Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ понятия "конкуренция", определение её видов, и объяснения о её роли в рыночной экономике.
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.
Введение
3
1 Понятие и условия возникновения конкуренции
4
2 Функции конкуренции
8
3 Виды конкуренции
9
4 Механизм конкуренции
11
5 Свободная (совершенная) конкуренция
13
6 Несовершенная конкуренция
17
7 Олигополия: сущность и характерные черты
19
8 Неценовая конкуренция
22
9 Монополия: место и роль на рынке
24
10 Антимонопольное регулирование
33
Заключение
35
Список использованных источников
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы.
Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются:
Экономисты различают четыре довольно несхожих рыночных ситуаций или формы конкуренции: совершенную (чистую) конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чтобы выявить главные отличительные черты этих видов рыночных структур, рассмотрим табл. 1.
Таблица 1 – Характеристика разных видов конкуренции
Параметры состояния рынка |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
Монополия | |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
|||
Количество фирм, поставляющих товары на рынок |
Много незавсимых фирм, нет контроля над рынком |
Много фирм, производящих сходные товары и услуги |
Несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги |
Один продукт и одна крупная фирма |
Участие в контроле над ценами |
Нет. Цены определяются рынком |
Влияние ограничено возможностью замены |
Существует влияние «ценового лидера» |
Практически полный контроль |
Продолжение таблицы 1 | ||||
Товарная дифференциация |
Нет. Продукты не различимы по свойствам и качеству |
Товары и услуги дифференцированы для специфических рынков |
Существенна для отдельных продуктов (например, автомобилей); мала для стандартизированных товаров (например, бензин) |
Нет |
Свобода входа на рынок и выхода из него |
Относительно легкий |
Относительно легкий |
Трудный. Часто требуются большие инвестиции |
Очень трудный |
Формы конференции |
Ценовая |
Ценовая. Неценовая: реклама, торговые знаки, торговые марки, дифференциация продукта |
Ценовая. Неценовая: тайный сговор, лидерство в ценах, ценовая накидка, реклама |
Неценовые связи с общественными организациями |
Доступность информации |
Равный доступ ко всем видам информации |
Сравнительно незначительные ограничения |
Существенные ограничения |
От некоторых ограничений до полной информационной блокады |
4 Механизм конкуренции
Цены оказывают
воздействие на спрос и предложение.
Рост цен ведет к снижению спроса,
но одновременно стимулирует товаропроизводител
Рис 1. Механизм саморегуляции рынка
Рисунок 1 – Механизм функционирования конкуренции
5 Свободная (совершенная) конкуренция
Совершенная конкуренция - это рыночная структура, в которой много фирм продают стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цены.
На рынке
выступают полностью
На рынке встречаются два контрагента, один из которых стремится продать товар дороже (продавец), а другой желает приобрести его дешевле (покупатель). Свободное проявление воли контрагентов и есть не что иное, как реализация экономических интересов, которые сводятся к максимизации извлекаемой выгоды.
Для такого волеизъявления, очевидно, на рынке должна царить атмосфера полной свободы и непринужденности, абсолютного равенства всех агентов рынка. Подобное состояние рыночных отношений и характеризуется понятием «свободный рынок», который Должен отвечать целому ряду требований.
Признаки свободного рынка:
Одним из признаков такого рынка является, прежде всего, свободный доступ на рынок любого товаропроизводителя и выход из него, что предполагает безграничность числа его участников. Благодаря такой открытости влияние отдельно взятого товаропроизводителя на рыночную ситуацию в целом оказывается столь незначительным, что им можно пренебречь. Данное состояние рынка характеризуется полным отсутствием проявления монополии — господства одного продавца, или монопсонии — господства одного покупателя.
Однако для обеспечения свободного входа и выхода необходимо, чтобы все агенты рынка принимали эти решения на основе полной свободы доступа к исчерпывающей информации о рыночной ситуации (уровень цен и процента состояние спроса и предложения и т.п.). Это открывает каждому участнику рынка возможность рационального поведения: свободу выбора с целью максимизации выгоды и минимизации затрат.
Другим признаком свободного рынка является абсолютная мобильность факторов производства, под которой понимается наличие возможности в случае необходимости осуществить перелив капитала, перемещение материальных и трудовых ресурсов из одних отраслей и сфер хозяйственной деятельности в другие.
Важным условием функционирования свободного рынка является недопущение вмешательства государства в экономические отношения субъектов рынка и отказ от проведения той или иной экономической политики.
В реальной действительности полное выполнение вышеперечисленных условий представляется невероятным. Ели говорить о полной свободе конкуренции, то совершенно очевидно, что именно в результате нее одни товаропроизводители разоряются, другие укрепляют свои рыночные позиции, расширяют свой сегмент рынка и в конечном счете могут его монополизировать. Кроме того, монополия может развиться и на основе выпуска принципиально нового продукта, использования новой технологии производства, которыми обладает только один товаропроизводитель, так как его права как пионера защищает патентное право.
Если говорить о свободном и равном доступе к информации, то это также нереально, ибо информация обладает стоимостью, и она также выступает в качестве товара. Поэтому исчерпывающую информацию о том или ином рынке, перспективах его развития получит тот, кто в состоянии оплатить информационные услуги.
Условие свободной миграции капитала и ресурсов также трудновыполнимо. Во-первых, имеются естественные ограничения, связанные с несовместимостью, разнородностью многих производств. Поэтому весьма сложной становится проблема перепрофилирования производственной деятельности в силу различного характера используемых средств производства и рабочей силы.
Во-вторых, различные отрасли и виды производств порой существенно отличаются друг от друга по величине капитала, необходимого для инвестирования с целью первоначальной организации производства. В связи с этим для перелива капитала, например, в капиталоемкие производства и отрасли (судостроение, металлургия, авиастроение) для многих фирм требуются весьма длительные сроки с целью накопления необходимой величины капитала.
Кроме вышеуказанных причин, ограничивающих возможности функционирования свободного рынка, следует назвать еще целый ряд. Рынок не может обеспечить потребности, которые имеют общественный характер: социальное обеспечение, оборона страны, нормальное функционирование денежного обращения, справедливое распределение благ, развитие стратегических направлений науки и техники.
Позитивные явления конкуренции:
Негативные явления конкуренции:
Недостатки рынка совершенной конкуренции:
1. в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
2. способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
3. не может распространяться на производство общественных благ;
4. вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.
Совершенную конкуренцию
часто называют чистой конкуренцией,
так как при этой модели рынка
влияние каждого участника
Свободный рынок – это абстракция, идеал, которого нет и нельзя достичь. Конкретный рынок — это в большей или меньшей степени регулируемый рынок. Тем не менее, он обладает собственным механизмом саморегуляции. Основным его инструментом, прежде всего, являются цены, которые сигнализируют о положении дел на рынке, как потребителям, так и производителям.
На свободном рынке исключены инфляция, безработица, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия. Однако в действительности все условия, необходимые для функционирования рынка совершенной конкуренции, никогда не выполняются, поэтому эта модель рынка имеет в основном теоретическое значение, она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур.
6 Несовершенная конкуренция
Ограниченность
совершенной конкуренции
Таблица 2 - Различия монополистической конкуренции и олигополии
Параметры состояния рынка |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Число продавцов Барьеры входа на рынок и выхода из него Дифференциация продукта Участие фирм в контроле над ценами |
Много Нет
Есть Цена индивидуализированного продукта контролируется |
Мало Обычно есть
Возможна Нелегальный контроль |
Монополистическая конкуренция - это организация рынка, при которой на нем действует большое количество продавцов, продающих дифференцированный продукт, и возможно появление новых продавцов.
В этой рыночной структуре фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации товара. Она подразумевает, что никакие две фирмы не производят один и тот же товар, хотя вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду. Между тем каждое изделие имеет свои отличительные черты, поэтому фактически они являются разными товарами.
Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг (выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий, нижнего белья и верхней одежды, обуви, моющих средств и парфюмерии, меховых изделий и др.). Дифференциация товара может основываться не только на внешних его различиях, но и на обслуживании покупателя. Его могут привлечь упаковка товара, оригинальная расцветка изделия, удобное расположение и время работы магазина, послепродажное обслуживание и т.п.
В условиях дифференциации товаров важное значение в деятельности фирмы приобретают неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, особые качества изделия, возможность покупки в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. Покупатель имеет возможность выбрать ту фирму, которая ему больше подходит.
Информация о работе Конкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике