Экономико-математическая школа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание

Труды и разработки известных российских ученых, как правило, оригинальны; многие выводы и обоснования имеют не только национальную, но и более широкую значимость. Изучению творческого наследия отечественной экономико-математической школы посвящены работы Н.Н. Шапошникова, Н.С. Шухова, А.А. Белых. В числе российских экономистов-математиков можно назвать Ю.Г. Жуковского, построившего модель ренты в земледелии;

Содержание

Введение…………………………………………………...................................3

Глава1. Отечественная экономико-математическая школа…….............6
1.1. Этапы развития отечественной экономико-математической школы….. 6

1.2. Вклад А.Н. Челинцева в развитие мировой экономической мысли…..13

1.3. Л.В. Канторович и его вклад в развитие мировой экономической мысли…………………………………………………………………………...17

Глава 2. Современная экономико-математическая школа…………20

2.1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова…………………………………………….……………………...202.2. Экономико-математическая школа России в настоящее время………….…………...................................................................................26

Глава 3. Программа современной экономико-математической школы …………………………………………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………34

Список использованной литературы……………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

Мой курсач по эконом теории.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

     4. Функционирование рынка: взаимодействие  спроса и предложения. Рыночное  равновесие. Равновесная цена и  количество. Задачи на равновесие. 
5. Виды товаров: заменители (субституты) и дополняющие товары (комплименты). Точечная, дуговая, перекрёстная эластичность спроса по цене. Взаимосвязь эластичности спроса и выручки продавцов. Эластичность предложения. Ценовые и неценовые факторы эластичности спроса и предложения. Домашняя контрольная работа по теме: «Спрос, предложение и рыночное равновесие».

     6. Поведение потребителя. Полезность. Закон убывающей предельной полезности. Правовые аспекты потребительского  поведения. Потребительский доход. Влияние изменения цен на доход потребителя. Эффекты дохода и замещения. Номинальный и реальный доход. Потребительский кредит.

     7. Контрольная работа на тему  «Потребление и производство». 
8. Рынок труда. Экономически активное и неактивное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная формы оплаты труда. Правовые аспекты трудовых отношений.

     9. Понятие фирмы. Цели и задачи  фирмы. Основные типы фирм. Организационно-правовые  формы товарищества. Производственные  кооперативы. Унитарные предприятия. Организационно-правовые формы общества. Источники финансирования предприятий. Ценные бумаги: акции и облигации. Открытые и закрытые акционерные общества. 
10. Процесс производства. Факторы производства: земля, труд, капитал. Понятие капитала. Физический и финансовый капитал. Производительность факторов. Понятие издержек. Виды издержек: экономические и бухгалтерские; переменные и постоянные; общие, средние и предельные. Средний и предельный продукт производства.

     11. Понятие рыночной структуры. Критерии определения рыночной структуры. Совершенная конкуренция. Монополия, распределение рыночной власти при монополии, естественные монополии. Олигополия. Поведение фирм-олигополистов на рынке. Монополистическая конкуренция. Роль дифференциации продукта при монополистической конкуренции. Домашняя контрольная работа по теме: «Рыночные структуры». 
12. Экзамен

     13. Пересдача.

      
Часть II (второй семестр)

      
1. Предмет макроэкономики. Совокупное  предложение и совокупный спрос.  Макроэкономические показатели. Оценка  результатов экономической деятельности. Валовой внутренний продукт. Валовой национальный продукт. Методы подсчета ВВП и ВНП по доходам, расходам и добавленной стоимости продукции. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен: дефлятор и ИПЦ.

     2. Участие государства в экономической жизни общества. Основные функции государства в экономике. Методы воздействия государства на экономику. Общественные блага и внешние эффекты. Перераспределение доходов. Теневая экономика. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг. Домашняя контрольная работа по теме: «Расчет макроэкономических показателей».

     3. Налоги. Основные виды налогов:  прямые и косвенные. Налоговая  политика государства. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная  система налогообложения. Оптимальная ставка налога. Таможенные пошлины. Внебюджетные фонды.

     4. Деньги. Функции денег: обращение,  сбережение, мера ценности. Наличные  и безналичные деньги. Денежная  масса. Ликвидность. Скорость  обращения денег. Денежный рынок.  Банки. Центральный и коммерческие банки. Функции Центрального банка. Кредитно-денежная политика государства. 
5. Инфляция. Причины инфляции: инфляция спроса и издержек. Последствия инфляции. Дефляция. Гиперинфляция. Стагфляция. Занятость и безработица. Уровень безработицы. Виды безработицы: фрикционная, структурная и циклическая. Профсоюз и государственное регулирование рынка труда.

     6. Контрольная работа по теме  «Государственное управление экономикой. Инфляция и безработица».

     7. Международное разделение труда.  Международная экономика. Экспорт и импорт. Импортные пошлины (тарифы) и квоты. Теория абсолютных преимуществ и сравнительных преимуществ. Государственная политика в области международной торговли: протекционизм, демпинг и политика свободной торговли.

     8. Движение факторов производства. Экспорт капитала. Прямые иностранные инвестиции. Транснациональные корпорации. Экономическая интеграция. Основные виды экономической интеграции: торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Международные и региональные экономические организации.

     9. Международные финансовые отношения.  Валюта. Валютный рынок. Валютный  курс. Номинальный и реальный  валютные курсы. Паритет покупательной  способности. Валютные интервенции.  Девальвация и ревальвация. Конвертируемость. Валютный коридор. Домашняя контрольная работа по теме: «Международная экономика».

     10. Страны с переходной экономикой. Тоталитарная система. Либерализация:  «шоковый» и градуалистический  (постепенный) варианты. Приватизация. Создание институтов рыночной экономики. Россия в переходный период: наследство командной системы, рыночные реформы, текущая ситуация.

     11. Экзамен.

     12. Пересдача. [10]

     В заключении можно сказать, что разработка математических методов и моделей  оптимизации отдельных производственно-экономических процессов, общественного производства в целом, оказалось тесно связанной с конкретными проблемами экономической теории: теорией стоимости, ценообразования. Во всей полноте вновь встала проблема измерения затрат и результатов производства, эффективности капиталовложений и путей рационального использования ресурсов производства. Возникла необходимость выявления сущности предельных величин, их роли в экономическом анализе, в процессах ценообразования и определения эффективности затрат. Применение математических методов и моделей в экономике поставило перед экономической наукой ряд важных методологических проблем, связанных с выяснением закономерностей оптимизации общественного производства и его отдельных процессов, вызвало необходимость анализа и обобщения теоретических основ математического моделирования народнохозяйственных процессов. [12]

     Заключение 

       Первым представителем математического направления является французский экономист А. Курно (1801-1877), который в 1838 г. выпустил книгу "Исследование математических принципов теории богатства". Курно рассматривал основные экономические категории как функции определенных переменных, например, спрос - как функцию цены D = F (p).    Защитники применения математического метода в экономической науке, отмечал Билимович, указывают на следующие важные преимущества этого метода:

     1. Математический язык дает ясную  и строгую формулировку исходных  положений. Такая точная формулировка  приносит громадные выгоды и  служит важной гарантией правильности научного построения, хотя, конечно, нахождение этих исходных положений и полноты их математика сама по себе обеспечить не может.

     2. Изложение самого рассуждения  при употреблении математического  языка сжато и точно. Если  даже математический метод не обладает никакими особыми свойствами, предупреждающими возможность ошибок, то все же благодаря ему ошибки гораздо легче могут быть замечены. Поэтому основы математики применяются в экономическом анализе. Тем более, математическими расчетами, графиками, диаграммами легче представить информацию, легче найти выход из экономического кризиса.

     Можно сделать вывод, что до настоящего момента история русской экономической  мысли рассматривалась в ограниченных пределах западноевропейской экономической  мысли. И это не случайно, так как именно западноевропейская экономическая мысль оказала решающее влияние на формирование современных представлений о законах и механизме функционирования рыночной системы хозяйства. Однако, история развития русской экономической мысли, отличающаяся определенным своеобразием, также представляет значительный  интерес. Её специфика заключается в следующем: во-первых, большинству работ русских экономистов в высокой мере присущ дух социал-экономического реформаторства. Это объясняется как внутренними условиями развития страны, так и сильным влиянием марксизма на все течения русской экономической мысли, начиная со второй половины девятнадцатого века. Во-вторых, для большинства экономистов России особое значение имеет крестьянский вопрос и весь комплекс связанных с этим социально-экономических проблем. В-третьих, в российской экономической мысли всегда большое значение придавалось общественному сознанию, этике, активной роли политики, другими словами, внеэкономическим факторам. Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше помогут понять специфику русской экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие от Центральной и Западной Европы, не получило юридического закрепления римское право собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Именно там многовековая культура частной собственности развила такое качество экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм. В России же на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной собственности, а на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное влияние на отношение к институту частной собственности, наложив на него соответствующий нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно убеждение, что "человек выше принципа собственности". На мой взгляд, это определяет русскую социальную мораль и экономическое поведение. И потому явление "кающегося дворянства" - особенность чисто русская. Еще одна российская традиция - склонность к утопическому мышлению, стремление мыслить не реалиями, а образами желаемого будущего. С этим же связана традиция полагаться на "авось", неприязнь к точным расчетам, строгой деловой организации. Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью. Что касается хозяйственных российских традиций, то, несмотря на их многообразие, они на протяжении веков складывались вокруг двух осевых линий: традиции огосударствления и традиции общинности. [8]

     Говорить  о дальнейшей судьбе российской экономической науки можно с чувством оптимизма или пессимизма, как, строго говоря, и о будущем самой страны. Сегодня мы живем в условиях острейшего, жестокого противоборства сторонников Вашингтонского консенсуса с его стремлением навязать всем универсальные решения, с одной стороны, и борцами за восстановление самобытных традиций России, сторонниками многоцветного, многопрофильного понимания будущего современной цивилизации - с другой. В ходе этого противоборства решается и вопрос, о возрождении российской школы экономической мысли как органической части мировой науки. Речь идет не о возврате к старому, а об умении осознать реалии наступающего века. [14]

     На  мой взгляд, есть основание полагать, что завтрашний день принадлежит тем, кто активно включится в создание новой парадигмы обществоведения, кто определит место страны в системе альтернативных вариантов ее будущего развития, кто сумеет сочетать анализ глобальных изменений в мире с сохранением уникальности российской цивилизации.

     Выводы:

     1. Научный путь оганизационно-производственной  школы привел к созданию фундаментального  направления в экономической  теории — учения о некапиталистических  системах хозяйствования, которое  во многом объясняет экономическое  поведение любых организаций, не ставящих целью своей деятельности получение прибыли. Суть представителей организационно-производственной позиции состояла в том, что в сельском хозяйстве кооперативная концентрация производства оказалась экономически выгодней, чем дальнейшее отстаивание подлежащей кооперированию сферы аграрной деятельности. В связи с изучением вопросов организации крестьянского хозяйства и развития кооперации находилось и такое направление научного поиска ученого, как теория дифференциальных оптимумов крестьянского хозяйства. Творческое наследие представителей организационно-производственной остается актуальным и в настоящее время.

     2. Крупнейший русский ученый в  области организации и экономии  сельского хозяйства России и  СССР - Александр Николаевич Челинцев  – занимает особое место в плеяде ученых и практиков, сыгравших выдающуюся роль в развитии экономической, сельскохозяйственной и статистической науки конца XIX – 30-х гг. XX вв. Огромен диапазон его научных работ, в которых разработаны вопросы организации и экономики крестьянского хозяйства, его производства и потребления, кредитов и рыночных отношений, сельскохозяйственной кооперации. С этими проблемами тесно связаны работы по сельскохозяйственной географии, урожайности сельскохозяйственных культур, животноводству, сельскохозяйственному районированию и планированию, статистике. Им были заложены основы «организационно-производственной школы» в аграрной науке. Его книги представляют собой фундаментальный экономический анализ положения крестьянства основной сельскохозяйственной полосы предреволюционной России.

Информация о работе Экономико-математическая школа в России