Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:06, дипломная работа
Цель диссертационной работы состоит в научном обосновании и разработке методических основ для комплексной оценки качества услуг на предприятиях розничной торговли.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
-раскрыть основные особенности и тенденции развития отрасли розничной торговли; выявить ключевые факторы, обуславливающие высокий уровень внутренней конкуренции в отрасли; обосновать взаимосвязь между задачами достижения конкурентных преимуществ и проблемами оценки и повышения качества услуг в секторе розничной торговли;
-проанализировать существующие подходы к определению понятия услуги как экономической категории; исследовать возможные критерии и схемы классификации услуг на основе отечественного и зарубежного опыта;
-рассмотреть основные подходы к определению и классификации услуг розничной торговли; выявить и детально раскрыть сущность наиболее важных, с точки зрения оценки качества, видов услуг розничной торговли;
I.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современный этап экономического развития, переживаемый Россией, характеризуется достаточно устойчивым ростом экономики, сопровождающимся изменением структуры ВВП. Данные среднегодовых темпов роста ВВП РФ по различным секторам экономики позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день отрасль розничной торговли является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, уверенно опережая большинство других отраслей.
За
последние несколько лет
В этих условиях ассортимент товаров и общий уровень цен, как традиционные для розничной торговли факторы потребительских предпочтений, уже в гораздо меньшей степени открывают просторы для дифференциации участников рынка. Все более значимым и актуальным для розничных операторов становится фактор качества предоставляемых услуг. Одним из основных условий управления и обеспечения заданного уровня качества является возможность его оценки. При этом качество в общем понимании, и качество услуг в частности, является специфическим объектом, предъявляющим особые требования ко всем элементам процесса его оценки и накладывающим определенные ограничения на возможности использования полученных результатов.
Следует
отметить, что вопросы управления
и оценки качества услуг различных
экономических объектов относятся
к достаточно хорошо разработанным.
В разное время проблемам исследования
качества услуг посвящались труды
таких отечественных и
Таким образом, постановка проблемы исследования научных подходов и методов оценки качества услуг в сфере розничной торговли представляется актуальной и обоснованной.
Цель диссертационной работы состоит в научном обосновании и разработке методических основ для комплексной оценки качества услуг на предприятиях розничной торговли.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
-раскрыть
основные особенности и
-проанализировать
существующие подходы к
-рассмотреть
основные подходы к
-исследовать
характерные особенности и
-обосновать
целесообразность разработки и
внедрения информационных
-разработать
и внедрить информационную
Предметом исследования являются услуги розничной торговли и научные подходы к оценке их качества в сетевых розничных компаниях.
Объектом исследования являются предприятия сетевой розничной торговли различного формата, в частности розничная сеть магазинов бытовой техники и электроники.
В соответствии с поставленными целями и задачами диссертационное исследование носит научно-прикладной характер.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области организационных аспектов функционирования предприятий розничной торговли, исследования и оценки качества услуг, а также материалы, собранные автором непосредственно на обследованном предприятии.
Исследование строилось на принципах системного подхода и логического моделирования. Постановка и доказательство рабочих гипотез выполнялись на основе приемов наблюдения, агрегирования, классифицирования, факторного и комбинаторного анализа, математического и графического моделирования с применением ПК, методов экспертных оценок и сопровождалось содержательной интерпретацией выводов.
Информационную базу составили международные и национальные стандарты, статистические документы, специальные и периодические издания, материалы научных конференций, результаты маркетинговых исследований, анкетирований и социологических опросов, а также информационные ресурсы сети Интернет.
Структура работы определена целью, задачами, предметом и объектом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и одного приложения.
Во введении определена актуальность изучаемой проблемы, сформулированы цель и основные задачи исследования.
В
первой главе рассматриваются
Вторая глава посвящена исследованию методических основ и научных подходов к оценке качества услуг в отрасли розничной торговли. Рассматриваются основные особенности и проблематика оценки качества услуг, а также количественные и качественные критерии и методы оценки качества услуг розничной торговли.
В
третьей главе представляется общая
характеристика и принципы формирования
предлагаемой автором системы оценки
качества услуг для предприятий
розничной торговли, а также приводятся
рекомендации по построению данной системы
в сетевых розничных компаниях.
Описывается алгоритм разработки и
внедрения информационной системы
оценки качества услуг на базе конкретного
предприятия, и анализируются
В
заключении сформулированы основные выводы
и результаты исследования.
II.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИССЕРТАЦИИ
1.
Анализируя существующие
Важно
отметить, что вне зависимости
от выбора одной из предложенных трактовок
можно выявить общую
Наряду с термином «услуга» также часто используются понятия «сервиса» и «обслуживания». Обобщая использование этих терминов в научных и практических кругах, можно отметить, что «сервис» является более узким понятием по отношению к «услуге», и характеризует деятельность по удовлетворению неосновных потребностей, не относящихся к «ядру» услуги. Понятие «обслуживания» связано с характером предоставления услуг, раскрывая образ действий организации при удовлетворении потребностей потребителя.
2.
Задача формирования единых
На основе анализа
существующих классификационных схем
услуг, автором выбрана и
Рис. 1. Типология
услуг на основе критериев формы
и способа удовлетворения потребностей
Таким
образом, можно выделить четыре основных
типа услуг, характеризуемые разной
степенью несохраняемости, неопределенности
потребителя, зависимости от персонала,
степени вовлеченности
3.
Услуга розничной торговли –
это результат
Рис. 2. Классификация услуг розничной торговли
Согласно
рассмотренной выше классификации
услуг, услуги розничной торговли можно
отнести к услугам с продуктом.
Очевидно, что услуга розничной торговли
не может расцениваться
Информация о работе Качество услуг на предприятиях розничной торговли