Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 09:56, курсовая работа
Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями.
Цель данной курсовой работы рассмотреть различные виды конкуренции и монополию, выявить сходства и отличия, их положительные и отрицательные аспекты.
Введение 3
§1 Конкуренция и ее место в рыночной экономике 4-5
§2 Рынок чистой конкуренции 6
2.1 Совершенная конкуренция 7-10
§3 Рынок несовершенной конкуренции и монополии 10-11
3.1 Несовершенная конкуренция 11-13
3.1.1 Монополистическая конкуренция 13-17
3.1.2 Олигополия 18-21
3.1.3 Монополия 21-26
3.1.4 Антимонопольная политика 26-29
§ 4 Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике России 30-33
Заключение 34
Список литературы 35-36
Объем спроса, единиц в неделю
|
Цена ( в $ за единицу )
|
Совокупный доход Кол-во х цену ( $ в неделю )
|
Предельный доход ( $ в неделю )
|
0 |
16 |
0 |
|
1 |
14 |
14 |
14 |
2 |
12 |
24 |
10 |
3 |
10 |
30 |
6 |
4 |
8 |
32 |
2 |
5 |
6 |
32 |
-2 |
6 |
4 |
24 |
-6 |
7 |
2 |
14 |
-10 |
8 |
0 |
0 |
-14 |
. Таблица 2 - Спрос, совокупный доход и предельный доход
В последнем столбце таблицы 2 показан предельный доход фирмы. Величина этого предельного дохода ниже цены при всех (кроме единичного), объёмах выпуска. Это объясняется тем, что фирма может наращивать свой предельный объём продаж только за счёт снижения цены.
Следовательно, если фирма решает продавать на одну единицу в неделю больше, то она получит прирост в размере цены этой единицы,
но понесёт потери из-за того, что вынуждена продавать первоначальный предельный объём продукции по более низкой цене.
Приведённый в таблице 2 пример иллюстрирует эти последствия. Шкала спроса показывает, что 2 единицы могут быть проданы по 12 $ за каждую, но чтобы продать 3 единицы в неделю, фирма должна снизить цену до 10 $ за каждую. Когда объём продаж возрастёт с 2 до 3 единиц, прирост совокупного дохода будет равен 6 $ (30 $ - 24 $).
Антимонопольная
политика государства - экономическая
политика государства,
Содействие конкуренции
Важнейшим
средством антимонопольной
Установление максимальной цены
На практике конкуренцию не всегда удается обеспечить посредством раздела монополии, либо путем вхождения в отрасль новых производителей. В случае же естественной монополии ее раздробление и установление конкуренции вообще ведут к потери эффективности, а потому не оправданны.
В связи с этим важнейшим средством антимонопольной политики является ценовой контроль – установление максимальной цены, выше которой государство запрещает монополии продавать ее продукцию.
Иное дело
– в условиях монополии.
Чтобы максимизировать прибыль, монополист, как всегда, выбирает выпуск (qs), соответствующий точке пересечения своей новой кривой предельного дохода ( ) и предельных затрат (MC). Таким образом, установление государством пониженной цены ведет не к сокращению, но увеличению монопольного выпуска – с qm до qs. Дефицит, однако, все равно возникает, если спрос при государственной цене оказывается выше предложения (qd>qg).
Наилучший
результат государство могло
бы получить, установив цену на
уровне точке пересечения
Таким образом,
в отличие от совершенной
Регулирование естественной монополии
Особенно
важен ценовой контроль над
естественными монополиями.
В отсутствие
государственного ценового
В ответ государство может установить для монополиста цену, соответствующую точке пересечения кривых спроса и долгосрочных средних затрат, т.е. уровню безубыточности. Поскольку цена становится равна затратам на единицу выпуска, сверхприбыль монополиста исчезает, что уже приятно. При этом государство позволяет монополисту вести безубыточное производство, довольствуясь нормальной бухгалтерской прибылью, покрывающей неявные затраты. С другой стороны, при такой цене монополист увеличивает выпуск до уровня , приближаясь к общественно-эффективному выпуску.
Чтобы побудить монополиста обеспечить общественно-эффективный выпуск (q*), государство должно понизить цену еще больше – до уровня, соответствующего точке пересечения кривых спроса и предельных затрат (P*). Цена при этом равняется предельным затратам, что собственно и является условием эффективного выпуска.
Во всем
мире деятельность
Проблема
состоит в отсутствии
Налогообложение
Обложение
налогом сокращает
Рассмотрим
два типа налога: потоварный налог,
устанавливаемый в расчете на
единицу продукции (НДС,
Потоварный налог увеличивает переменные, соответственно предельные затраты монополии, что сдвигает кривую MC вверх, вследствие чего цена обычно растет, а объем выпуска падает. Кривая AC также смещается вверх (средние совокупные затраты возрастают), а, следовательно, уменьшается экономическая прибыль монополиста):
Паушальный
налог затрагивает лишь
§ 4 Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике России
Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов, снижает жизненный уровень населения. Далеко не все фирмы
используют в полной мере достижения научно-технического прогресса. И дело здесь в том, что вследствие существующих ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-технического прогресса, так как отсутствует конкуренция.
В
России, до последнего времени,
преобладала тенденция к
укрупнению и централизации
производства, хотя преимущества
крупного производства над
Монополизация
всех сторон жизни - одно из
коренных свойств России.
В сфере политики она
В экономике - в сосредоточении средств производства и жизненных средств в руках небольшой группы людей - олигархов и элиты. В географии- - столицы торжествуют над провинцией, а мегаполисы над поселками. Раз за разом действительность подтверждает народную мудрость о том, что если в России в одном месте густо, то во всех остальных - пусто.
Во всех случаях монополии возникают из-за экономических выгод, которые они получают в результате установления на рынке монопольных цен.
Меры
по борьбе с монополизмом в
России определяются преимущественно
спецификой монополистических о
- первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка;
- второй вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям и после такового. В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие возможности для самопроизвольного протекания демонополизации.
На практике, проводимая ныне демонополизация и разгосударствление, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия монополиям.
В современных
условиях главными функциями
государства становятся
Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.
Называются несколько причин:
Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
Принудительная
Малый бизнес
так и не получил должного
развития. Во многих странах именно
малый бизнес является