Конкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ понятия "конкуренция", определение её видов, и объяснения о её роли в рыночной экономике.
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.

Содержание

Введение
3
1 Понятие и условия возникновения конкуренции
4
2 Функции конкуренции
8
3 Виды конкуренции
9
4 Механизм конкуренции
11
5 Свободная (совершенная) конкуренция
13
6 Несовершенная конкуренция
17
7 Олигополия: сущность и характерные черты
19
8 Неценовая конкуренция
22
9 Монополия: место и роль на рынке
24
10 Антимонопольное регулирование
33
Заключение
35
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция,ее виды и роль в рыночной экономике.doc

— 711.00 Кб (Скачать документ)

По степени  свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы.

Разные виды конкуренции (и монополии) зависят  от определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются:

  1. количество фирм, поставляющих товары на рынок;
  2. свобода вхождения на рынок и выхода из него;
  3. дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
  4. участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Экономисты  различают четыре довольно несхожих рыночных ситуаций или формы конкуренции: совершенную (чистую) конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чтобы выявить главные отличительные черты этих видов рыночных структур, рассмотрим табл. 1.

 

Таблица 1 – Характеристика разных видов конкуренции

Параметры состояния  рынка

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

 

Количество  фирм, поставляющих товары на рынок

Много незавсимых фирм, нет контроля над рынком

Много фирм, производящих сходные товары и услуги

Несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги

Один продукт и одна крупная фирма

Участие в контроле над ценами

Нет. Цены определяются рынком

Влияние ограничено возможностью замены

Существует  влияние «ценового лидера»

Практически полный контроль

 

Продолжение таблицы 1

Товарная дифференциация

Нет. Продукты не различимы по свойствам и качеству

Товары и  услуги дифференцированы для специфических рынков

Существенна для  отдельных продуктов (например, автомобилей); мала для стандартизированных товаров (например, бензин)

Нет

Свобода входа на рынок и выхода из него

Относительно легкий

Относительно  легкий

Трудный. Часто  требуются большие инвестиции

Очень трудный

Формы конференции

Ценовая

Ценовая. Неценовая: реклама, торговые знаки, торговые марки, дифференциация продукта

Ценовая. Неценовая: тайный сговор, лидерство в ценах, ценовая накидка, реклама

Неценовые связи с общественными организациями

Доступность информации

Равный доступ ко всем видам информации

Сравнительно  незначительные ограничения

Существенные  ограничения

От некоторых  ограничений до полной информационной блокады


 

4 Механизм конкуренции

 

Цены оказывают  воздействие на спрос и предложение. Рост цен ведет к снижению спроса, но одновременно стимулирует товаропроизводителей к увеличению выпуска продукции. В то же время изменение спроса и предложения оказывает влияние на понижение или повышение цен. При сбалансированном спросе и предложении, т.е. при их равенстве, устанавливается равновесная цена. Механизм функционирования конкуренции представлен на рис. 1.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1. Механизм саморегуляции рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Механизм функционирования конкуренции

5 Свободная (совершенная) конкуренция

 

Совершенная конкуренция - это рыночная структура, в которой  много фирм продают стандартизированный  товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цены.

На рынке  выступают полностью независимые  агенты, каждый из которых стремится  реализовать свой экономический  интерес. Вступая в отношения  обмена, каждый агент рынка, уступая  то или иное благо, стремится получить взамен другое благо. Реализация экономических интересов совершается в актах купли-продажи благ, которые приобретают форму товара. Поэтому товаром является любое благо, предназначенное для удовлетворения той или иной потребности и имеющее меновую стоимость. Последняя характеризует такое свойство блага, как способность обмениваться в определенных пропорциях на другие блага.

На рынке  встречаются два контрагента, один из которых стремится продать товар дороже (продавец), а другой желает приобрести его дешевле (покупатель). Свободное проявление воли контрагентов и есть не что иное, как реализация экономических интересов, которые сводятся к максимизации извлекаемой выгоды.

Для такого волеизъявления, очевидно, на рынке должна царить атмосфера полной свободы и непринужденности, абсолютного равенства всех агентов рынка. Подобное состояние рыночных отношений и характеризуется понятием «свободный рынок», который Должен отвечать целому ряду требований.

Признаки свободного рынка:

Одним из признаков такого рынка является, прежде всего, свободный доступ на рынок любого товаропроизводителя и выход из него, что предполагает безграничность числа его участников. Благодаря такой открытости влияние отдельно взятого товаропроизводителя на рыночную ситуацию в целом оказывается столь незначительным, что им можно пренебречь. Данное состояние рынка характеризуется полным отсутствием проявления монополии — господства одного продавца, или монопсонии — господства одного покупателя.

Однако для обеспечения свободного входа и выхода необходимо, чтобы все агенты рынка принимали эти решения на основе полной свободы доступа к исчерпывающей информации о рыночной ситуации (уровень цен и процента состояние спроса и предложения и т.п.). Это открывает каждому участнику рынка возможность рационального поведения: свободу выбора с целью максимизации выгоды и минимизации затрат.

Другим признаком  свободного рынка является абсолютная мобильность факторов производства, под которой понимается наличие возможности в случае необходимости осуществить перелив капитала, перемещение материальных и трудовых ресурсов из одних отраслей и сфер хозяйственной деятельности в другие.

Важным условием функционирования свободного рынка  является недопущение вмешательства государства в экономические отношения субъектов рынка и отказ от проведения той или иной экономической политики.

В реальной действительности полное выполнение вышеперечисленных условий представляется невероятным. Ели говорить о полной свободе конкуренции, то совершенно очевидно, что именно в результате нее одни товаропроизводители разоряются, другие укрепляют свои рыночные позиции, расширяют свой сегмент рынка и в конечном счете могут его монополизировать. Кроме того, монополия может развиться и на основе выпуска принципиально нового продукта, использования новой технологии производства, которыми обладает только один товаропроизводитель, так как его права как пионера защищает патентное право.

Если говорить о свободном и равном доступе  к информации, то это также нереально, ибо информация обладает стоимостью, и она также выступает в качестве товара. Поэтому исчерпывающую информацию о том или ином рынке, перспективах его развития получит тот, кто в состоянии оплатить информационные услуги.

Условие свободной  миграции капитала и ресурсов также трудновыполнимо. Во-первых, имеются естественные ограничения, связанные с несовместимостью, разнородностью многих производств. Поэтому весьма сложной становится проблема перепрофилирования производственной деятельности в силу различного характера используемых средств производства и рабочей силы.

Во-вторых, различные  отрасли и виды производств порой  существенно отличаются друг от друга по величине капитала, необходимого для инвестирования с целью первоначальной организации производства. В связи с этим для перелива капитала, например, в капиталоемкие производства и отрасли (судостроение, металлургия, авиастроение) для многих фирм требуются весьма длительные сроки с целью накопления необходимой величины капитала.

Кроме вышеуказанных  причин, ограничивающих возможности функционирования свободного рынка, следует назвать еще целый ряд. Рынок не может обеспечить потребности, которые имеют общественный характер: социальное обеспечение, оборона страны, нормальное функционирование денежного обращения, справедливое распределение благ, развитие стратегических направлений науки и техники.

Позитивные  явления конкуренции:

  1. снижение издержек;
  2. быстрое внедрение НТП;
  3. гибкое приспособление к спросу;
  4. высокое качество продукции;
  5. препятствует завышению цен.

Негативные  явления конкуренции:

  1. разорение многих субъектов рыночной экономики;
  2. анархия и кризис производства;
  3. чрезмерная эксплуатация ресурсов;
  4. неблагоприятное влияние на экологию.

Недостатки  рынка совершенной конкуренции:

1.  в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;

2. способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

3.  не может распространяться на производство общественных благ;

4.  вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

Совершенную конкуренцию  часто называют чистой конкуренцией, так как при этой модели рынка  влияние каждого участника экономических  отношений на общую ситуацию формирования цен настолько ничтожно, что им можно пренебречь. Однако, в реальной жизни, особенно на этапе современного уровня экономической цивилизации, такая независимость практически неосуществима. В действительности практика свободного ценообразования постоянно нарушается.

Свободный рынок  – это абстракция, идеал, которого нет и нельзя достичь. Конкретный рынок — это в большей или меньшей степени регулируемый рынок. Тем не менее, он обладает собственным механизмом саморегуляции. Основным его инструментом, прежде всего, являются цены, которые сигнализируют о положении дел на рынке, как потребителям, так и производителям.

На свободном  рынке исключены инфляция, безработица, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия. Однако в действительности все условия, необходимые для функционирования рынка совершенной конкуренции, никогда не выполняются, поэтому эта модель рынка имеет в основном теоретическое значение, она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур.

 

 

6 Несовершенная конкуренция

 

Ограниченность  совершенной конкуренции приводит к тому, что в экономике появляются и другие виды рыночных структур - рынки несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция - это рыночная структура, характеризующая возможность продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену. Это рынки, в которых не выполняется хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Вместе с тем на них не складывается и другая крайняя ситуация - чистая монополия. Поэтому все они находятся в промежуточном состоянии между этими противоположностями. Разновидностями таких рынков, в частности, являются монополистическая конкуренция и олигополия. Различия этих рыночных структур представлены в табл. 2.

 

Таблица 2 - Различия монополистической конкуренции и олигополии

Параметры состояния  рынка

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число продавцов

Барьеры входа  на рынок и выхода из него

Дифференциация  продукта

Участие фирм в  контроле над ценами

Много

Нет

 

Есть

Цена индивидуализированного продукта контролируется

Мало

Обычно есть

 

Возможна

Нелегальный контроль


 

Монополистическая конкуренция - это организация рынка, при которой на нем действует  большое количество продавцов, продающих  дифференцированный продукт, и возможно появление новых продавцов.

В этой рыночной структуре фирмы получают монопольную  власть за счет дифференциации товара. Она подразумевает, что никакие  две фирмы не производят один и  тот же товар, хотя вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду. Между тем каждое изделие имеет свои отличительные черты, поэтому фактически они являются разными товарами.

Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг (выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий, нижнего белья и верхней одежды, обуви, моющих средств и парфюмерии, меховых изделий и др.). Дифференциация товара может основываться не только на внешних его различиях, но и на обслуживании покупателя. Его могут привлечь упаковка товара, оригинальная расцветка изделия, удобное расположение и время работы магазина, послепродажное обслуживание и т.п.

В условиях дифференциации товаров важное значение в деятельности фирмы приобретают неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, особые качества изделия, возможность покупки в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. Покупатель имеет возможность выбрать ту фирму, которая ему больше подходит.

Информация о работе Конкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике