Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью данной работы является анализ понятия "конкуренция", определение её видов, и объяснения о её роли в рыночной экономике.
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.
Введение
3
1 Понятие и условия возникновения конкуренции
4
2 Функции конкуренции
8
3 Виды конкуренции
9
4 Механизм конкуренции
11
5 Свободная (совершенная) конкуренция
13
6 Несовершенная конкуренция
17
7 Олигополия: сущность и характерные черты
19
8 Неценовая конкуренция
22
9 Монополия: место и роль на рынке
24
10 Антимонопольное регулирование
33
Заключение
35
Список использованных источников
Помимо административных мер, государство в борьбе с монополиями использует экономические меры: поощрение создания товаров- заменителей; поддержка новых фирм, малого и среднего бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, государственных заказов); привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров и др.
Заключение
Конкуренция одновременно
имеет и положительные и
Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:
К числу негативных сторон можно отнести:
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.
Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.
Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Список использованных источников
1. Экономическая теория: учебно-методические комплексы для студентов экономических и управленческих специальностей дневной формы обучения / сост. В. А. Кудрявцев, Л. М. Серопов. - Йошкар-Ола: МОСИ
2 Макроэкономика: Учебное пособие / В.А. Кудрявцев, JI.M. Серопов, М.Н. Швецов. Йошкар-Ола: МОСИ, 2008. – С.66-76.
3 Носова С.С. Экономическая теория. М.: Владос, 2000.-С.97-128.
4 Экономическая теория. Микроэкономика -1,2. Учебник/Под ред. Журавлевой Г.П. - М.: Дашков и К, 2006 -С.345-373.
5 Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин. — М.: Экономистъ 2004. – С.109-113.
6 Экономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика» / И. В. Липсиц. — 4-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — С.385—389.
7 Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. — СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. — С.112-127.
Информация о работе Конкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике