидрологические
курсы ЮНЕСКО, Международный центр по
биотехнологиии, Международный научно-лазерный
центр, система курсов и семинаров по русскому
языку для иностранных преподавателей.
В 1991 году открыты Французский университетский
коллеж, Русско-американский университет,
Институт германской науки и культуры.
Более 60 ученых, государственных и политических
деятелей из зарубежных стран избраны
почетными докторами и профессорами Московского
университета. В свою очередь многие крупные
ученые МГУ являются почетными членами
зарубежных академий и университетов.
[12]
Развитие
экономико-математического
Экономико-Математическая Школа работает при Экономическом факультете МГУ с 1968 года. За это время через стены школы прошли тысячи учеников, многим из которых она дала неоценимые знания и опыт. Большинство людей, учившихся в школе, не забывают о ней, а многие впоследствии становятся ее преподавателями [10].
В ЭМШ чтят традиции образования в МГУ, поэтому школа является бесплатной. Также и преподаватели работают в ней, не получая заработной платы. ЭМШ является вечерней школой дополнительного образования, поэтому она абсолютно не мешает, а лишь помогает основному школьному образованию. Занятия в ЭМШ проводятся в традиционной для Университета форме лекций или семинаров по разным предметам – от экономики и математики до истории, русского языка, литературы и обществоведения. Ученики сами выбирают нужные именно им дисциплины. Традиционно в ЭМШ преподают студенты, аспиранты и преподаватели различных факультетов МГУ, поэтому общение и учеба в школе становятся не только полезными, но и интересными, занимательными. В 2007 году все ученики ЭМШ поступили в ВУЗы Москвы, а на экономическом факультете сейчас учится около 70% выпускников ЭМШ.
Чтобы стать учащимся ЭМШ, необходимо пройти вступительные испытания:
Вступительные экзамены для учащихся 9, 10 и 11 классов традиционно проводятся в третье воскресенье сентября. Дополнительного набора в течение года НЕ проводится. Ежегодно в марте ЭМШ проводит Экономико-математическую олимпиаду для школьников 9, 10 и 11 классов. Победители Олимпиады получают возможность учиться в ЭМШ без сдачи вступительных экзаменов.
В 2008 году Экономико-Математической школе исполнилось 40 лет. [14]
Настоящая программа читается
в Экономико-математической
Основная
цель курса: ознакомить школьников с микро-
и макроэкономикой первого уровня; на
основе теоретического материала научить
их решать практические задания. Структура
программы была определена спецификой
предмета. Первая часть занятий отведена
под изучение базовых понятий микроэкономики,
таких как: экономические системы, спрос,
предложение и рыночное равновесие, производство
и потребление, рыночные структуры. Вторая
часть курса посвящена макроэкономическим
аспектам экономической теории. Более
подробно рассмотрены вопросы государственной
экономической политики, проблемы инфляции
и безработицы, международные экономические
отношения.
Занятия проводятся в форме лекций. В дополнительное
время помимо лекций проводятся семинары
по соответствующим темам.
Данный курс преподаётся в ЭМШ на протяжении
нескольких лет, экзамен по нему является
обязательным для всех её выпускников.
[7]
Программа курса «Введение в экономику»
Преподаватели:
Егорова Татьяна Сергеевна
и Петрова Ольга Васильевна, 3 курс экономического
факультета МГУ им. Ломоносова.
Цели и задачи курса:
Дать представление
школьникам о микро- и
9-11 классы.
Форма проведения занятий и контроля:
Занятия проводятся
в форме лекций и семинаров,
предполагающих изложение
В рамках контроля за успеваемостью учащихся
предусмотрены:
•Тесты на каждой лекции (10-15 минут)
•Домашние контрольные работы по темам:
«Спрос, предложение и рыночное равновесие»
и «Рыночные структуры», «Расчет макроэкономических
показателей» и «Международная экономика»
•Контрольные работы в лекционное время
по темам: «Потребление и производство»
и «Государственное управление экономикой.
Инфляция и безработица».
План занятий
Часть I (первый семестр)
1. Предмет экономики. Базовые
экономические понятия:
2. Основные вопросы экономики: что, как
и для кого производить. Экономическая
система. Функции экономической системы.
Виды экономических систем: традиционная,
централизованная (командная), рыночная
и смешанная.
3. Спрос. Величина спроса. Закон и кривая спроса. Нормальные товары и товары низшей категории. Предложение. Величина предложения. Закон и кривая предложения.