Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение конкуренции, её видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие конкуренция, и систематизировать знания о характеристике видов конкуренции
2. Рассмотреть место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме
г) структура взаимосвязей, единственный воспроизводитель.
На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде4.
Идеально конкурентный рынок предполагает, что: а) все фирмы
выпускают однородную стандартную продукцию, так что не существует каких-либо существенных отличий между товарами разных производителей; б) количество фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя столь мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену; в) отсутствуют какие-либо ограничения для образования в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующих предприятий.
Невозможность влияния на рыночные цены приводит к тому, что конкурентная фирма вынуждена принимать цены как заданные извне. Увеличит ли эта фирма свой объём производства или сократит его до нуля, на рыночную цену её решение не повлияет. Вот почему кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией и графически выглядит следующим образом (экономисты говорят в таком случае об абсолютной эластичности кривой спроса).
Рис 1. Графическое выражение спроса конкурентной фирмы
Конкурентная экономика стремится использовать ограниченные ресурсы таким образом, чтобы получить максимальное удовлетворение потребностей.
Эффективное использование ограниченных ресурсов предполагает эффективность распределения ресурсов.
Эффективное использование ресурсов - это распределение между предприятиями и отраслями, позволяющий получать необходимый обществу
ассортимент товаров.
Таким образом, конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для содержания победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства.
Выделяют 6 видов конкуренции: 1) функциональная конкуренция – базируется на удовлетворение потребности потребителя; 2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению; 3) предметная конкуренция – конкуренция между аналогичными товарами; 4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка; 5) скрытая ценовая конкуренция - это продажа личного товара по цене конкурента. 6) незаконные методы - подделка.
2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.
По средствам конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка. Участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков5.
В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.
В России началом создания антимонопольного законодательства стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции:
1) распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;
2) введение потребителей
в заблуждение относительно
3) некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом в
4) самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.
Особое значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно6.
В современном хозяйственном механизме характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции участвуют и отдельные люди – они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. В рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится
опередить другие страны (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие
опередить другие страны (или
догнать ушедших вперед) в борьбе
за лучшие условия для своих граждан
и для отечественных
Рыночное противоборство – мощная сила с многофункциональным назначением. Эта сила способна изменять соотношение спроса и предложения, уровень рыночной цены, структуру и последствия развития рынка. Рассмотрим важнейшие направления действия закона конкуренции.
Первое направление: конкуренция способствует установлению равновесной цены - рыночная цена может устанавливаться на уровне, значительно превышающим точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос. Поэтому на рынке образуется зона избытка производственных благ. Все они стремятся продать свои продукты дороже. Однако когда соперничество между ними обостряется, то побеждает (удаётся больше реализовать) тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-то часть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены. Цена начинает движение к точке равновесия.
Результат конкуренции после массового уменьшения цены продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесной цены спрос и предложения достигают сбалансированности.
На рынке возможен и прямо противоположный случай: рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров7.
Второе направление: конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров. Благодаря конкуренции в любой отрасли производства в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Это заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры". В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы.
В 2008 году в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба. Федерально монополистическая служба проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.
Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
По решению Федерально монополистической службы доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.
Уровень равновесной цены выступает для товаропроизводителей как норматив рационального хозяйствования. При нарушении такого норматива предприятие, установившее, допустим, очень высокую цену на свою продукцию ради получения большего дохода, может оказаться в тупиковой ситуации. Спрос на дорогостоящие товары упадёт, они не будут раскупаться. Тогда придётся снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по низким ценам и теперь из-за этого убытки. Так конкуренция даёт наглядный урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.
Третье направление: рыночное соперничество стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Конкуренция ведёт к уравнению рыночных цен. В таких условиях большой доход может получить лишь тот товаропроизводитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции. Он создаёт товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой рыночной цене.
Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сделал важное обобщение: "Общества, полагающиеся на конкуренцию успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтверждённый всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи8».
Четвёртое направление: противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, что не выдерживают суровое испытание на прочность, как правило, многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками.
Количество субъектов малого бизнеса в регионах неуклонно растет. Эксперты связывают этот факт с мерами государственной поддержки желающих стать индивидуальными предпринимателями и изменением отношения россиян к организации собственного дела. По данным Минэкономразвития, на 2010 год в России работает около 1,3 миллиона малых предприятий и четыре миллиона индивидуальных предпринимателей. На три года для малого и среднего бизнеса продлено право приватизации арендуемых государственных помещений. Развитие конкуренции, снятие излишней административной нагрузки на бизнес – важнейшая часть экономической политики страны и один из важнейших приоритетов работы Правительства9.
В мае прошлого года Правительство России утвердило Программу развития конкуренции. Самое главное в программе – конкуренция в стране развита слабо не из-за засилья монополистов и недостаточно активной работы Федеральной антимонопольной службы России по их наказанию. Монополизм – это следствие, и как в медицине, так и в экономической политике с симптомами бороться можно, а иногда и необходимо.
Рыночное соперничество порождает не только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих своё богатство. Они расширяют хозяйство, нанимая на работу тех, кто отчуждён от средств производства.
Пятое направление: конкуренция способствует продвижению рыночного хозяйства к монополии.
Стихийно и объективно соперничество продавцов и покупателей существенно меняет всю структуру рыночного пространства. Эти структурные перемены обусловлены следующими обстоятельствами.
1) Конкуренция устраняет с рыночной арены все остальные и неэффективные хозяйства. Это оздоровление экономики сопровождается обычно некоторым сокращением численности хозяйственных субъектов, особенно заметным в ряде отраслей.
2) Рыночное соперничество, как известно, укрепляет позиции крупного
производства. Один промышленный гигант по объёму выпуска продукции
можно сопоставить с суммарной производственной мощностью нескольких сотен и даже тысяч мелких предприятий. Поэтому рыночное хозяйство быстрее всего увеличивается за счёт абсолютного и относительного усиления роли крупных собственников.
3) Соперничество проходит между продавцами и покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Победу в крупном конкурентном сражении может дать монополистическое объединение противоборствующих сил.
Таким образом, место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств конкуренция выступает в качестве механизма регулирования. Она проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования. Конкурентные отношения предприятий выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов, является формой борьбы за лучшие условия хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции позволяет раскрыть роль конкуренции её значении в развитии экономики.
3. Способы повышении конкуренции предприятия
Повышение экономической эффективности рыночной системы стимулируется существованием конкуренции между различными предприятиями и организациями, а также предпринимателями. Это один из важнейших факторов постоянного возбуждения деятельности экономических субъектов. Желание и упорство обойти соперника, конкурента образовывает мощный толчок экономического прогресса, конкуренцию принято характеризовать цивилизованной формой борьбы за экономическое существование. Производитель, создавая конкурентоспособный товар,