Конкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ понятия "конкуренция", определение её видов, и объяснения о её роли в рыночной экономике.
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.

Содержание

Введение
3
1 Понятие и условия возникновения конкуренции
4
2 Функции конкуренции
8
3 Виды конкуренции
9
4 Механизм конкуренции
11
5 Свободная (совершенная) конкуренция
13
6 Несовершенная конкуренция
17
7 Олигополия: сущность и характерные черты
19
8 Неценовая конкуренция
22
9 Монополия: место и роль на рынке
24
10 Антимонопольное регулирование
33
Заключение
35
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция,ее виды и роль в рыночной экономике.doc

— 711.00 Кб (Скачать документ)

д)  искусственные монополии - объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии намеренно меняют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения в отрасль новых фирм;
  • ограничивают доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • создают очень высокий уровень технологии;
  • применяют более крупный капитал, дающий большой эффект от роста масштабов производства;
  • организуют дорогостоящую рекламную кампанию.

Правила поведения  монополистических объединений  на рынке отличаются от тех, что нам известны о свободной конкуренции, принципиально другим подходом к ценообразованию. Монополисты завоевывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким образом, они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средним уровнем, установившемся в национальном хозяйстве.

В отличие от участников конкурентного рынка  фирмы- монополисты сами по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на производимую ими продукцию.

Господствующие на рынке фирмы используют в качестве основного инструмента манипулирования монопольную цену. Монопольная цена - особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже (в случае монопсонии) общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.

Однако надо заметить, что когда на рынке действует  монопсония, скупающая продукцию  у производителей, то монопольная  цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, а поэтому не образуется равновесная цена.

Имеются четыре правила установления монопольной  цены.

Первое правило. Фирма устанавливает монопольно высокую цену на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно Создают зону дефицита, сокращая объем производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Такое поведение можно проследить на графике (рис. 2).

 

Рисунок 2 - Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции и монополии

 

Предположим, что  в какой-то отрасли до захвата  ее монополией Qe на равновесия Ре образовалась на уровне точки равновесия Е, где пересекаются кривые спроса и предложения. При этом равновесный объем выпуска продукций составил величину Qe. Но затем монополия, учитывая эластичный спрос, сокращает объем выпуска до величины Qm. Это, в конце концов, позволяет установить монопольно высокую цену Pm.

Второе правило. Монополия устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые ею у поставщиков. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается за счет искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у массы мелких фермеров. Наглядно представить их поведение можно на графике (рис. 3).

 

0 Qm Qe

Рисунок 3 - Цена и закупки товаров при конкуренции и монопсонии

 

Как было указано  выше, спрос на продукцию отдельной  конкурентной фирмы, объем продаж которой не оказывает никакого влияния на изменение рыночной цены, отражает кривая спроса, имеющая горизонтальный вид, или кривая абсолютно эластичного спроса. Она показывает, что любое количество товаров и услуг фирма будет продавать по одной и той же цене Р, которая определяется общим отраслевым спросом и предложением.

Допустим, что  в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, в условиях конкуренции равновесия цена Ре устанавливается на уровне точки равновесия Е при пересечении кривых спроса и предложения. Тогда равновесное количество продаваемого сырья составляет величину Qe. Но когда монопсония уменьшает закупки продукции у фермеров до уровня Qm, устанавливается монопольно низкая цена Pm.

Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш  возрастает с каждым новым снижением  закупочных цен, что является результатом  преднамеренного создания избытка реализуемой продукции.

Третье правило. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую дань посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое поведение характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

Четвертое правило. Фирмы-монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а значит, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты и, как говорится, «кладут их под сукно» - не допускают их применения в производстве. Значит, поведение фирм-монополистов наносит ущерб использованию производственных возможностей страны. Поэтому даже в правовом демократическом государстве не может не возникать противодействие монополизации рынков.

В целях получения  дополнительного дохода монополии  могут применять ценовую дискриминацию, т.е. продажу одного и того же товара на разных рынках за разную цену. Она бывает двух видов:

    1. разные условия покупки товара или оплаты услуги в зависимости от количества приобретаемого блага (например, установление льготны цен для оптовых покупателей);
    2. дискриминация среди покупателей, т.е. продажа одинакового товара на разных рынках или в разное время по разной цене (например распродажи по сниженным ценам или открытие специализированных магазинов для богатых или, наоборот, малообеспеченных слоев населения, где торговля ведется по специальным ценам в соответствии с возможностями покупателей).

Чтобы фирма  имела возможность осуществлять ценовую дискриминацию, необходимо выполнение следующих условий:

    1. продавец должен контролировать цены, т.е. обладать монопольной властью;
    2. должны быть ограничены возможности перепродажи товаров покупателями, получившими их по низким ценам, людям, готовым их купить по высоким ценам;
    3. продавцу необходимо разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене, т.е. сегментировать рынок.

Последствиями применения ценовой дискриминации  монополиями являются:

а) увеличение прибыли за счет покупателей. При этих условиях каждая единица товара (услуги) реализуется по максимальной цене, т.е. по цене спроса, что позволяет монополисту присваивать весь потребительский излишек как излишек производителя;

б) выгодность увеличения объема продукции. Монополии выгодно предлагать такое же количество продукции, как и на конкурентном рынке.

Поскольку целью  монополии является получение максимальной прибыли, то она может достичь ее, когда будет производить продукцию в таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу (MC=MR).

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест и т.д.

Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых форм, монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами

Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий сообща) - организационная  форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.

Трест - форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

Концерн - (от англ. concern - участие, интерес) - организационная  форма объединения предприятий  различных отраслей, находящихся  под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т. п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау между подразделениями и т. п.

Пул получил распространение  в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

Холдинг - (от англ. holding) - акционерная компания, владеющая  контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятельностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный.

Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент (от лат. litteral patent - грамота, patens - открытия) - документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока. Если в течение его действия физическое или юридическое лицо использует изобретение, защищенное патентом с нарушением законодательства, то оно обязано прекратить его использование по первому требованию патентообладателя и возместить ему причиненные убытки. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки – это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.

 

10 Антимонопольное регулирование

 

Целью регулирующих организаций на правительственном  уровне, которые выдали лицензию монополии, является заставить произвести ее как можно больше продукции и услуг, чтобы организовать обслуживание покупателей по средней цене.

Основными целями антимонопольного регулирования являются:

- контроль за поведением монополий на рынке для снижения высоких монопольных цен до уровня регулируемых, недопущение тайного или явного сговора крупных фирм по установлению цен, намного превышающих общественные издержки;

- запрещение объединения, слияния и поглощения крупными фирмами средних и небольших фирм, чтобы обеспечить децентрализацию и эффективное использование ресурсов и общественного богатства.

В России целый  ряд факторов способствовал чрезмерной монополизации экономики. К ним относятся: наличие административно-командной системы управления в СССР; устойчивый и массовый дефицит, который обострял конкуренцию потребителей и превращал всех производителей в монополистов; концентрация и специализация производства. Государство не только не боролось с монополизмом, а всячески поддерживало его.

Одним из важнейших  направлений экономических реформ при переходе нашей страны к рыночным отношениям стала демонополизация экономики и развитые конкуренции. Важное значение в борьбе с монополизмом имеют административные меры: разгосударствление и приватизация государственной собственности, принятие антимонопольного законодательства, в частности Федеральных законов РФ «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках» (1991г.), «О естественных монополиях» (1995г.). В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности в России создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение (крупным слиянием признается такое, при котором приобретается контрольный пакет акций или более 35% акций). МАП может принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскании штрафов за нарушения правовых норм, регламентирующих конкурентные отношения.

Информация о работе Конкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике