Концепция трансакционных затрат, природа внутренней и внешней интеграции фирмы: Р. Коуз и его последователи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:48, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение концепции
трансакционных затрат и природы фирмы, отраженной в исследованиях Рональда
Коуза и его последователей.

Содержание

Введение 3
Трансакционные затраты (издержки) 4
Понятие и виды трансакций 5
Дж. Коммонс 5
О.Уильямсон 6
Классификация трансакционных затрат (издержек) 7
Рональд Коуз 10
О трансакционных издержках 11
Природа внутренней и внешней интеграции фирмы 12
Последователи трансакционной теории 15
А.Алчиан и Г.Демсец 15
У.Меклинг и М.Дженсен 15
И. Барцель 15
О.Уильямсон 16
С.Гроссман и Г.Харт 17
Д.Крепс 18
П.Милгром и Дж.Робертс 19
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Трансакционные издержки.docx

— 63.33 Кб (Скачать документ)

стандартной марки). В отличие от этого  специальный  ресурс  приспособлен  к

условиям конкретной сделки и вне нее не имеет  большой  ценности  (пример  -

станок, произведенный  по  индиви-дуальному  заказу).  Согласно  Уильямсону,

специальным  может  быть  как  физический  капитал  (оборудование),  так   и

человеческий  (квалификация   и   знания).   Специфичность   ресурса   может

вызываться его  местоположением (электростанция, построенная  вблизи  угольной

шахты),  а  также  предназначенностью  для  единственного   покупателя   при

отсутствии спроса со стороны кого-либо еще.

      Как показал  О.Уильямсон,  в результате  инвестиций  в специфические

активы предпринявший  их  агент  оказы-вается  "заперт"  в сделку  со  своим

нынешним партнером. Если до этого у него мог  быть  выбор  среди  достаточно

большого  числа  примерно  равноценных  контрагентов,  то  теперь  их   круг

сужается  до  одного.  Разрыв  отношений   становится   равнозначен   потере

капитала, воплощенного в специфических активах, так  как они приспособлены  к

особенностям  данного партнера и имеют малую  ценность  для  всех  остальных.

Это  превращение  исходной  конкурентной  ситуации  в  конечную  монопольную

О.Уильямсон назвал "фундаментальной трансфор-мацией", которая  расценивается

им как одно из главных препятствий на пути рыночного  обмена. 
 
 

               Классификация трансакционных затрат (издержек) 
 

      Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного  подхода предложили

различные классификации  трансакционных издержек (затрат). В соответствии  с

одной из них  выделяются:

1) издержки поиска  информации (затраты времени и  ре-сурсов на  получение и

   обработку   информации  о  це-нах,  имеющихся товарах,   поставщиках   и

   потребителях);

2) издержки ведения  переговоров;

3) издержки измерения  количества и качества вступающих  в  обмен  товаров  и

   услуг;

4) издержки по  спецификации  и  защите  прав  собствен-ности  (расходы на

   содержание  судов,  арбитража,  органов   государственного  управления,  а

   также   затраты  времени  и  ресурсов,  необходимые  для   восстановления

   нарушенных  прав);

5)  издержки  оппортунистического   поведения,   под   которым   понимается

   недобросовестное  поведение, нарушаю-щее условия сделки или направленное

   на получение  односторонних выгод.

      Проблеме  оппортунистического   поведения   в   теории   трансакционных

издержек принадлежит  одно из центральных  мест.  Под  эту  рубрику  попадают

различные случаи лжи, обмана, бездельничанья, манкирования взятыми  на  себя

обязательствами.  Различают  две  основных  формы  оппортунизма,  первая  из

которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая  для  рыночных

сделок.

      Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и

ответственностью,  чем  следует  по  условиям  договора.  Когда  отсутствует

возможность эффективного контроля за агентом, он  может начать  действовать

исходя из собственных  интересов, не обяза-тельно  совпадающих с интересами

нанявшей  его  фирмы.  Проблема  становится  особенно  острой,  когда   люди

работают  сообща  ("командой")  и  личный  вклад  каждого  определить  очень

трудно.

      Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо

из агентов  произведены инвести-ции  в специфические активы.  Тогда у его

партнеров появляется  возможность  претендовать  на  часть  дохода  от  этих

активов, угрожая  в противном случае разрывом отношений  (с  этой  целью  они

могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого  продукта,  повышении

его качества, увеличении объема поставок и т. д.).  Угроза  "вымогательства"

подрывает стимулы  к инвестированию в специфические  активы.

      Трансакционные   издержки,   возникающие   по   ходу    взаимодействия

экономических      агентов,      противопостав-ляются      трансформационным

(производственным)  издерж-кам,  связанным с   физическим   преобразованием

ресурсов. Значение трансакционных издержек, как показали  Дж.  Уоллис  и Д.

Норт, возрастает в процессе экономического развития. Согласно  их  расчетам,

доля  в  ВВП  США  трансакционных  услуг,  оказываемых   частным   сектором,

увеличилась с 23% в 1870 г. до 41% в 1970 г., оказываемых государством  -  с

3,6% в 1870 до 13,9% в 1970 г., что  в  итоге   составило  рост  с  26,6%  до

54,9%.

      Расширение трансакционного сектора экономики,  по  их  мнению,  служит

одним  из  главных   признаков,   отделяющих   процветающие   экономики   от

стагнирующих.

      Одно из наиболее интересных и плодотворных прило-жений трансакционного

подхода связано  с проникно-вением его идей в теорию фирмы.  Основоположником

трансакционного анализа экономических организаций явился Р.Коуз. 

                                Рональд  Коуз 

      Девяностые  годы  20  века  принесли   успех   экономистам   на   пути

исследования   рынка,   собствен-ности,   фирмы,   корпорации.   Образовался

своеобразный  синтез  неоклассики  и  институционализма,  «чистой»  теории  и

прикладных  разработок,  макро-  и микроэкономи-ческого  анализа.   Быстрое

внедрение в  практику теорети-ческих результатов заставляет  повторить слова

одного из выдающихся физиков: «Нет ничего практичнее  хорошей  теории».  Мир

экономистов заговорил  о новой парадигме в науке,  способной  определить  как

будущее самой  экономики, так и ее  применение  в  самых  различных  областях

хозяйства.  Одним  из  возмутителей  спокойствия  стал  американец  Р.  Коуз

(Нобелевский  лауреат 1991 г.).

      Р. Коуз свою награду «за пионерные работы по проблемам трансакционных

издержек и  прав собственности» получил в весьма преклонном  возрасте  —  80-

летний профессор  Чикагского университета  уже  более  10  лет  как  вышел  в

отставку. Родился  он в 1910 г. в Великобритании, закончил  Лондонскую  школу

экономики. Переехав в США, работал в Вирджинском и Чикагском  университетах.

Труды  Коуза  служат  блестящим опровержением тому,  казалось  бы  сейчас,

неопровержимому мнению,  что  успеха  в  экономических  исследованиях  можно

добиться только применяя математические методы, конструируя много-факторные

модели. В трудах Коуза нет формализованных моделей, математических  выкладок

или хотя бы графиков и диаграмм. Однако они  (всего  три  статьи,  опублико-

ванные в 1937, 1946 и 1960 гг.) произвели переворот  в видении  экономической

действительности,   послужили   источником   парадигмальных   изменений    в

современном экономическом  анализе, породили целый  ряд  бурно  развивающихся

научных концепций.

      Далеко не сразу идеи Коуза были поняты  и приняты.  Опубликованная  в

1937  г.  статья  «Природа  фирмы»  не  произвела   в  свое  время   никакого

впечатления. Внимание ученых в то время было приковано  к  макроэкономической

теории Кейнса, к трудам,  анализирующим «провалы  рынка»  и обосновывающим

неизбежность  государствен-ного регулирования рыночной  системы.  Коуз  же  в

этой  и  последующих  публикациях  подходил  к   проблемам   рынка,   фирмы,

государства совсем с иной стороны. В конце концов его идеи  начали  вызывать

серьезные возражения многих американских экономистов, особенно  профес-соров

Чикагского   университета,   буквально   обескуражен-ных   парадоксальностью

подходов и  выводов далеко не самого именитого  из ученых.

      Казалось, общепринятые и известные  даже ученикам колледжей положения  о

«провалах рынка», о неизбежнос-ти государственного регулирования монополий,

финанси-рования  образования   и   решения   экологических   проблем,   были

поставлены с ног на голову. Коуз, как он  пишет,  «был  принужден к  более

полному  изложению  своих  соображе-ний»,   опубликовав   статью   «Проблема

социальных  издержек».  С  этого  времени  теории  «прав  собственности»   и

«трансакционных  издержек»,  разработанные   ученым   начинают   завоевывать

признание, и  что особенно  важно,  их  применение  на  практике  оказывается

эффективно. 

                        О трансакционных   издержках 

      Теория трансакционных издержек  изложена  в статье  «Природа  фирмы»,

признанной ныне классической. Свое  исследование  Коуз  начинает  с анализа

двух, по его  словам, важнейших  институтов,  центральных  для  экономической

науки,  —  фирмы  и   рынка,   составляющих   «институциональную   структуру

экономической системы».  Он  задается  вопросом:  почему  существуют  фирмы?

Почему какая-то часть  экономической  деятельности  протекает  внутри  фирм,

представляющих собой вертикальные иерархические структуры и  устроенных  по

принципу прямых приказов-команд, а другая осуществляется на рынке,  где  на

основе  добровольных  двусторонних  контактов  складываются   горизонтальные

отношения и  где все решают цены? Отчего экономика  не  может  функционировать

в виде «сплошного»  рынка, откуда посреди рыночной стихии возникают  островки

«сознательного контроля», иначе говоря - фирмы?

      Ответ на этот вопрос Коуз дает, вводя в экономический  анализ  новую

категорию,  получившую  название  «Трансакционные  издержки».   Она   служит

исходным   пунктом   исследования   и   составляет    своеобразный    каркас

теоретической системы ученого.

      Неизбежность  таких  издержек,  которые  Коуз  первоначально  называл

«издержками рыночных трансакций» (или «издержками  осуществления  трансакций

обмена на открытом рынке»,  или  просто  «рыночных  издержек»),  их  суть  и

значение объяснялись  самим автором идеи следующим  образом.  «Я  описал  то,

что  имел  в  виду,  в  следующих  словах:   "Чтобы   осуществить   рыночную

Информация о работе Концепция трансакционных затрат, природа внутренней и внешней интеграции фирмы: Р. Коуз и его последователи