Классификация монополий и антимонопольные меры в экономике. Антимонопольная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:07, контрольная работа

Описание

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. В своей работе я постаралась наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделила большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике Монополия.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «Российский  государственный торгово-экономический  университет»

челябинский институт (филиал)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

тема: «Классификация монополий и антимонопольные меры в экономике. Антимонопольная политика в России»

Выполнил:  студент 1 курса 

специальности «Маркетинг»

заочной ускоренной формы обучения

Группа 11 МС Шифр МкзС-10Т-18     ___________________  Змановская А.А.

 Проверил:  преподаватель 

 старший преподаватель                        ___________________ Нелин Д.В.

Челябинск 2011

                                 Содержание

 

Введение

 

        Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. В своей работе я постаралась наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделила большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей. Я использовала большое количество литературы, уделяя особенное внимание не только теоретическим  источникам, как-то: учебникам, справочниками, но и конкретной информации, полученной на официальном сайте Федеральной Антимонопольной Службы России

 

Глава 1. Сущность и основные признаки монополизма

 

  Монополия (monos)-в переводе с греческого один, единственный + (poleo)-продаю в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности в экономике различают четыре варианта монопольного положения предприятий: (рыночное господство продавцов)   

а) монополию (один продавец).

б) олигополию (несколько продавцов).

 (рыночное господство покупателей).

в) монопсонию (закупка продовольствия одним покупателем).

г) олигопсонию (несколькими покупателями).

Основными показателями  монополизма в производстве и на рынке являются следующие признаки высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (в России обычно свыше 35%).Доминирующее, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определенных товаров и установление монопольных цен (завышенных при продаже или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому, получение сверх прибылей. Суть своекорыстных действий

-монополиста сводится к тому, что намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены. В отличие от этого

-монопсонист, напротив, уменьшает закупку у своих поставщиков, создавая для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая  тем самым снижать цены.

Существуют два основных вида монополии:

1. Естественная - возникает и существует закономерно, по объективным условиям, в отраслях автомобильной, газовой, алюминиевой, где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам.

2. Искусственная монополия - это монополия «рукотворная», специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников скупая их акции анонимно; или добровольно объединяются друг с другом в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а  упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно.

 Исторически сложились  три главные формы монополистических  союзов:

    1. Картели
    2. Синдикаты
    3. Тресты.

 Основные различия  между ними в широте соглашений участников и плотности их объединения. Так наиболее простая и распространенная форма  - Картель. Его участники производящие однородную продукцию - нефть сахар и т.д. договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен. При этом они  полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность как производственную, так и коммерческую. Однако цивилизованный мир стремиться ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать к тайному сговору  или используют так называемое лидерство в ценах. Ради повышения доходов применяются и другие ценовые «хитрости». Новые товары монополисты сначала продают по завышенным ценам а затем в ход идут пониженные «цены проникновения» для завоевания кошельков широкой публики. Вторая, более тесная форма союза.

- Синдикат. В нем, как и в картеле, тоже объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть. Третий и наиболее тесный монополистический союз.

-  Трест. Входящие в него  предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики СССР. Например, Аэрофлот, отраслевые министерства и главки с их жестким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополистами в своих сферах и господствовали над потребителями. На сегодня тресты в большинстве стран запрещены. Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны.

- Концерн – (фирма, предприятие) это главная и весьма эффективная форма современных и хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный «многоотраслевой» экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас находящиеся в разных странах мира. Их объединение вокруг  себя обеспечивает особый институт – так называемый холдинг « держать,  владеть»- головная компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.

Также существует особая форма экономических союзов как консорциум.

- Консорциум (соучастие сообщество) - Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство дорог, создание космических станций, авиалайнера).

 

Глава 2. Монополия и конкуренция. Модели современного рынка.

 

Если в начале капитализма  господствовала свободная конкуренция, то позднее на рубеже 19-20 веков, с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В современной же экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво  сосуществуют и подчас сложно переплетаются. Тем не менее, в большом многообразии сегодняшнего хозяйства можно выделить четыре основные модели под общим названием «несовершенная конкуренция».

-Чистая монополия.

-Монополистическая конкуренция.

-Олигополия.

-Чистая конкуренция.

Чистая  конкуренция  и монополия  - это две крайние и достаточно  редкие ситуации. Между ними располагаются более характерные для современного рынка две модели под общим названием «несовершенная конкуренция ». При несовершенной конкуренции монополист  обладает определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются, в зависимости от формы несовершенной конкуренции. Но главное- монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т.е. предполагается, что монополист  не в силах ее изменить. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом и устанавливать объем  спроса. Несовершенной конкуренцией является любая форма конкуренции, где не выполняются условия чистой  конкуренции.

В странах  с развитой рыночной системой практически в  каждой отрасли производства господствует  несколько крупных корпораций, являющихся монополиями, а в целом в отрасли осуществляется олигополия. Однако в любом случае, на этих рынках  подавляющую экономическую власть имеет ограниченное число фирм. Отсюда, во-первых, исключительные возможности у фирм влиять  на цену. В реальной действительности фирмы ее просто устанавливают к своей выгоде. Таким образом, меняются сами условия реализации продукции. Если при чистой  конкуренции экономическое состязание  шло в том аспекте, что выигрывал тот предприниматель или та группа предприятий, которые добились более низких издержек производства, выпускали более качественную продукцию, лучше организовали производство, то здесь, при несовершенной конкуренции, все сказанное необязательно.

Чистая конкуренция  имеет место там, где действуют множество независимых производителей однородных товаров и услуг. Из-за  одинаковости товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся добиться  эффективности своего производства. Сотни и тысячи из них при этом  не выживают. Полная противоположность этому – чистая монополия.

 Чистая монополия. Она существует, когда одна фирма является единственным производителем данного  продукта. Примеры этого газовые, электрические, водопроводные, и другие компании. Манипулируя объемом предложения своей продукции, монополист по существу диктует потребителям свою цену и условие.

Так же могут существовать препятствия, затрудняющие доступ новым фирмам на рынок, где функционирует монополия. В связи с этим важно охарактеризовать  категорию входных барьеров при вступлении на рынок. Входной барьер.- Это условие, которое затрудняет вступление «фирм-новичков» в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. Классификация барьеров может быть следующей:

  1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевиденье, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.
  2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классический пример- власть компании  «Де Бирс» на рынке алмазов. К этому же типу барьеров относится и обладание уникальными человеческими дарованиями (выдающиеся артисты). Все они монополисты в своей специфической сфере деятельности.
  3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность  защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензии, а это дает ей монопольные преимуществ. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов , авторских прав или преимуществ естественной монополии .
  4. Эффект масштаба, позволяющий снижать издержки и вместе с тем наращивать объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым  фирмам, не обладающим значительными капиталами  для создания крупномасштабного  производства. Естественная  монополия – это, в сущности,

     крайний случай экономии на издержках, обусловленной эффектом масштаба, когда в отрасли функционирует только одна фирма.

5.  Вступлению в  отрасль могут препятствовать  и нелегальные методы борьбы  с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Входные барьеры для  вступления в отрасль помогают лучше понять, почему так различна концентрация производства  в различных сферах хозяйственной деятельности, а также причины отклонения от идеальной модели совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.

Монополистическая конкуренция. Предполагает сочетание монополии и конкуренции. причем если конкуренция преобладает то монополия присутствует лишь в небольшом количестве. Множественность предприятий и относительная легкость присоединения к ним все новых и новых фирм постоянно стимулируют живительную конкуренцию.

 Олигополия характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (производство стали, алюминия, большие компании в сфере оптовой  торговли). Немногочисленность олигополистов означает, что каждый из них обладает значительным рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимыми, а безудержная конкуренция между ними угрожает «неприятностями» для всех.

Вот почему в ситуации олигополии фирмы пытаются регулировать взаимную конкуренцию, избегают «войны цен» между собой, идут на объединение, картельные и иные соглашения. Вхождение новых фирм в отрасли с олигополией также очень затруднено.

Рынок монополистической  конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный товар  сорт, упаковка, торговая марка уровень обслуживания.

 Дифференциация продукта  означает отсутствие однородности  предоставляемых потребителю благ и услуг. Это не просто различия, в цвете марке. Даже тот же сорт пива может, с точки зрения покупателя, быть дифференцированным. Эдвард Чемберлин американский экономист ввел в оборот термин «дифференциация продукта». Монопольную власть на рынке Э. Чемберлин связывает, прежде всего, с характером и особенностями продаваемых товаров. Он привлек внимание к тому, что рыночные отношения продавца и покупателя в немалой степени зависят от характера продукта.

Монополия в условиях  дифференциации продуктов характеризуется как некая степень власти над ценой. Поэтому особенно важен такой фактор, как эластичность спроса по цене. Сравним условия конкуренции при однородной и  неоднородной продукции. В условиях совершенной конкуренции при полной однородности товаров спрос на продукцию, какой либо одной фирмы, характеризуется  абсолютной эластичностью: повысив цену на свой продукт, продавец не продает ничего, а понизив, может продать как угодно много. При заданной рынком цене повышать цену на свой товар просто бессмысленно – никто не станет покупать более дорогой товар, если кругом полно таких же товаров по более низкой цене.

Информация о работе Классификация монополий и антимонопольные меры в экономике. Антимонопольная политика в России