Качество жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Основная цель работы заключается в изучении качества жизни населения. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: определить понятие уровня жизни населения; раскрыть показатели качества жизни; изучить критерии качества жизни; определить тенденции социально - экономического развития в России; изучить качество жизни населения в ФО РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии…4
1.1 Уровень жизни населения: сущность и факторы....…………………….4
1.2 Качество жизни населения, критерии и показатели……………………7
1.3 Отличия уровня и качества жизни населения...........................................9
1.4 Индикаторы качества жизни населения………………………………….10
2 Положение России по сравнению со странами Запада …..……………….12
2.1Политика правительства по повышению качества жизни населения......18
2.2 Анализ политики правительства за последние годы…………………....24
3 Уровень и качество жизни в Кировской области…………………………..26
3.1 Комфортность среды проживания в Кировской области………………28
3.2 Сильные и слабые стороны уровня и качества жизни населения Кировской области………………………………………………………………..29
3.3 Сценарий развития Кировской области………………………………….30
3.4 Зоны опережающего развития……………………………….. ………….33
3.5 Основные этапы реализации целевого сценария ………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………36
Приложение А…………………………………………………………………….37
Приложение Б………………………………………………..……………………38
Приложение В…………………………………………………………………….39
Приложение Г…………………………………………………………………….40
Приложение Д…………..…………………………………..…………………….41
Приложение Е…………………………………………………………………….43
Приложение Ж……………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике качество жизни населения.doc

— 1.07 Мб (Скачать документ)

      Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков. Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества:

  • совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;
  • содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;
  • создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения; Так, проводимая ранее политика правительства показала, за период с 2005 по 2009 год увеличение рождаемости почти на 21 %, смертность сократилась более чем на 15 %, в том числе младенческая на 26,4 %. За этими цифрами сотни тысяч жизней граждан нашей страны. Для сохранения родившихся на уровне 2009 года (1,76 млн. человек) в 2015 году значение суммарного коэффициента рождаемости должно составлять 1,66, в 2020 г. - 1,95, в 2025 г. - 2,21. За период с 2006-2009 гг. ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин увеличилась почти на 4 года и составила 69 лет (63 у мужчин и 75 у женщин).[4]
  • улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан; В большинстве развитых государств фонды страхования по безработице формируются в основном путем взносов предприятий (из фонда оплаты труда) и самих работников (с заработной платы). Так до последнего времени в Германки из того и другого источников отчислялось по 3,15 %; в Канаде - 3,29 % из фонда оплаты труда предприятий и 2,35 % с заработной платы работников; во Франции предприятия платят 4,2 % от величины фонда оплаты труда, а работники -2,31 % от получаемой заработной платы; в Швеции и Италии фонд занятости формировался только за счет предприятий в размерах 2,18 и 1,6 % соответственно. [1]
  • обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;
  • совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания. Сущность экономических реформ, пути по повышению качества жизни и инновации и, качество – путь к высоким стандартам жизни можно найти в приложении  - А, Б, В.

       Анализ  политики правительства за последние годы

     Одним из главных аспектов развития страны является повышение его уровня и качества жизни, как одного из составляющих экономического развития. Для улучшения уровня жизни государство разрабатывает целый ряд мер по регулированию социальных процессов, которые должны быть нацелены на повышения уровня жизни. Так, реальные располагаемые доходы населения России по итогам 2009г. достигли 67,5%, а фактическое конечное потребление домашних хозяйств, стало меньше уровня 2005г. в 1,5 раза1. Эти показатели, не вызывают адекватной реакции значительной части населения, поскольку и уровни доходов, и объемы потребления домашних хозяйств в России крайне неравномерны по различным группам населения.

     По  имеющимся оценкам ожидается, что  разрыв в доходах между верхней  и нижней 10% группами населения (коэффициент  фондов) за предстоящие 10 лет уменьшится примерно в 1,5 раза, а к 2020г. – вдвое2. Однако в 2009г. коэффициент фондов уменьшился в 15,3 раза по сравнению с 14,9 в 2008г. (в развитых странах он уменьшился 6-8 раз). В 2009г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения РФ приходилось 30,2% общего объема денежных доходов населения (29,9% в 2005г.), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – как и в 2008г. – всего 2%1. Еще хуже обстоят дела в отдельных регионах РФ. Так, в 2009г. во всех без исключения регионах Сибирского федерального округа уровень реальной заработной платы и пенсий не достигал 40% уровня 2005г., а во многих регионах и 30%3.

     Еще одним важным показателем развития уровня и качества жизни являются жилищные условия. Специфика «жилищного вопроса» состоит в том, что его решение представляет собой результат взаимодействия жилищной политики, вырабатывающей стратегическое направление развития, жилищного строительства. Согласно государственной программе по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством, предусмотрено улучшить жилищные условия 76,2 тыс. семей. Это направление намечено профинансировать в объеме 41,7 млрд. руб. на выдачу субсидий в форме государственных жилищных сертификатов. Еще одной важной проблемой, с которой государство пытается бороться – увеличение площадей ветхого и аварийного жилищного фонда. Так в 2009г. по сравнению с 2005г. количество такого жилья увеличилось в 2,4 раза, а его удельный вес возрос в 2,3 раза4, в то время как ввод в действие жилых домов сократилось на 11,8%, причем если в 2005г. ввод в действие жилой площади на 9% превышал размеры ветхого и аварийного фонда, то сопоставление этих данных приводит к нескольким неутешительным выводам: 1. удельный вес непригодного для проживания жилья в действующем фонде продолжает увеличиваться; 2. новое строительство по темпам не только не перекрывает, но и отстает от увеличения ветхого и аварийного жилого фонда более чем на 60%; 3. такое соотношение объективно снижает возможности для улучшения жилищных условий, так как все большие площади требуются для расселения из ветхих и аварийных строений. Некоторые показатели качества жизни можно найти в приложении Г.

     И в целом можно сделать следующие  выводы по всей главе: исходя из анализа  уровня и динамики денежных доходов населения видно, что их дифференциация более глубокая, чем оценивает Росстат. Причем глубина не снижается, а увеличивается. Но существует предположения, что за счет активной политики государства, направленной на уменьшение бедности в стране, к 2020 году можно ожидать сокращение разрыва в уровне доходов примерно в два раза. Также нужно отметить, что существование в нашей стране большого количества ветхого и аварийного жилья, тоже играет отнюдь не положительную роль в развитии уровня и качества жизни, так за период с 2005 – 2009 годы его количество увеличилось в 2,4 раза.

       3 Уровень и качество жизни в Кировской области

       В последние годы на территории области  отмечался стабильный рост доходов  граждан, повышение социальных гарантий. За 2005 - 2008 годы номинальные среднедушевые денежные доходы населения и среднемесячная заработная плата работников возросли более чем в 2 раза. Уровень зарегистрированной безработицы сократился с 2,7% в 2005 году до 1,4% в 2008 году. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 31,3% в 2004 году до 22,2% в 2008 году. [5] Экономический кризис резко изменил эти тенденции. В первом полугодии 2009 года численность зарегистрированных безработных выросла более чем в 2 раза (с 10,7 тыс. человек в IV квартале 2008 года до 22,7 тыс. человек во II квартале 2009 года). [5]

       Около 300 тыс. жителей Кировской области  живет на грани бедности. Отражением высокого уровня бедности в области  служит структура расходов населения. Так, на "собственное воспроизводство" (образование, отдых, восстановление и укрепление здоровья) население Кировской области тратит менее 3% от денежных доходов, за 2009 год - 3,4 млрд. рублей (справочно: консолидированный бюджет области на 2009 год составлял 17,2 млрд. рублей), что примерно соответствует среднероссийскому значению (2,5%). За 2009 год население области потратило на оплату услуг в сфере образования 1,9 млрд. рублей, оплату медицинских и санаторно-оздоровительных услуг - 1,2 млрд. рублей, услуг учреждений культуры - 200 млн. рублей. [5]

       Обеспеченность  населения Кировской области  социальными услугами достигается  в основном за счет государственных  финансовых вложений. Для Кировской  области характерна социальная направленность бюджетных расходов: на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий направляется около 60% средств, что превышает среднероссийский уровень. Однако столь высокая доля расходов бюджета на социальные нужды отражает и несбалансированность бюджета, в котором большая часть доходов уходит в непроизводственный сектор, а не в развитие экономики. Это, в свою очередь, негативно влияет на динамику доходов населения. Возрастающие потребности граждан в получении дополнительных социальных благ покрываются как за счет увеличения объемов бюджетных услуг, так и за счет роста количества услуг, оплачиваемых населением. Объем платных услуг (индекс физического объема) на медицинские услуги вырос на 11,4%, санаторно-оздоровительные услуги - на 5,2%, роста в физическом объеме услуг сферы образования и культуры не отмечено. [5]

       Кировская область в целом имеет развитую инфраструктуру социальной сферы, позволяющую  обеспечивать потребности населения  в услугах образования, здравоохранения, культуры, социальном обслуживании, есть положительные результаты в росте  качества услуг: с 2003 года область входит в десятку лучших субъектов Российской Федерации, достигших высокого качества образования, снижаются такие показатели смертности населения, как младенческая и материнская смертность, смертность по большинству социально значимых заболеваний, системой социальной защиты населения охвачено около 600 тыс. человек, или 40% населения области. Последний показатель отражает, с одной стороны, специфику структуры населения, а с другой, свидетельствует о недостаточно эффективной работе системы социальной сферы, слабом развитии малого бизнеса. Однако имеются значительные проблемы, сдерживающие повышение доступности и качества социальных услуг:

  1. присутствие территориальных диспропорций в оказании социальных услуг, обусловленных низкой плотностью и малой компактностью проживания населения. (На территории области чрезвычайно большое количество малых населенных пунктов: на начало 2008 года 773 населенных пункта области (17,9%) не имели постоянного населения, в 1426 населенных пунктах области (33%) проживали от 1 до 10 человек, в 911 населенных пунктах области (21,1%) проживало от 11 до 50 человек. Иными словами около 72% населенных пунктов области не имеют потенциала для развития, поскольку численность их населения не позволяет разместить в них рентабельные производства реального сектора экономики). [5]

2-  крайне невысокий уровень конкуренции в данном секторе экономики, как и в целом по стране, доступность социальных услуг населению в основном достигается за счет бюджетных средств, что сказывается на качестве обслуживания населения.

3- недостаток высококвалифицированных кадров, обусловленный имеющимся уровнем оплаты труда персонала.

       3.1 Комфортность среды проживания в Кировской области

    Обеспечение комфортной среды проживания граждан  области складывается из таких составляющих, как качество предоставления жилищных и коммунальных услуг, доступность приобретения и комфортность жилья, экологическая обстановка, уровень личной безопасности граждан, транспортной доступности. Обеспеченность жильем в Кировской области близка к среднероссийскому показателю и среднему показателю по ПФО и составляет 21,3 кв. метра на человека, что превышает уровни таких регионов, как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Пермский край, и ряда других регионов-соседей. Однако при внешне благополучной картине проблемными являются низкая комфортность, высокая доля аварийного и ветхого жилья при одновременно низких (хотя и значительно возросших за последние три года) объемах жилищного строительства. В Кировской области 71% жилищного фонда приходится на долю городов и поселков городского типа и 29% - на сельские населенные пункты. Жилищный фонд области оборудован различными видами благоустройства в среднем на 61%, уровень благоустройства городского жилищного фонда в 2 раза выше, чем сельского. Из всей площади жилищного фонда области лишь 40% оборудовано всеми видами благоустройства одновременно, в городской местности - 53%, в сельской - 9%. Ветхий и аварийный жилищный фонд составляет 6,1% от общего жилищного фонда - это самый высокий процент среди регионов ПФО. [5] Как следствие, в Кировской области при незначительном уровне комфортности жилья население вынуждено тратить значительные денежные средства на оплату жилья, снижая свои возможности удовлетворить потребности в других сферах жизнедеятельности. В результате область, имея менее комфортную среду обитания, проигрывает конкурентную борьбу за кадровый потенциал.

3.2 Сильные и слабые стороны уровня и качества жизни населения Кировской области

    I Сильные стороны уровня и качества жизни населения Кировской области.

1)Достаточно высокий уровень обеспеченности населения жильем (6-е место по ПФО) - 21,6 кв. метра на 1 человека. [5]

    2. Слабые стороны уровня и качества  жизни населения Кировской области.

2)Слабыми сторонами уровня и качества жизни населения Кировской области являются; 3)около 270 тыс. человек проживают вне нормативной зоны доступности; 4)жилищный фонд на 87% по количеству зданий состоит из деревянных домов (по площади - 42% жилья). На каменные и кирпичные здания приходится 7% жилых домов (39% площади жилья); [5] 5)ветхий и аварийный жилищный фонд составляет в области 1831,7 тыс. кв. метров, или 6,1% от общего жилищного фонда; [5] 6) низкая обеспеченность собственными доходами консолидированного бюджета на душу населения; 7)низкий уровень среднедушевых доходов населения - 9150 рублей (в среднем по Российской Федерации - 15136 рублей) в месяц; [5] 8) удорожание стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства в связи с необходимостью обновления основных производственных фондов.

    3. Возможности повышения уровня и качества жизни населения Кировской области.

       1)Создание дополнительных центров "притяжения" населения будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения Кировской области. Сильные и слабые стороны развития Кировской области можно найти в приложении Д. Угрозы и возможности развития Кировской области в приложении Е.

    4. Угрозы повышению уровня и  качества жизни населения Кировской  области.

1)Нарастающее отставание от соседних регионов в уровне и качестве жизни будет препятствовать повышению уровня и качества жизни населения Кировской области.

3.3 Сценарии развития Кировской области

       Исходя  из анализа сложившейся в Кировской  области ситуации, учитывая тренды основных социально-экономических  показателей и заявленных проектов развития, а также принимая во внимание Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации, можно рассматривать как вероятные следующие стратегические сценарии:

       1 – инерционный, 2 -  индустриальный; 3- инновационный.

Информация о работе Качество жизни населения