Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 09:56, курсовая работа

Описание

Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями.
Цель данной курсовой работы рассмотреть различные виды конкуренции и монополию, выявить сходства и отличия, их положительные и отрицательные аспекты.

Содержание

Введение 3
§1 Конкуренция и ее место в рыночной экономике 4-5
§2 Рынок чистой конкуренции 6
2.1 Совершенная конкуренция 7-10
§3 Рынок несовершенной конкуренции и монополии 10-11
3.1 Несовершенная конкуренция 11-13
3.1.1 Монополистическая конкуренция 13-17
3.1.2 Олигополия 18-21
3.1.3 Монополия 21-26
3.1.4 Антимонопольная политика 26-29
§ 4 Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике России 30-33
Заключение 34
Список литературы 35-36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Объем спроса,

единиц в неделю

 

Цена

( в $ за единицу )

 

Совокупный  доход

Кол-во х цену ( $ в неделю )

 

Предельный доход

( $ в неделю )

 

0

16

0

 

1

14

14

14

2

12

24

10

3

10

30

6

4

8

32

2

5

6

32

-2

6

4

24

-6

7

2

14

-10

8

0

0

-14


. Таблица 2 - Спрос, совокупный доход и предельный доход

 

    В последнем столбце таблицы 2 показан предельный доход фирмы. Величина этого предельного дохода ниже цены при всех (кроме единичного), объёмах выпуска. Это объясняется тем, что фирма может наращивать свой предельный объём продаж только за счёт снижения цены.

      Следовательно,  если фирма решает продавать  на одну  единицу в неделю  больше, то она получит прирост  в размере цены этой единицы, 

но понесёт потери из-за того, что вынуждена продавать  первоначальный предельный объём продукции  по более низкой цене.

      Приведённый  в таблице 2 пример иллюстрирует  эти последствия. Шкала спроса  показывает, что 2 единицы могут  быть проданы по 12 $ за каждую, но чтобы продать 3 единицы  в неделю, фирма должна снизить  цену до 10 $ за каждую. Когда объём  продаж возрастёт с 2 до 3 единиц, прирост совокупного дохода будет равен 6 $ (30 $ - 24 $).

 

 

      1.  Антимонопольная политика

 

 

       Антимонопольная  политика государства - экономическая  политика государства, опирающаяся  на антитрестовское законодательство  и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

    Содействие конкуренции

    Важнейшим  средством антимонопольной политики  во всех странах выступает  содействие конкуренции. Антимонопольные  органы препятствуют слияниям  фирм, если в результате укрупненная  компания будет обладать чрезмерной  рыночной властью. С другой  стороны, антимонопольное законодательство препятствует использованию действующими фирмами своей рыночной власти для сокращения производства, повышения цен, навязывания потребителям своей продукции, недопущения на рынок новых производителей или осуществления иной антиконкурентной практики. Законы предусматривают разнообразные санкции за ограничение конкуренции вплоть до принудительного разукрупнения фирмы-нарушителя.

   Установление максимальной цены

     На практике  конкуренцию не всегда удается  обеспечить посредством раздела монополии, либо путем вхождения в отрасль новых производителей. В случае же естественной монополии ее раздробление и установление конкуренции вообще ведут к потери эффективности, а потому не оправданны.

     В связи  с этим важнейшим средством  антимонопольной политики является ценовой контроль – установление максимальной цены, выше которой государство запрещает монополии продавать ее продукцию.

     Иное дело  – в условиях монополии. Нерегулируемая  монополия выбирает выпуск (qm), соответствующий  точке пересечения линий предельного дохода (MR) и предельных затрат – MC. При этом монополист устанавливает цену Pm. Однако государство считает свободную монопольную цену чересчур высокой, а потому вынуждает монополиста продавать всю свою продукцию не дороже, чем по государственной цене. Обычно такая цена является фиксированной, т.е. не меняется по мере роста продаж. Но если цена постоянна, то предельный доход монополиста становится тоже постоянным и равным цене товара.

     Чтобы максимизировать  прибыль, монополист, как всегда, выбирает выпуск (qs), соответствующий точке пересечения своей новой кривой предельного дохода ( ) и предельных затрат (MC). Таким образом, установление государством пониженной цены ведет не к сокращению, но увеличению монопольного выпуска – с qm до qs. Дефицит, однако, все равно возникает, если спрос при государственной цене оказывается выше предложения (qd>qg).

     Наилучший  результат государство могло  бы получить, установив цену на  уровне точке пересечения кривых  спроса и предельных затрат (P*). При этом выпуск монополиста будет максимален и равен общественно-эффективному (q*), а дефицит исчезнет.

     Таким образом,  в отличие от совершенной конкуренции,  ценовое регулирование монополии  является вполне оправданным,  ибо способствует росту производства и его приближению к общественно-эффективному уровню.

      Регулирование естественной монополии

      Особенно  важен ценовой контроль над  естественными монополиями. Напомним, что естественная монополия –  это фирма, чье монопольное  положение основано на преимуществах в затратах на единицу продукции перед более мелкими фирмами. Долгосрочные средние затраты естественного монополиста.

      В отсутствие  государственного ценового контроля  естественный монополист, как и  любой другой, выбирает выпуск qm, при котором предельный доход равен предельным затратам, и устанавливает монопольно высокую цену – Pm. Поскольку цена превышает долгосрочные средние затраты при данном выпуске (равные отрезку OC), монополист получает экономическую прибыль (сверхприбыль), равную площади прямоугольника CPmAB. В результате общество страдает от действий монополиста, ибо цена завышена, а выпуск меньше общественно эффективного (q*).

      В ответ  государство может установить  для монополиста цену, соответствующую  точке пересечения кривых спроса и долгосрочных средних затрат, т.е. уровню безубыточности. Поскольку цена становится равна затратам на единицу выпуска, сверхприбыль монополиста исчезает, что уже приятно. При этом государство позволяет монополисту вести безубыточное производство, довольствуясь нормальной бухгалтерской прибылью, покрывающей неявные затраты. С другой стороны, при такой цене монополист увеличивает выпуск до уровня , приближаясь к общественно-эффективному выпуску.

      Чтобы побудить монополиста обеспечить общественно-эффективный выпуск (q*), государство должно понизить цену еще больше – до уровня, соответствующего точке пересечения кривых спроса и предельных затрат (P*). Цена при этом равняется предельным затратам, что собственно и является условием эффективного выпуска.

     Во всем  мире деятельность естественных  монополий регулируется правительственными  комиссиями путем установления  максимальных цен и стандартов  качества продукции.

      Проблема  состоит в отсутствии действенного  контроля над структурой затрат монополий (как естественных, так и остальных), без которого невозможно проверить обоснованность установления монопольных цен. Мониторинг цен и издержек должен стать постоянным и всеохватывающим, устранение монопольных злоупотреблений должно опираться на независимую судебную систему. Пока же в России зафиксированы лишь единичные случаи преследования фирм, злоупотребляющих своей монопольной властью.

      Налогообложение

      Обложение  налогом сокращает экономическую  прибыль монополиста, уменьшая, тем самым, выгоды от монопольного положения. Воздействие налога на поведение монополиста зависит от типа налога.

     Рассмотрим  два типа налога: потоварный налог,  устанавливаемый в расчете на  единицу продукции (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на  добычу полезных ископаемых и т.д.), и паушальный налог, взимаемый независимо от объема выпуска (разного рода лицензионные сборы).

     Потоварный  налог увеличивает переменные, соответственно  предельные затраты монополии,  что сдвигает кривую MC вверх, вследствие чего цена обычно растет, а объем выпуска падает. Кривая AC также смещается вверх (средние совокупные затраты возрастают), а, следовательно, уменьшается экономическая прибыль монополиста):

     Паушальный  налог затрагивает лишь постоянные  затраты, но не влияет на переменные, а потому вверх смещается только кривая средних совокупных затрат (AC), а кривая предельных затрат (MC) остается на прежнем месте. В результате прибыль монополии уменьшается, а цена и выпуск остаются прежними.

 §  4  Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и          монополизации в экономике России

 

 

     Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более  высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает  нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов, снижает жизненный уровень населения. Далеко не все фирмы

 используют в полной мере достижения научно-технического прогресса. И дело здесь в том, что вследствие существующих ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за  счет научно-технического прогресса, так как отсутствует конкуренция.

      В   России,  до  последнего  времени,  преобладала  тенденция  к  укрупнению  и  централизации   производства,   хотя   преимущества   крупного производства над мелким  могут возрастать  до  определенных  пределов,  после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации, развитие  народного хозяйства шло путем создания предприятий – гигантов,  которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль.

      Монополизация  всех сторон жизни - одно из  коренных свойств  России.  В сфере политики она выражается  в абсолютизме, самодержавии  и  тоталитаризме.

     В экономике - в сосредоточении средств производства и  жизненных  средств  в руках небольшой группы людей - олигархов и  элиты.  В  географии-  -  столицы торжествуют над провинцией,  а мегаполисы  над поселками.  Раз за  разом действительность подтверждает народную мудрость о том, что если в России  в одном месте густо, то во всех остальных - пусто.

      Во всех случаях монополии возникают из-за экономических выгод, которые они получают в результате установления на рынке монопольных цен.

      Меры  по борьбе с монополизмом в   России  определяются  преимущественно  спецификой монополистических отношений в нашей экономике. Серьезное изучение  методов борьбы с монополизмом  в  России  началось относительно  недавно.  В  теоретическом  плане  обсуждается  два   варианта антимонопольной политики:

        - первый из них предусматривает,  что демонополизация производства  должна в значительной мере предшествовать переходу к  рынку,  т.  е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка;

        - второй вариант - это путь борьбы  с монополизмом   в   процессе перехода  к  рыночным отношениям и  после  такового.   В  данном случае   прямому    воздействию    на    предприятия-монополисты  предпочитается    косвенные,    создающие    возможности     для самопроизвольного протекания демонополизации.

      На практике,  проводимая ныне  демонополизация и разгосударствление, переход к рынку,   функционирующему   на   основе  конкуренции,  уже сейчас потребовали выработки и принятия  целого  пакета  законов,  в том числе и антимонопольного, предусматривающего  как прямые силовые методы  (разделение фирм-монополистов),  так и косвенные методы противодействия монополиям.

     В современных  условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально  - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется  качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.

     Называются  несколько причин:

     Приватизация  не привела, как ожидалось,  к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным  образом, хотя могла бы облегчить  массовое образование новых конкурентоспособных  хозяйствующих субъектов;

     Малый бизнес  так и не получил должного  развития. Во многих странах именно  малый бизнес является естественной  основой формирования конкурентной  среды, полигоном для испытания  технологических и экономических  проектов. У него больше возможностей  манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Информация о работе Конкуренция и монополия