Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 09:56, курсовая работа
Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями.
Цель данной курсовой работы рассмотреть различные виды конкуренции и монополию, выявить сходства и отличия, их положительные и отрицательные аспекты.
Введение 3
§1 Конкуренция и ее место в рыночной экономике 4-5
§2 Рынок чистой конкуренции 6
2.1 Совершенная конкуренция 7-10
§3 Рынок несовершенной конкуренции и монополии 10-11
3.1 Несовершенная конкуренция 11-13
3.1.1 Монополистическая конкуренция 13-17
3.1.2 Олигополия 18-21
3.1.3 Монополия 21-26
3.1.4 Антимонопольная политика 26-29
§ 4 Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике России 30-33
Заключение 34
Список литературы 35-36
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Экономический факультет
Кафедра теоретической экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Конкуренция и монополия
Выполнила:
Студентка I курса
экономического факультета
специальность: экономика (бакалавриат)
групп 080100.62
Научный руководитель:
канд. экон. наук,доц. Ф.И.О. Сайбель Наталья
Нормоконтролер: Ф.И.О. Сайбель Наталья
Введение
§1 Конкуренция и ее место в рыночной экономике 4-5
§2 Рынок чистой конкуренции 6
2.1 Совершенная конкуренция
§3 Рынок несовершенной конкуренции и монополии 10-11
3.1 Несовершенная конкуренция 11-13
3.1.1 Монополистическая конкуренция 13-17
3.1.2 Олигополия
3.1.3 Монополия 21-26
3.1.4 Антимонопольная политика 26-29
§ 4 Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике России 30-33
Заключение
Список литературы
Введение
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
• чистую конкуренцию;
• чистую монополию;
• монополистическую конкуренцию,
• олигополию;
Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукции стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
Конкуренция — важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них — и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие-изготовитель и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей.
Проблема монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время.
Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями.
Цель данной курсовой работы рассмотреть различные виды конкуренции и монополию, выявить сходства и отличия, их положительные и отрицательные аспекты.
§ 1 Конкуренция и ее место в рыночной экономике
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:
1) она способствует
развитию научно-технического
2) она чутко реагирует
на изменение спроса, ведет к
удешевлению издержек
3) в известной мере
выравнивает норму прибыли на
капитал и уровень заработной
платы во всех отраслях
К числу негативных сторон можно отнести:
1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
2) ведет к дифференциации
доходов и создает условия
для их несправедливого
3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.
§ 2 Рынок чистой конкуренции
Термин "чистая конкуренция" правильно выражает природу особых рынков, а не сферы ценообразования в целом. Последняя представляет собой совокупность чисто конкурентных рынков и рынков, на которых различным образом переплетаются конкурентные и монополистические факторы (включая сюда все явления монополии, подразумеваемые обычно под этим словом). Так как действие монополистического фактора направлено в целом к установлению цен, более высоких, чем те, которые существовали бы при чистой конкуренции, то представление о чисто конкурентной природе системы цен несостоятельно. Оно не только игнорирует тот факт, что во всей системе цен дает себя чувствовать в той или иной мере монополистический фактор; оно совершенно искажает ее, изображая цены "стремящимися" к уровню, который в общем слишком низок. Действительное положение вещей, как это будет показано впоследствии, таково, что если бы требовалось удалить из картины один из двух элементов, то для сохранения постулата о вездесущности монополии имеется гораздо больше оснований . Но каждое из этих противоположных представлений, если оставаться исключительно в его пределах, не выдерживает критики, ибо воссоздание истинных очертаний системы цен предполагает понимание ее неоднородности. Теория чистой конкуренции представляет с этой точки зрения интерес, так как она объясняет известную область экономической практики.
Чистая конкуренция – это модель рынка которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни.
2.1 Совершенная конкуренция
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, идеальная — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой.
Рынок совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в основе его существования присутствуют все необходимые условия:
1.Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
2.Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1. кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.
В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.
3.Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него.
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
4.Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.
5.Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.
6.Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
7.Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).