Классификация монополий и антимонопольные меры в экономике. Антимонопольная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:07, контрольная работа

Описание

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. В своей работе я постаралась наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделила большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике Монополия.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

В условиях монополистической  конкуренции объем сбыта фирмы определяется, помимо цены, и такими факторами как особенности продукта и расходы по сбыту.

Особенно важны издержки сбыта. Фирма идет на эти издержки, потому что они формируют спрос, «приспосабливают» спрос к продукту. Наиболее характерная форма затрат на сбыт – реклама. Реклама может сделать спрос менее эластичным, раздвигая границы повышения цены. Это означает на практике, что благодаря рекламе спрос на товар может даже увеличится, несмотря на более высокую цену рекламируемого товара.

 

Глава 3. Плюсы и минусы монополии, и ее регулирование.

 

Монополизм в экономике имеет  свои  за и против. Так, положительные стороны в монополии проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, как уже отмечалось, в определенных отраслях  она более эффективна и дает экономию затрат. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором (фирмы-аутсайдеры) у моно- и олигополистов  больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своем производстве. Небольшие конкурирующие предприятия обычно весьма стеснены в финансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от новшеств. Кроме того, новые идеи быстро копируются конкурентами, получается, что затраты на их осуществление несут одни а выгода делится всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от инноваций достается их авторам.

Вместе с тем «всякая монополия и всякая погоня за наживой зло», со знанием говорит Форд.

Отрицательными или  негативными сторонами монополистического господства является нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены или сбивают их в случае монопсонии, навязывая обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия  продаж  своей продукции. Тем самым нарушается  механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.

Многие бизнесы лишаются свободного и более рационального выбора, не выдерживают давления экономически неоправданных монополистических цен, снижают деловую активность, а то и разоряются. В итоге сокращается производство, растут безработица и инфляция, усиливается расстройство хозяйства. Богатство общества в целом становится меньше, чем могло быть при более оптимальном конкурентно- рыночном распределении ресурсов . В странах с развитой демократией  рыночной рациональности угрожает еще один своеобразный вид монополии – монополии профсоюзов . Опираясь на свои огромные права, Трей-Юнионы подчас препятствуют устранению лишних рабочих мест, снижению платы работникам уходящих профессий, сокращением  зарплат. Это нарушает механизм саморегулирования рынка рабочей силы и тормозит рост производительности труда.

Второй минус монополизма  – усиление неравенства в доходах в обществе. Оно также связано с монопольным завышением или занижением цен и сверхприбылям, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.

Следующий негативный момент монополизма – экономический застой и торможение научно-технического прогресса (НТП). Он возможен потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов, и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов.

Добавим к сказанному, что против НТП  действует и такой факт: монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом и необходимостью замены физически  еще годной техники. Отсюда и вывод, что в отношении НТП в монополистическом секторе «борются» две противоположные тенденции: одна к его развитию, другая к торможению.

Наконец последняя из негативных сторон монополизма –  опасность для демократии, как в экономике, так и в политике. В частности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж, принудительные «довески» к своей продукции.

Заметна и антидемократическая  роль олигархов в политике. Скупая средства массовой информации, финансируя политические партии и предвыборные компании они манипулируют сознанием людей, проводят в парламенты и правительства своих ставленников, добиваются с помощью лоббизма  принятия нужных решений, получая выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии другие привилегии, и ущемляя интересы и права остальных граждан.

 

Глава 4. Мировой опыт регулирования  монополий.

 

Необходимость сдерживания  и регулирования монополизма  передовые общества осознали еще в конце 19 века. Так, в соответствии с первым в мировой истории антитрестовским законом Шермана, принятым в США в 1890 году, монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной. Закон Клейтона  (США 1914 г.) – был уже в основном направлен против ценовой дискриминации на рынке. Главной особенностью всего мирового антитрестовского законодательства является защита мелкого и среднего  товаропроизводителя, стремление приблизить рынки к модели совершенной конкуренции. Однако, вопреки антимонопольному регулированию, рынки все дальше и дальше уходят от этой модели.

В главных капиталистических  странах антимонопольные законы были приняты после второй мировой  войны: во Франции в 1945 г., в Японии в 1947 г., в Англии в 1948 г., в ФРГ в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства. Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

Сегодня антимонопольные законодательные  акты приняты практически во всех странах с рыночной экономикой.

В целом регламентация поведения  фирм в антимонопольном законодательстве руководствуется законом Шермана: монопольное положение фирмы в отрасли не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона, это противоречит демократической основе права, т.е. презумпции невиновности. Запрещены - и это принципиально - лишь формы поведения, наносящие вред другим участникам рынка.

Принцип регламентации состоит  в одном из двух правил: либо действия полностью запрещаются как таковые, либо запрещаются в принципе, но разрешаются на основании “принципа рациональности”, т.е. для выполнения определенных задач экономической политики. Например, картели как таковые запрещены в США и ФРГ, но они разрешены в Японии на определенных условиях и на определенный срок. В целом можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства, начиная с закона Шермана, отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.

Проведение в жизнь антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. Органы, проводящие антимонопольную политику, действуют, как правило, через судебную систему, поскольку только суд может вынести решение о санкциях на основе доказательства о нарушении антитрестовских законов.

Во всех странах антимонопольную  политику проводят органы центральной  исполнительной власти. Иногда это специальные агентства и комиссии: в ФРГ - Федеральное агентство по картелям, во Франции - Комиссия по конкуренции, в Австралии - Комиссия по торговой практике. Иногда функции разделены между двумя учреждениями, например, в США работает Федеральная торговая комиссия и Антитрестовский отдел Департамента юстиции, в Англии - Агентство по справедливой торговле и специальный суд, рассматривающий дела об ограничительной торговой практике. В Европейском Экономическом Сообществе дела о нарушении свободы торговли в масштабах объединенной Европы рассматривают Комиссия и Суд Сообщества.

Из антимонопольных  законов следует, что администрация, отвечающая за их исполнение, не только дает разрешения на некоторые сделки и ведет мониторинг ситуации в  отраслях, но и работает по жалобам пострадавших от дискриминации, решает возникающие конфликты и т.д. Поэтому она обладает такими полномочиями, каких не имеют другие правительственные учреждения: следственные и судебные по определенному кругу дел. Законы предусматривают процедуры расследования дел, правила посредничества в решении конфликтов, штрафные санкции, а также передачу дел в суды, если конфликт не удается разрешить в административном порядке. В большинстве стран частные фирмы могут возбуждать гражданские иски о нарушении правил конкуренции в суде друг против друга и против антимонопольной администрации. Но в Японии, например, такое право дано только Комиссии по справедливым сделкам.

Политика защиты конкуренции, опирающаяся на антимонопольный  закон - его нередко именуют “экономической конституцией” свободного предпринимательства - отражает уровень понимания современного рыночного хозяйства, и отработанные приемы, и, конечно же, исторические особенности развития экономики каждой конкретной страны.

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Антимонопольная политика России.

 

Современная антимонопольная политика, прежде всего, направлена на  использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и на недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов,

ценовых злоупотреблений. Одновременно стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. В случае выявления монополизма к фирмам могут применяться меры размонополизации: денежные компенсации, штрафы запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, а то и самое суровое – разукрупнение компании, то есть ее раздел на несколько фирм.

В России, которая наследовала самую монополизированную экономику, с начала рыночных реформ занялись законотворчеством, ограничивающим власть монополий. Еще в рамках СССР был принят закон «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» (март 1991 г.). Хотя данный закон практических последствий не имел, но большим его достоинством явились то, что в нем даны определения и содержание таких понятий как « монополистическая деятельность», « конкуренция», « рынок», «товар», «хозяйствующий субъект». Однако указанный закон столь щедро одарил самих производителей-монополистов, что по существу, ничего не изменил в положении вещей. Дело в том, что монополией считается, по этому закону, предприятие, чья доля на рынке превышает 35% продаж. Таких предприятий не много. Организованный в том же году ГКАП – (Государственный комитет по антимонопольной политике)- утверждает ежегодно список предприятий-монополистов, но  почему-то не торопится с их публикацией. ГКАП имеет свои филиалы-комитеты в каждом субъекте Российской Федерации. К сожалению, российское антимонопольное регулирование пока не ощущается. По многим характеристикам, из-за ослабления государственной власти, монополизм предприятий в России даже усилился.

Первый в России антимонопольный  нормативный акт - Закон "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" был принят 22 марта 1991 года. Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.  
К таким документам следует отнести Правила рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (утверждены приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53). Закон о дополнении Уголовного кодекса РСФСР и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.  
Отдельный блок составляют акты о Государственном Реестре предприятий-монополистов и о специальном регулировании их деятельности. Составление и утверждение Государственного Реестра возложено на ГКАП России.  
При составлении реестра использовался только один из признаков - доля на рынке, в то время как понятие "доминирующее положение" требует установления в каждом конкретном случае наличия некоторых признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.

Проблема необходимости  государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на состояние экономики в целом.

Первый проект Закона “О естественных монополиях” был  подготовлен сотрудниками Российского  центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, РАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России” и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Госдуму. Однако, принят Государственной Думой и впоследствии подписан Президентом закон был лишь к августу 1995 года.

По Закону “О естественных монополиях”, сфера регулирования  включает транспортировку нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

Основными методами регулирования  выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Информация о работе Классификация монополий и антимонопольные меры в экономике. Антимонопольная политика в России