Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:31, контрольная работа
Цель контрольной работы состоит в рассмотрении различных видов эластичности спроса и предложения, как важных показателей состояния рынка.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы эластичности спроса и предложения;
- изучить виды эластичности и их значение для рыночной конъюнктуры;
- показать практическое применение теории эластичности на конкретных примерах.
Введение………………………………………………………………………………….3
Эластичность спроса……………………………………………………………..5
1.1 Измерение эластичности спроса………………………………………………...8
1.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса…………….................................10
1.3 Перекрестная эластичность спроса……………………………………………..11
1.4 Эластичность спроса по доходу………………………………………………...12
2 Эластичность предложения……………………………………………………..14
3 Применение теории эластичности……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………………….23
Министерство образования и науки РФ
Федерального агентства по образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования Алтайский
Факультет ФПРС
Кафедра основы экономической теории
Контрольная работа по курсу «Экономическая теория» на тему:
«Эластичность спроса и предложения».
Выполнил студент
гр. 7ФК(с)-01: Бекетова
Анастасия Петровна.
Проверил к. э. н., доцент каф.
ОЭТ: Бессонов Евгений
Николаевич.
Барнаул 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Измерение эластичности спроса………………………………………………...8
1.2 Факторы, влияющие на эластичность
спроса……………...................
1.3 Перекрестная эластичность спроса……………………………………………..11
1.4 Эластичность спроса по доходу………………………………………………...12
2 Эластичность предложения…………………………………………………
3 Применение теории эластичности…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………….
Введение
Вопросы экономики неизменно привлекают внимание людей, поэтому экономическая теория занимает видное место в системе наук. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон утверждает: "Экономическая теория - королева наук".
Спрос и предложение - это важнейшие категории в экономической теории. Анализ спроса и предложения позволит выявить общие направления изменения спроса и предложения на рынке под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовый закон — закон спроса и предложения. Однако часто исследователю бывает недостаточно знать, что рост цены вызывает сокращение объема спроса на товар, нужна более точная количественная оценка, ибо указанное сокращение может быть быстрым или медленным, сильным или слабым. Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры отражается в показателе эластичности.
Понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Обладание как можно более полной информацией об эластичности спроса и предложения позволяет экономическим субъектам обеспечивать сбыт своей продукции, расширить производство и успешно конкурировать на рынке.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что вопросы эластичности и её влияния на субъекты рынка имеют большую актуальность. Этим и обусловлен выбор темы данной работы.
Цель контрольной работы состоит в рассмотрении различных видов эластичности спроса и предложения, как важных показателей состояния рынка.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы эластичности спроса и предложения;
- изучить виды эластичности и их значение для рыночной конъюнктуры;
- показать практическое применение теории эластичности на конкретных примерах.
Предметом работы является изменчивость (эластичность) спроса и предложения и ее практическое применение.
Объектом исследования являются торговые предприятия всех типов, а также домохозяйства, потребители.
Структура контрольной работы обусловлена целями и задачами работы и включает в себя: введение, три раздела (первый раздел «Эластичность спроса»; второй раздел «Эластичность предложения»; третий раздел «Применение теории эластичности»), заключение и список использованной литературы.
1 Эластичность спроса
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %;
«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Показатель ценовой
Например, снижение цены сметаны на 6% вызвало увеличение спроса на нее на 12%. Показатель эластичности будет равен:
,
В практике могут иметь место, по меньшей мере, три различных варианта ценовой эластичности спроса:
- спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;
- спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1% -ное изменение продаж;
- спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;
- спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);
- спрос совершенно неэластичен,
когда потребители приобретают
фиксированное количество
Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графике (рис.1 ).
Рисунок 1
Рис.1 Варианты эластичности спроса: кривая А — неэластичный спрос, когда 1%-ное снижение цены вызвало менее 1% увеличения продаж; кривая В - единичная эластичность: 1% снижения цены вызвал 1%-ное увеличение продаж; кривая С — эластичный спрос, так как 1% снижения цены вызвал увеличение продаж более, чем на 1%.
Каждый вариант, представленный на рис. 1, имеет свой коэффициент эластичности. Так, коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при единичной эластичности коэффициент равен единице; при эластичном спросе – коэффициент больше единицы.
Например, если увеличение цены товара на 100% приводит к сокращению продаж на 50%, то эластичность спроса равна 50%, поделив которые на 100%, получим коэффициент 0,5.
В строго математическом смысле это коэффициент со знаком «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях (обратная зависимость переменных). Но поскольку коэффициент эластичности имеет реальное выражение в показателе возросшей торговой выручки, то знак «минус» не имеет здесь принципиального значения.
При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены в точности компенсируется таким объемом продаж, который торговой выручки не меняет.
В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж, что общая торговая выручка снижается.
Существует два
крайних случая. Первый случай —
существование только одной цены,
при которой товар будет
Рисунок 2 Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен.
Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п.
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
— спрос эластичен;
— спрос неэластичен;
— спрос с единичной эластичностью.
1.1 Измерение эластичности спроса
Чтобы измерить эластичность спроса по цене, необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
Также при определении эластичности следует учитывать объем продукции и уровень цены.
Пример 1. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа.
Таблица 1 Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
Количество проданных батонов, шт. |
Цена, руб. |
Выручка, руб. |
Коэффициент эластичности |
500 |
3,5 |
1750 |
- |
1000 |
3,0 |
3000 |
4,3 |
1500 |
2,5 |
3750 |
2,2 |
2000 |
2,0 |
4000 |
1,3 |
2500 |
1,5 |
3750 |
0,8 |
Измерение величины спроса. Возьмем второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5).
Однако если мы рассмотрим
изменение величины спроса в обратном
направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то
в процентном отношении это составит
лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают
сложности при расчете
Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).
В общем виде формула для
определения процентного
где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.
Аналогично для определения процентного изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:
где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.
Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:
(5)
Рассчитав коэффициенты эластичности
(см. табл. 1), получим количественные
характеристики ценовой эластичности
спроса в различных ценовых
На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.