Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
Анализ понятия конкуренции и его содержания;
Анализ влияния конкуренции на рынок;
Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Конкуренция и ее содержание.
1.1.Сущность конкуренции и ее значения для развития экономики…………………………………………………………………………..5
1.2.Виды конкуренции……………………………………………..8
1.3. Естественная монополия…………………………………….17
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка………….20
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок………………………………………………………………………………22
2.3. Необходимость государственного регулирования рынка…24
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1.Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой……………………………………………………………………….29
3.2. Развитие конкурентных отношений в современной России……………………………………………………………………….…....31
3.3.Антимонопольное законодательство России…………….…36
3.4. Экономическая оценка современного состояния конкуренции……………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………….47

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция (кур).doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

           - мониторинг изменения  структуры рынка и соответствия  программно-реализационного механизма  демонополизации и развития конкуренции его структуре;

           - обеспечение гласности  проводимых мероприятий и их  результатов.

           Регулирование деятельности естественных монополий – это второе основное направление в государственном регулировании рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

           - ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного           уровня;

           - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального  уровня их обеспечения в случае  невозможности удовлетворения в  полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

           Право доступа к  системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

           В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов  естественных монополий органы регулирования  естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

           Органы регулирования  естественных монополий осуществляют, контроль за:

           - любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

           - инвестициями субъекта  естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

           - продажей, сдачей  в аренду или иной сделкой,  в результате которой хозяйствующий  субъект приобретает право собственности  либо владения и (или) пользования  частью основных средств субъекта  естественной монополии, предназначенных  для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

           Такое государственное  регулирование рынка способствует развиттию конкурентных отношений  и препятствует установлению государственного монополизма. В тоже время стоит  отметить, что сегодня среди экономистов  нет единого мнения о степени  вмешательства государства в рыночное хозяйствование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Регулирование  конкурентных отношений  в современных  условиях. 
 

3.1.Антимонопольная  политика в странах  с развитой рыночной  экономикой. 

           Говоря об антимонопольной  политике в странах с развитой рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так, наиболе жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь антимонопольное законодательство отвергает любые формы монополистической конкуренции и монополизма. Более либеральное антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь антимонопольное законодательство направлено против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе экономики.

           В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом в США осуществляется государственный контроль за:

           созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

           слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма  их активов по последнему балансу  превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

           ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных  унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда. В тоже время антимонопольный орган штата не вправе требовать представления информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.

           Федеральный антимонопольный  орган не позднее 30 дней со дня получения  необходимых документов сообщает заявителю  в письменной форме о принятом решении 

           В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган в США вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

           Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации  принимается при наличии совокупности следующих условий:

           - возможности организационного  и территориального обособления ее структурных подразделений;

           - отсутствия между  ее структурными подразделениями  тесной технологической взаимосвязи  (в частности, если объем потребляемой  юридическим лицом продукции  (работ, услуг) ее структурного  подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

           возможности юридических  лиц в результате реорганизации  самостоятельно работать на рынке определенного  товара.

             Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев. 

3.2. Развитие конкурентных  отношений в современной  России. 

           В интервью 17 апреля 2000 года газете «Аргументы и факты» Президент Российской Федерации  В.В. Путин сказал, что свою главную цель он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу. Построить конкурентоспособную державу возможно только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Таким образом, построение конкурентной экономики – одна из главных задач и целей России.

           Представляется, что  в настоящее время основная работа по созданию конкурентной среды в  экономике России должны вести Министерство образования России, Отделение экономики РАН, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Министерство экономики России, Госстандарт России и некоторые другие структуры. Безусловно, немаловажная роль в процессе создания конкурентной среды в экономике России должна отводиться и самим хозяйствующим субъектам.

           Концепцию создания конкурентной среды и повышения  конкурентоспособности России следует  формировать на основе экономических  законов рыночных отношений, законов  организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия и повышения качества работы. Создание эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда, когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни каждого гражданина России и страны в целом.

           К сожалению, хотя Россия еще в начале 90-х годов взяла  курс на создание конкурентной среды  и построение рыночной экономики, тем  не менее,  в России до сих пор  отсутствует полноценная законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных объектов. Государство пока не смогла создать предпосылки для образования полноценной конкурентной среды в экономике России.

           В настоящее время  в России отсутствует системный  прогноз повышения конкурентоспособности  различных отраслей народного хозяйства  и сфер деятельности в России. Такие  прогнозы присутствуют только лишь в  отдельных отраслях народного хозяйства и носят случайный характер. В тоже время в любой отрасли народного хозяйства имеется сегодня достаточно большое количество проблем, препятствующих созданию конкурентной аренды. Более того, большинство этих проблем одинаково практически для всех сфер деятельности и решить их возможно только на основе разумного сочетания и применения различных экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее.

           Как уже отмечалось, существует достаточно большое количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной конкурентной среды в экономике России. Стоит заметить, что эти проблемы имеют самые различные аспекты, и направления их решения лежат в различных сферах. Это и сферы государственной власти (законодательная, исполнительная власти), и в сфере экономки и финансов, и в сфере образования, социальной сфере и так далее.

           Очевидно, что построение конкурентной среды в экономике  России возможно только при взаимодействии всех ветвей      государственной власти, всех государственных и негосударственных структур, то есть при содействии всех структурных элементов экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Остановимся подробнее на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России.

           Так, одной из основных проблем в создании конкурентной среды в экономике России является слабая стыковка и интеграция права  с       другими отраслями науки, недостаточное применение системного и      других научных подходов. Существенные трудности создает   неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы.

           Серьезной проблемой  в процессе создания конкурентной среды  в экономике России является слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением, ориентация деятельности на текущий момент, а не на стратегию развития управляемых объектов на 10-20 лет, низкое качество управленческих решений, а также частая сменяемость структур и         кадров.

Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме