Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 21:43, курсовая работа
Когда в какой-либо теории в ходе эволюции соответствующей научной мысли возникает брешь и противоречия, которые зачастую обнаруживаются, эмпирически, то можно с уверенностью сказать, что возникают эти обстоятельства в несостоятельности данной теории.
12 декабря 1992 года Е. Гайдар был снят с должности. Россия стояла на пороге гиперинфляции. Два лагеря – первые те, кто были согласны на безработицу (за политику «дорогих денег»), и второй лагерь проинфляционный (за политику «дешёвых денег»), ратовавший за мощное государственное финансирование народного хозяйства через кредитную и бюджетную систему не могли договориться. Основная идея политики Гайдара была в установлении laissez faire и проведении жёсткой монетарной политики, когда государство уходит в тень и устраивает в своей экономике, раннее всецело зависимой от государства, «бойню», результатом, которой становилось разорение недееспособных в условиях финансового ограничения предприятий и следствие - огромные массы безработных людей, но при этом низкой инфляции.
Борьба
этих двух лагерей в течении 1993 года
привела к неустойчивому
Рисунок 3
Начиная с 1993 года, государство после инфляционных потрясений, вызванных дезорганизацией вследствие политической нестабильности, уверенно двигается, намеченным путём политики Гайдара, а именно проводит курс «дорогих денег». На графике видно, как начиная ещё с 1992 года учётная ставка поднимается и занимает максимальное за год положение в 80% (см. в конце приложение 1), в 94 году пик пришёлся на 15 октября и составил 210%. Судя по графику, очевидно, что жёсткая рестриктивная политика существовала на протяжении всего 93, 94, 95 гг., и именно на эти года начала активно себя проявлять тенденция к увеличению безработицы населения, вместе с тем инфляция идёт на спад, но тем не менее двузначных чисел принимает только в 1996 году (см. таблицу 1).. Фактически за три полных года проведения политики «дорогих денег, что говорит, нам о всей глубине кризиса нашей экономике 90-х. (все-таки курс на дальнейшую жёсткую экономическую политику был продолжен – читайте ниже).
И таким образом, можно говорить, о том,
что шоковая терапии и монетаризма у нас
не было в чистом виде, потому, что у нас
в силу описанных выше причин долгое время
проводилась ненормированная стабилизационная
политика результатом чего стал долгий
период высокой инфляции, а шоковая терапия
предполагает сведение инфляции к минимуму,
также крупных заимствований, хронической
финансовой нестабильности. В этой связи
называть ту политику, которая проводилась,
шоковой терапией или монетаризмом просто
неверно. В тех странах, где шоковая терапия
была проведена, сегодня экономический
рост, стабильная финансовая система,
высокие социальные расходы, там помогают
не предприятиям, а людям. Типичный пример
– Польша. Там выше уровень жизни, выше
пенсии, выше соотношение средней пенсии
к заработной плате. В тех странах, где
политика была мягкой, неуверенной – финансовая
нестабильность, падение доходов населения,
доходной базы бюджета, спад производства,
сокращение социальных расходов.
Возвращаясь к историческому экскурсу
– в начале 1993 году правительство Ельцина
теряло авторитет. Чтобы остаться у власти
президенту потребовалось перейти к политике
«мягкого инфляционизма», т.е. выборочно
поддержки со стороны государства предпринимателей,
также теперь государство стало заниматься
политикой экономического протекционизма.
Весной 1993 года консервативные силы пошли
в атаку, - президенту был объявлен импичмент,
для реализации которого не хватило всего
несколько голосов. Апрельский референдум
о доверии президенту закончился поддержкой
Ельцина со стороны граждан. Это дало новый
толчок для либерализации и вместе с тем
приватизации, для дальнейшего создания
критического слоя предпринимателей.
В конечном счёте, как мы все знаем, съезд
народных депутатов и верховного совета
стал олицетворять все консервативные
силы. Всё это закончилось отказом в августе
1993 года президента подписывать дефицитный
гос. Бюджет (25%) и роспуском законодательной
власти в лице верховного совета. Когда
депутаты отказались выходить из здания,
«белый дом» был взят штурмом. Именно тогда
у либеральных экономистов были полностью
развязаны руки – первое, что они сделали
установили максимальную ставку процента
(позитивную реальную) в 210% в октябре –
ноябре, тогда же темпы инфляции пошли
на убыль (см. рис 4 ). 25 сентября президент
издал указ о частной собственности. В
правительство возвращается Е. Гайдар.
Политика выдачи льготных кредитов предпринимателям
заканчивается, а это означает, что заканчивается
период «дешёвых денег» и отрицание экономики
предложения, о которой будет написано
ниже. В дальнейшем решающая роль в экономической
политике отошла так называемым промышленникам-центристам
(Черномырдин), но их шаги можно расценивать
как продолжение намеченного курса. Болезненный
переход России к рыночной экономике становился
уже необратимым. Сейчас существует два
взгляда на экономическую политику в 90-х
в стране. Первый лагерь – противники,
к которым принадлежит большинство населения,
которые пострадали экономически в 90-е
годы, но так же многие видные экономисты. Если
рассматривать профессиональное
мнение приверженцев
отрицания политики
Гайдара, то они считают,
что либеральный эксперимент
в России закончился
не только крахом, но
и как любой эксперимент
позволил обнаружить
закономерности и сделать
научные выводы относительное
содержания рыночной
экономики. Основное
мнение ещё более радикальных
экономистов выражены
в следующем:
Темпы прироста инфляции. Рисунок 4
«Западом
уже запущен механизм войны против нашей
страны, войны основанной на принципах
либерализма и монетаризма, которые превратились
в сверхмощное оружие»19 - либеральные
реформы, считает эта группа людей, причём
она составляет большинство, сродни
терроризму и отличие, только в том, что
убивают население - не пачкая рук20.
В 2007 году
вышла книга канадской
В апрельском докладе на «неделе науки», я анализировал сущность современного экономического кризиса с позиции, «левых», считающих его системным и «правых», уверенных в цикличности, и там, заходила речь о трансформационном кризисе в России. Чтобы показать это, я отметил отсутствие корреляции между уровнем безработицы и динамикой ВВП по России (см. рис 5). Но в данной работе можно выявить феномен – следствие из известной обратной зависимости между инфляцией и безработицей.
В условиях трансформационного кризиса в России нет никакой функциональной зависимости межу приростом ВВП и безработицей, т.е. закон Оукена не работает, а так как безработица находится в обратной зависимости с инфляцией, то следовательно, обратная зависимость наблюдается так же между приростом ВВП и инфляцией (см. таблицу 2)
Рисунок 5
Отсутствие
зависимостей между
приростом ВВП
и безработицей 1992-2005
гг. (Россия – данные http://pwt.econ.upenn.edu/php_
Год | Инфляция % | Безработица % | ВВП на душу населения |
1992 | 2000,5 | 5,2 | 9530,03 |
1993 | 10155 | 5,9 | 8504,06 |
1994 | 401,1 | 8,1 | 7805,55 |
1995 | 181,7 | 9,5 | 7414,19 |
1996 | 39,7 | 9,7 | 6988,11 |
1997 | 10,1 | 11,8 | 7337,96 |
1998 | 20 | 13,3 | 7020,34 |
1999 | 19,2 | 12,6 | 7626,08 |
2000 | 25,8 | 9,8 | 9263,46 |
2001 | 21,6 | 8,8 | 9916,49 |
2002 | 15,7 | 8,5 | 10808,98 |
2003 | 13,7 | 7,8 | 12217,62 |
Конечно, можно много говорить и констатировать, что одной из больших ошибок экономической политики эпохи Ельцина и Гайдара было неучитывание глубины переходной составляющей кризиса экономики начала 90-х. «Предлагаемые антикризисные меры были рассчитаны на преодоление циклического, а не трансформационного кризиса: и рецепты монетаризма с их акцентом на предотвращении инфляции за счет жестких мер (В. May, Е. Гайдар), и рецепты неокейнсианства, допускавшие умеренное инфляционное финансирование (С. Меньшиков)».21
В заключение хотелось бы отметить, что ни одна из теоретических концепций экономического развития и экономической политики в чистом виде России в этот сложный переходный период не подходит. Известно, что ни в одной стране осуществление кейнсианской или монетаристской политики в чистом виде не наблюдалось. Одной из ошибок проводимой политики вместе с недальновидностью в отношении трансформационного кризиса явилось применение излишнего рационализма без учёта исторических и национальных особенностей, роли социального фактора. Всё это накладывает свой отпечаток на конкретную политику, рождает свои компромиссные решения. Но знать экономические теории необходимо. Знание их практического опыта, понимание условий, в которых даст максимальный эффект та или иная мера экономической политики, поможет уберечь от ошибок в ходе реформирования экономики, поиска собственного пути развития России.
Экономика предложения - это научное направление, которое возникло как реакция на замедление экономического роста в индустриально развитых странах в 70-х годах XX века. Представители этого направления (например, Лаффер) пришли к выводу, что из-за чрезмерных налогов, бюрократии, необоснованного роста заработной платы и пособий, а также из-за роста цен на нефть происходит сдвиг влево кривой совокупного предложения
Фактически именно "экономика предложения " стала основной теоретической базой для преодоления застоя 70-х годов XX века в ИРС и реализации в них 4-го этапа HTP. Помимо монетаризма с политикой «рейганомики», существенно и в большей степени отождевстляют именно экономику предложения.
Теоретики «экономики предложения» считают, что решающим направлением бюджетной политики государства должно быть стимулирование (прежде всего налоговое) частного предпринимательства и роста сбережений населения (тоже через снижение налогов, в том числе и на богатейшие слои населения). Возникающий при этом бюджетный дефицит признается допустимым в краткосрочном периоде, но последующий рост производства и доходов производителей приведет в дальнейшем к компенсации потерь бюджета. Монетаристы же, хотя тоже выступают сторонниками стимулирования (в том числе налогового) частного предпринимательства, однако не считают допустимым сохранение бюджетного дефицита даже в краткосрочном периоде. Ликвидация этого дефицита ставится им на первое место в приоритетах экономической политики. Иначе говоря, «предав анафеме кейнсианские идеи о дефицитном бюджетном финансировании, «экономика предложения» по сути восстановила эту идею, но под другим теоретическим «соусом»: не как активный инструмент стимулирования экономики, а как возможный вариант подобного стимулирования».22
Как
и монетаристы, они считали необходимым
стимулировать
Чтобы разобраться в данной теории нужно снова проанализировать ход событий под разрезом этой теории:
Рисунок
6
Наверное, "экономику предложения" следует иметь в виду как перспективный подход для России в будущем. Однако в настоящее время она не может служить основой для управления нашей экономикой в целом. 23
Из
главы выше становится понятно, что
в экономической политики России,
в основном использовались различные
модификации неоклассических
Информация о работе Кейнсианская и классическая теория занятости