Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:07, контрольная работа
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. В своей работе я постаралась наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделила большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей
К 1995 г. была сформирована только одна система регулирующих органов, действовавшая вне рамок отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 г. для регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей сообщения, Минсвязи). Так, МПС получило разрешение ежемесячно индексировать тарифы на перевозки с учетом роста цен на основные виды продукции, потребляемые его предприятиями. Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.
Упрощенные схемы
Важнейшими причинами создавшегося положения являлись: отсутствие необходимой законодательной базы; неопределенность статуса регулирующих органов, их зависимость как от правительства и министерств, так и от регулируемых субъектов; недостаток финансовых средств и квалифицированных кадров.
В настоящее время идет рассмотрение проекта Федерального закона “О защите конкуренции”.
Глава 6. Антимонопольное законодательство России.
Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.
Административное (законодательное)
регулирование конкуренции
В Законе “О конкуренции” (1991 г.) доминирующим является исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Закон о конкуренции характеризует количественные границы монопольной власти. Критерием этих границ также определена следующая величина доли рынка, если:
Для определения доминирующего положения фирм на рынках антимонопольными органами используются данные о структуре товарных рынков.
Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:
Используя эти рычаги,
государство имеет возможность
влиять на интенсивность конкуренции
в разных секторах и сегментах
рынка. Основная черта нормативно-
Осуществляя нормативно-ориентирующее
регулирование деловых
Кроме того, к антимонопольному регулированию можно отнести и антимонопольный контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности, ведется Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. Реестр начал формироваться в России с 1992 г. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает 35% на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство.
Уровень монополизации в плановой экономике был очень высоким. В процессе разгосударствления он сократился. Число предприятий-монополистов в России за время проведения рыночных преобразований опять выросло. В 1994 г. в Роста насчитывалось 582 предприятия-монополиста, в 1996 г. - 2,5 тыс. предприятий. Эти предприятия, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке и нарушающие антимонопольное законодательство, заносились приказами в Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов России. Сейчас этот перечень переименован в “Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на определенном рынке товара более 35%”.
Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль деятельности со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т.д.
О регулировании естественных монополий. Основными методами регулирования являются: ценовое регулирование, т.е. прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.
Государственное регулирование цен (тарифов) отраслей естественных монополий включает регулирование тарифов, как на электрическую, так и тепловую энергию. В настоящее время в системе тарифного регулирования естественных монополий в России происходят серьезные изменения. Провозглашено создание единого тарифного органа, сокращение перекрестного субсидирования, переход на адресную систему социальных льгот. В то же время у государства отсутствует целостная долгосрочная концепция ценового регулирования естественных монополий.
Концепция реформы естественных монополий с точки зрения ценового регулирования должна предусматривать, прежде всего, введение новых, взаимоувязанных тарифов на их продукцию. Для этого необходимо обоснование общей модели тарифной системы, адекватной для переходных условий экономики России.
Модель ценового регулирования
должна базироваться на таких общих
принципах регулирования
На 2003 г. Правительство
РФ утвердило план повышения тарифов
в размере 12% для МПС России, 14%
- для РАО “ЕЭС” и 20% - для “Газпром”.
Такой уровень повышения
Совершенствование ценового регулирования естественных монополий оказывает сильное влияние не только на сам сектор естественных монополий, но и на экономику в целом. Важно отметить, что в России такое регулирование не согласовано с другими методами государственного регулирования естественных монополий. Решения по поводу цен на услуги естественных монополий зачастую становятся результатом конъюнктурных политических решений, не имеющих достаточного экономического обоснования.
Более перспективным и эффективным направлением в области регулирования естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа - выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных субъектов.
Данный способ регулирования может быть эффективным не только для отдельных монополистов, но, что особенно важно, и для государства в целом, так как позволяет делать прозрачными финансовые потоки в рамках различных посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обход как самой компании, так и бюджета.
6.1. Регулирующая структура в области антимонопольной политики в России (с историей).
В области проведения государственной политики развития конкуренции на товарных рынках функции и полномочия ФАС России определены Законом Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (принят в 1991 г., изменения и дополнения внесены - в 1995, 1998, 2000, 2001 и 2002 гг.).
В области проведения государственной политики развития конкуренции на финансовых рынках функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” (принят в 1999г., изменения внесены в 2001 г.).
Работа ФАС России в сфере контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.
Предшественник Федеральной антимонопольной службы – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года “О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР”.
В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от
24 августа 1992 года № 915 “О Государственном
комитете Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 “О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти” Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.
22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Фонарева Н.Е.), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель Хакамада И.М.), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель Будько В.И.) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель Горячев В.М.). На их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Г.М. Ходырев.
В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контроля над соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года.