Эластичность предложения Понятие эластичности предложения. Величина эластичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:39, контрольная работа

Описание

Количество предлагаемых к продаже на рынке товаров и услуг, так же как и размеры спроса на них, по-разному реагирует на изменение в их цене. Для определения реакции продавцов на изменения цен используется показатель эластичности предложения. «Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.

Работа состоит из  1 файл

контрольная микроэкономика.docx

— 25.67 Кб (Скачать документ)

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. КАЗАНЬ)

Альметьевский филиал 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА»
 
 
 

                Выполнил  студент:

                  Группы:

                  Проверил: проф. Еникеев Ш.И. 
                   
                   
                   

 АЛЬМЕТЬЕВСК 2011 г.

 

Эластичность  предложения

  Понятие эластичности  предложения. Величина  эластичности.

    Количество  предлагаемых к продаже на рынке  товаров и услуг, так же как  и размеры спроса на них, по-разному  реагирует на изменение в их цене. Для определения реакции продавцов  на изменения цен используется показатель эластичности предложения. «Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.

     Термин  «эластичность» в экономической  науке используется для измерения  соотношения взаимно обусловливающихся  переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос  на телевизоры, если доходы населения  возрастут на 10%?

     Наиболее  удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает  процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой  экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы  измерения - в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение  одной переменной в результате; 1%-ного изменения другой.

     Степень изменения объема предложения в  зависимости от изменения цены характеризует  эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле: 

     Es = DQs/ Qs0 : DР/ Р0 = DQs/DР * Р0/ Qs0 (2.1) 

     где DQs – изменение величины предложения в результате изменения цены;

     Qs0 – первоначальное значение величины предложения;

     DР – изменение цены;

     Р0 – первоначальное значение цены.

     Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.

     Особенность Еs состоит в том, что он имеет положительное значение, поскольку объем предложения и цена всегда движутся в одном направлении и кривая предложения имеет положительный наклон (является возрастающей).

     Следует также иметь в виду, что эластичность предложения зависит от возможности  длительного хранения товара, потенциала расширения производства, времени. Последний  фактор играет решающую роль в определении  коэффициента эластичности предложения. Чем длительнее время, которое есть у производителя, тем больше он имеет  возможностей для приспособления производства к изменению цены и перераспределения  ресурсов между альтернативными  направлениями их использования.

     В зависимости от величины коэффициента эластичности можно выделить:

     1) эластичное предложение, при Es>1

     2) неэластичное предложение, при  Es<1;

     На  рис. 2.1 кривая S1 характеризует эластичное предложение. При Еs > 1 доход продавцов растет быстрее с повышением цены. Напротив, при Еs < 1 (кривая S2 ) доход продавцов с повышением цены растет медленнее (сравним В1 и С1 ). С другой стороны, чем выше эластичность предложения, тем быстрее снижаются доходы продавцов; чем ниже эластичность, тем медленнее падение доходов (сравним В2 и С2 ). Этим, между прочим, объясняется, почему падение цены товара вследствие изменения спроса приводит к более быстрому разорению мелких предприятий. Предложение в сфере мелкого бизнеса более эластично по сравнению с предложением крупных предприятий.

     3) предельная эластичность предложения:

     а) нулевая;

     б) бесконечная.

     Эластичность  предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь объем предложения Q* не увеличивается вне зависимости от того, насколько возрастает цена. В этом случае говорят, что предложение совершенно неэластично. Кривая предложения картины какого-нибудь выдающегося художника, например Рембрандта, является совершенно неэластичной, поскольку в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена.

     Эластичность  предложения бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна. В этом случае предложение существует только при цене Рo, но при цене Рo продавцы готовы продать любое требуемое количество товара. В данном случае говорят, что кривая предложения является совершенно эластичной.

     Надо  иметь в виду, что при ограниченных ресурсах никакая реальная кривая предложения  не может быть совершенно эластичной на всем ее протяжении. Однако на каком-то промежутке времени кривая предложения  может иметь бесконечную эластичность, если товар производится при неизменных затратах.

     Величина  ценовой эластичности предложения  зависит от того, насколько легко- и поэтому насколько быстро- производители могут перераспределить ресурсы между альтернативными вариантами использования. Чем легче и быстрее производители могут перебрасывать ресурсы, тем выше ценовая эластичность предложения. Скажем, реакция фирмы на рост цены продукта, например, новогодних елок, зависит от ее способности перераспределить ресурсы, занятые в производстве других продуктов (цены на эти товары мы считаем постоянными), на производство елок. А перераспределение ресурсов требует времени: чем оно продолжительнее, тем больше будут перераспределены ресурсы. Следовательно, чем дольше фирма приспосабливается к изменению цен, тем более сильной реакции и, следовательно, более высокой ценовой эластичности предложения можно ожидать от нее. 

     Факторы, влияющие на эластичность предложения.

    Количество  предлагаемого на рынке товара находится  в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего – от рыночной цены товара. Помимо цены на эластичность влияют другие факторы:

     1. Цены других товаров (в т.ч.  ресурсов). Речь идет о перекрестной  эластичности предложения. 

     2. Фактор времени является важнейшим  фактором, влияющим на эластичность  предложения, имеющегося в распоряжении  производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять  меры) на данное изменение цены  продукта. Чем больше времени,  тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:

     а) в кратчайшем периоде, когда все  факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0). Кривая предложения будет совершенно неэластична;

     б) в краткосрочном периоде, когда  предложение может в некоторой  степени отреагировать на изменение  спроса и, соответственно, цены, могут  быть изменены только некоторые факторы  производства. Например, путем привлечения  дополнительных рабочих, сырья и  т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0). В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно.

     в) в длительном (долгом) периоде (ЕS>1), возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.). Долговременный период достаточно продолжителен, для того чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации.

     3. Степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться,  а грецкие орехи - могут, поэтому  цены на помидоры снижаются  достаточно быстро, а на грецкие  орехи держатся в течение длительного  времени), а также стоимость и  условия его хранения 

     4. Уровень достигнутого использования  ресурсов. Если резервов (людских,  материальных и т. д.) нет, то  возможности реагирования предложения  весьма ограничены.

     5. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.

     6. Технологические особенности налаживания  производства определенного товара.

     Например, если легко и быстро можно перепрофилировать  или приспособить оборудование для  производства пользующейся спросом  продукции и т.д.

     Эластичность  в краткосрочном  и долгосрочном периодах.

     При анализе предложения важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, если мы спрашиваем, насколько меняется предложение  в результате изменения цены, мы должны конкретно установить, через  какой промежуток времени мы будем  определять изменения предлагаемого  количества. Если мы рассматриваем  короткий промежуток времени (один год  или менее), то речь идет о кратковременном  предложении. В целом кривые предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный. Эластичность предложения различается в рыночном (мгновенном), долгосрочном и краткосрочном периодах.

     Рыночный  период – это время непосредственно  после изменения рыночной цены, когда  производители не успевают отреагировать  и изменить объем предложения. Предположим мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай помидоров, выращенный им в этом сезоне. Кривая его предложения будет совершенно неэластична (вертикальна): фермер продаст все что он привез, независимо от того, высока или низка цена. Почему? Потому что он все равно не сможет предложить больше помидоров, чем привез на своем грузовике, даже если цена помидоров превысит его ожидания. Если бы он и захотел предложить больше, все равно помидоры невозможно вырастить за ночь. Понадобится целый сельскохозяйственный сезон, чтобы отреагировать на повышение цены и вырастить больше продукции. При этом, поскольку помидоры продукт скоропортящийся, фермер не может увести их с рынка, даже если цена окажется ниже его ожиданий, и поэтому он все равно продаст все, что привез, пусть и по более низкой цене.

     Издержки  производства фермера в этом случае не повлияют на принятое им решение  – продавать товар. Даже если цена помидоров упадет гораздо ниже издержек производства, фермер тем не менее полностью реализует свой товар, просто чтобы не потерять все, если помидоры испортятся. Таким образом, в пределах очень короткого рыночного периода предложения томатов со стороны нашего фермера – величина постоянная: он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока или низка ни была цена; угроза порчи вынуждает фермера продать всю продукцию, какой бы низкой ни была цена.

     Однако  не все кривые предложения будут  совершенно неэластичными в кратчайший период после изменения цен. Если продукция не является скоропортящейся  и цена на нее растет, производители  легко могут увеличить предложение  за счет своих запасов нераспроданной продукции. Поэтому в таких условиях кривая предложения будет иметь  небольшой положительный наклон. Для нашего фермера, выращивающего  помидоры, рыночным периодом будет  полный срок их созревания, в то время  как для производителя продукции, которая может долго и при  низких затратах храниться, рыночного  периода может вообще не существовать.

Информация о работе Эластичность предложения Понятие эластичности предложения. Величина эластичности