Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является статистическое изучение финансового состояния предприятия. А цель проведения статистического изучения - выявление тенденции развития компании в прошлом, оценка ее сегодняшнего положения, обоснование ее развития в будущем, определение степени ее деловых и финансовых рисков.
Введение ………………………………………………………………… 3-4
Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия как основных показателей финансовой деятельности предприятия …............................................................................................5-21
§1. Значение финансового анализа в современных условиях …………5-6
§2. Классификация методов и приёмов анализа ………………………..6-8
§3. Формирование финансовых результатов предприятия. Понятие и характеристика прибыльности и рентабельности предприятия ………8-16
§4. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия…………………………………………………………….....16-21
Глава 3. Экономико-статистический анализ основных показателей финансовой деятельности предприятия (на примере ООО «Агромашхолдинг») ………………………………………………………22-33
1). Краткая характеристика объекта исследования- предприятия ООО «Агромашхолдинг»………………………………………………………..22
2). Экономико-статистический анализ основных показателей финансовой деятельности предприятия ООО «Агромашхолдинг»…………………23-36
Заключение………………………………………………………………….37
Список используемой литературы………………………………………….38
Собственный капитал - капитал, безусловным и исключительным владельцем которого является собственник (или собственники) предприятия.
К собственному капиталу следует отнести уставной фонд (акционерный капитал), т. е. первоначальные и последующие вложения собственных средств собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли.
Прибыль – основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.
В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей финансовых менеджеров. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.
Субъективные факторы: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.
Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.
Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении отдельных товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т.е. за счет инфляционного накопления прибыли. Отсутствует связь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что свидетельствуют о расстройстве экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как в обществе в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников.
В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции, работ, услуг, которая поступает на расчетный счет предприятия. В настоящее время предприятие имеет право самостоятельно определять методы исчисления выручки в зависимости от выбранной учетной политики. Законодательно определены два метода учета выручки от реализации продукции (работ, услуг):
1)по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления контрагенту расчетных документов;
2)по мере оплаты и поступления денег на расчетный счет.
В Российской Федерации наибольшее распространение получил второй метод, поскольку позволяет предприятиям производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги платежи имеется реальный денежный источник. Однако в случае авансовых расчетов за отгруженную продукцию (работы, услуги) общий размер денежных средств не всегда совпадает с фактической реализацией, поскольку возможна такая ситуация, что деньги на основе предоплаты поступили, а продукция не только не отгружена, но и не произведена.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения авансированного в производство продукции (работ, услуг) капитала, его накопления, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простои в производстве, снижении прибыли, нарушении договорных обязательств, штрафные санкции.
Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из полученной выручки возмещаются материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда.
Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационного фонда как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки представляет собой валовой доход, или вновь созданную стоимость, которая направляется на выплату заработанной платы и формирование чистого дохода предприятия. Часть чистого дохода учитывается в себестоимости продукции (работ, услуг) в виде отчислений на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования), налогов и сборов, отчислений в специальные внебюджетные фонды. Оставшиеся часть представляет собой прибыль предприятия.
Поступление выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказание услуг) свидетельствует о завершении кругооборота средств. До поступления выручки издержки производства и обращения финансируются за счет оборотных средств.
Результат кругооборота авансированного в производство продукции (работ, услуг) капитала – возмещение затраченных денежных средств и формирование собственных источников финансирования простого и расширенного воспроизводства: амортизационных отчислений и прибыли.
Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его учетной политике. При распределении прибыли исходят из следующих принципов:
1. Первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;
2. Прибыль, остающаяся в распоряжение хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление.
Механизм воздействия финансов на эффективность ведения хозяйства зависит от характера распределительных отношений конкретных форм и методов их организации, их соответствие уровню производительных сил и производственных отношений. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должно быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли предприятие в праве самостоятельно определить способ определения прибыли. Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонды накопления, потребления и резервных фондов либо непосредственно ее распределением ее по отдельным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается непосредственно в финансовом плане.
Фонд накопления используется на научные исследовательские работы, проектные конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, проведение природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, оплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирования прироста оборотных средств, взносов в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, перечисление вышестоящим организациям, в состав которых входит хозяйствующий субъект и другие.
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются:
расходы по эксплуатации объектов социально бытового назначения находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта;
строительство объектов не производственного назначения;
проведение оздоровительно массовых мероприятий;
осуществляются выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий оказание материальной помощи, выплаты надбавок к пенсии, компенсация работникам удорожания питания в столовых и буфетах и т.п.
Резервный фонд – финансовая устойчивость предприятия обеспечивает резервный капитал. В рыночной экономике отчисления в резервный капитал вносят очередной характер. Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающий эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность – относительный характер, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показательной рентабельности.
Рентабельности продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам:
1. Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:
Процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и ее реализацию;
Процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
Процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
Отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Эти показатели дают представления об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
2. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
3. Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).
4. Рентабельность внеоборотных активов определятся как процентное отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.
5. Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.
6. Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
7. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово хозяйственной деятельности, принятие управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участие в финансирование инвестиционных проектов.
§4. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия
Финансовая деятельность - это рабочий язык бизнеса, и практически невозможно анализировать операции или результаты работы предприятия иначе, чем через финансовые показатели.
Стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа, значение отвлеченных данных баланса или отчета о финансовых результатах весьма невелико, если их рассматривать в отрыве друг от друга. Поэтому для объективной оценки финансового положения необходимо перейти к определенным ценностным соотношениям основных факторов - финансовым показателям или коэффициентам.
Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа.
Так, для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчётности, акционерами и кредиторами. Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы ( акционеры ) предприятия или его кредиторы.
Оценка рентабельности.
К основным показателям этого блока анализа относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. При расчёте можно использовать либо балансовою прибыль, либо чистую.
Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, следует принимать во внимание три ключевых особенности:
– временный аспект, когда предприятие делает переход на новые перспективные технологии и виды продукций;
– проблема риска;
– проблема оценки, прибыль оценивается в динамике, собственный капитал в течение ряда лет.
Однако далеко не всё может быть отражено в балансе, например, торговая марка, суперсовременные технологии, слаженный персонал не имеют денежной оценки, поэтому при выборе решений финансового характера необходимо принимать во внимание рыночную цену фирмы.