Конкуренция, её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение конкуренции, её видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие конкуренция, и систематизировать знания о характеристике видов конкуренции
2. Рассмотреть место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эконом теории.docx

— 76.55 Кб (Скачать документ)

 

                                                   Введение

          Современная  рыночная  экономика  представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных, производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур.

          Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

         Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации и рационально использовать ограниченные ресурсы.

          Конкуренция  является необходимым  и важнейшим элементом рыночного механизма, вид конкуренции  не одинаковы на различных  рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение  фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объёма производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности. 

         Примерно до середины 20 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Свободная конкуренция может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние рыночной экономики, на хозяйственное положение продавцов и покупателей.

          С конца 20 века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят, позже – к появлению монополий. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – всё это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. Вопросы конкуренции играют большую роль как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровни.

          Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение  хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции.

         Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшие условие функционирования рыночной экономики.

          Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в XX веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике.

         Целью курсовой работы является изучение конкуренции, её видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.

         Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

          1. Исследовать понятие конкуренция, и систематизировать знания о характеристике видов конкуренции

          2. Рассмотреть место и роль  конкуренции в современном хозяйственном  механизме

         3. Изучить   способы   повышении   конкуренции   предприятия

  

 

 

 

 

 

        1. Сущность конкуренции и её виды

           Конкуренция -  процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для содержания победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях, которая является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

          Конкуренция представляет собой эффективно действующий механизм соревнования на рынке. Она действует как принудительная сила, заставляя предпринимателей бороться за увеличение прибыли на капитал путем поиска новых форм и методов производства, использования новейших технологий, новых способов организации и управления1.

           Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую функцию  она  принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц.  Конкуренция может протекать в самых  различных формах все зависит то ряда внешних условий, на которых целесообразно остановиться далее.

          В конце 2010 года Россия заняла лишь 66-е место в рейтинге конкурентоспособности, рассчитываемом Всемирным экономическим форумом. Это хуже, чем было в кризис, когда Россия была на три позиции выше.  Для развития  конкурентоспособности   необходимо     усилить   закон     верховенства  и   защиту   прав  собственности,    улучшить   работу   

судебной системы, поднять  уровень безопасности по всей стране. На конкурентоспособность России негативно  влияет низкая эффективность рынка  товаров. Россия уже на протяжении более  чем 10 лет строит рыночные отношения2.

           Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, Уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно -технического прогресса.  В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики.

          Конкуренция может быть совершенной и несовершенной. Совершенная (чистая, или свободная) конкуренция означает:

           1) многочисленность производителей, продающих абсолютно идентичную (стандартизированную) продукцию, похожую как две капли воды (уголь, зерно);

          2) невозможность производителей влиять на изменение рыночной цены в сторону повышения или понижения. Все обязаны продавать по  существующей рыночной цене.

          Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем,  через функцию спроса и предложения. Борисов Е.Ф. указывает, что конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: по масштабам развития конкуренция может быть:  индивидуальной,  местной,  отраслевой

межотраслевой,   национальной,   международной;   по   характеру    развития  конкуренция подразделяется:  на свободную, регулируемую; по методам ведения рыночное соперничество делится:  на ценовое и  неценовое.

          Конкуренция неразрывна со своей противоположностью - монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность3.

         Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль, группа конкурентов, производящая товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Производство факсимильной техники, полиэтилена, тяжелых грузовиков для дальних перевозок и оборудования для литья из пластмассы под давлением. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых - те же покупатели, технологии производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу³.

          Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны:  она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе конкуренции вымываются экономически-неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;  Конкуренция реагирует на изменение спроса, ведёт к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению; выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

          К числу негативных сторон можно отнести:  придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства;  ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия для их несправедливого распределения; её следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

          Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производств.

          Существуют следующие виды конкуренции:

Рис. 1. Виды конкуренции

        По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.

        Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по наиболее низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием "война цен". В последнее время интерес к ценовой конкуренции возродился в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

         Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

         По отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию.

         Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

          Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

         Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

         Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

          Монополистическая конкуренция (несовершенная) главным образом отличается тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

          В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного  товара  и масса обособленных  потребителей данного товара.

          Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара.    Каждый    производитель    может   продать товар любому

потребителю,   сообразуясь   только  с   собственной  выгодой. Ни один из

потребителей не приобретает  какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется по-липолией и порождает так называемую совершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция — абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение;

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых  может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура  называется олигополией и порождает  так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный  удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В  случае, когда рынок представлен  относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную)   продукцию,   то говорят о монополистической конкуренции;

в) единственный потребитель товара и множество самостоятельны производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

Информация о работе Конкуренция, её виды