Конкуренция, её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение конкуренции, её видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие конкуренция, и систематизировать знания о характеристике видов конкуренции
2. Рассмотреть место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эконом теории.docx

— 76.55 Кб (Скачать документ)

применяет следующие стратегии10

  1. Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров

конкурентов;

          2. Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

          3.   Отыскать новое применение выпускаемым товарам;

          4. Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;

           5.   Найти выход на новые рынке как со старыми, так и с новыми товарами;

          6. Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

          7. Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

           Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности, самый главный способ повышении конкуренции предприятия.

           Сотрудничество и конкуренция, образуя противоречивое единство, пронизывают всю деятельность национальных и транснациональных хозяйствующих субъектов, они вызваны к жизни непрерывным прогрессом в науке, технике, технологиях, организации и управлении как в национальных, так и в международных масштабах, процессами интернационализации, транснационализации, региональной интеграции, глобализации.

          Вступая в сотрудничество, хозяйствующие субъекты одной или нескольких стран преследуют определённые или общие цели, не забывая и свои частные,   достижение  которых  в  одиночку им не под силу, при этом

 инициаторы кооперации  среди действующих конкурентов  выбирают относительно равных  себе партнёров по конкурентному  потенциалу, особенно  тех опыт  и  знания которых  отсутствуют у фирмы инициатора

кооперационного проекта.    Более сильные конкурентные позиции  имеют

обычно крупные компании, особенно транснациональные.

          В определённых условиях конкуренты, оперирующие в широких нишах рынка, объединяются, руководствуясь своими стратегическими интересами под давлением серьёзных затруднений в их деятельности. Вместе с тем при коренном улучшении положения того или иного участника договора, укреплении его научно-производственного и рыночного потенциала, достигнутого в процессе кооперации, он может расширить своё независимое функционирование, нередко снова становясь конкурентом бывшему партнёру.

         Повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий, увеличение масштабов её реализации на рынках, особенно внешних, невозможно без активизации межфирменных связей, в том числе с зарубежными партнёрами11.

         Любые формы устойчивого взаимодействия партнёров в сфере внешнеэкономических отношений сводятся, в конечном счёте, к разделению и кооперации труда (производства), их взаимодействию, опосредуемому экспортно-импортным обменом товарами и услугами.

         Предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, особенно машиностроения, не могут функционировать без широких горизонтальных и вертикальных кооперационных связей с партнёрами своей и зарубежных стран. Это предопределено характером продукции названных отраслей и применяемых в них технологий.  

       Эффективное и конкурентоспособное участие России, её хозяйствующих

 субъектов в мирохозяйственных процессах разделении труда и кооперации производства, его интернационализации и транснационализации возможно лишь   при   обеспечении  не  только   и не    столько    частных,       сколько

принципиальных организационно-экономических  мер общегосударственного

принципиальных организационно-экономических  мер общегосударственного характера.

          При разработке новой промполитики России следовало бы предусмотреть создание в России в короткий срок развитой законодательно-нормативной, правовой базы в основном прямого действия, обеспечивающей

возможности и заинтересованность в активном включении российских хозяйствующих субъектов в процесс  международного промышленного сотрудничества, прежде всего в научно-производственную кооперацию, и извлечение на этой основе крупномасштабных выгод. Одновременно понадобится определить меры "подтягивания" инфраструктуры российского рынка до уровня, отвечающего базовым потребностям международного бизнеса по обучению персонала органов государственной исполнительной власти, руководящего и оперативного персонала предприятий навыкам ведения хозяйства в динамично изменяющихся условиях на российском и внешних рынках.

           Коренного сдвига в повышении конкурентоспособности российских предприятий и их продукции можно добиться лишь при последовательном изменении структуры внешнеэкономических связей России на основе наращивания производства и экспорта высокотехнологичной, наукоёмкой и конкурентоспособной продукции, изготовляемой, преимущественно, по российским "прорывным" технологиям, и уровнями12.         

          На уровень конкурентоспособности продукции влияет множество разноплановых показателей. Достичь необходимого уровня конкурентоспособности, реализуемых на соответствующих рынках товаров можно разными способами, скоординированными во времени и пространстве. По содержанию и направлению их можно объединить в четыре

взаимосвязанные группы:  технические,  организационные, экономические и

социальные.

         Среди технических способов повышения конкурентоспособности продукции определяющее место принадлежит постоянному усовершенствованию проектирования, технико-технологической базы предприятия.

          Насущной потребностью является разработка и использование разнообразных форм и методов действующего социально-экономического влияния на всю цепочку процессов формирования и обеспечения производства высококачественной и конкурентоспособной продукцией. Формами и методами экономического влияния на эти процессы является, прежде всего, согласованная система прогнозирования и планирования качества продукции, установления принятых для производителей и потребителей цен на отдельные виды товаров, достаточно мощная мотивация труда всех категорий работников предприятия. Формами влияния социального является всесторонняя активизация человеческого показателя, проведение эффективной кадровой политики, создание необходимых условий труда и жизнедеятельности 15.

          При повышении конкурентоспособности  предприятием должны осуществляться  следующие мероприятия13:

1) мониторинг  позволяющий проводить своевременный анализ конкурентоспособности производимой продукции;

2)    анализ новых разработок и расширение ассортимента продукции;

3)    ситуационный анализ положения предприятия на рынках сбыта;

4)  совершенствование     производства,  в том числе путем внедрения новых

 технологий;

5) определение стратегических направлений инновационной политики  предприятия;

6)  своевременное изъятие  экономически неэффективного товара  из сбытовой программы предприятия;

7) проникновение на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

8)  модификация выпускаемых  товаров в соответствии с новыми  вкусами и потребностями покупателей;

9) развитие и совершенствование  системы сервисного обслуживания  реализуемых товаров и системы  стимулирования сбыта в целом.

          Особое внимание следует уделить управлению инновационной деятельностью предприятия. Оформление и приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, профессиональная оценка интеллектуальной собственности и ее использование в хозяйственной деятельности -- все это существенным образом влияет на конкурентоспособность предприятия и его продукции.

          Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта14.

         Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах.

         Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет,

к выявлению отрицательных  и положительных свойств этого  товара, которые

отмечают потребители.

          В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

         Таким образом, способом повышении конкуренции является повышение качества товара, снижение цены на товар, улучшение сбыта товара и сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности, самый главный способ повышении конкуренции предприятия.  Наиболее эффективными способами являются  такие мероприятия как модификация выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для содержания победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства.

          Конкуренция представляет собой эффективно действующий механизм соревнования на рынке. Она действует как принудительная сила, заставляя предпринимателей бороться за увеличение прибыли на капитал путем поиска новых форм и методов производства, использования новейших технологий, новых способов организации и управления.

          Конкуренция выступает не только как не примиримте соперничество за права лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская, и созидательная.

         Выделяют 6 видов конкуренции:  1) функциональная конкуренция – базируется на удовлетворение потребности потребителя; 2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению; 3) предметная конкуренция – конкуренция между аналогичными товарами; 4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка; 5) скрытая ценовая конкуренция - это продажа личного товара по цене конкурента. 6) незаконные методы - подделка.

          Конкуренция представляет собой соперничество субъёктов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. То есть производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам.

          Выделяют три главные пут повышения  конкурентоспособности – повышение  качества,  снижение  цены на товар,  улучшение сбыта на товар.

            Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности, самый главный способ повышении конкуренции предприятия.  Наиболее эффективными способами являются  такие мероприятия как модификация выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей.  Конкуренция и сотрудничество дополняя друг друга, создают единый  рыночный механизм, способствующий экономическому росту, что в конечном итоге приводит к благосостоянию общества.

 

 

Список использованной  литературы

  1. Андреев Е.П. «Современное развитие  экономики   России»   Мировая

экономика и международные  отношения. – 2006. - № 1. -  С. 22- 24.

  1. Балацкий К.     Недостатки     антимонопольного      регулирования //

Экономист. - 2008. -  №  5. - С. 47-52

  1. Большаков  С.В.  Естественные  монополии:  финансовое     положение

Деньги и кредит . – 2007. - № 4. – С. 33-35.

  1. Варламова А. Н. Конкурентное право в России. – М.: Зерцало, 2009.

254 с.

  1. Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности

России, вторая Мировая экономика и международные отношения. -  2008. -  № 3. -  С. 54-60.

  1. Левина Л. Основы экономической теории и истории экономических

учений // Российский экономич. журнал. – 2002. № 1. – С. 35-40.

  1. Михайлушин А.И., Шимко П.Д. Оновы рыночной экономики: Курс

Информация о работе Конкуренция, её виды