Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 09:56, курсовая работа

Описание

Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями.
Цель данной курсовой работы рассмотреть различные виды конкуренции и монополию, выявить сходства и отличия, их положительные и отрицательные аспекты.

Содержание

Введение 3
§1 Конкуренция и ее место в рыночной экономике 4-5
§2 Рынок чистой конкуренции 6
2.1 Совершенная конкуренция 7-10
§3 Рынок несовершенной конкуренции и монополии 10-11
3.1 Несовершенная конкуренция 11-13
3.1.1 Монополистическая конкуренция 13-17
3.1.2 Олигополия 18-21
3.1.3 Монополия 21-26
3.1.4 Антимонопольная политика 26-29
§ 4 Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике России 30-33
Заключение 34
Список литературы 35-36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

Таблица 1 - Доля продукции*, произведенной фирмами в отраслях обрабатывающей промышленности с низкой степенью концентрации (в %)

3.1.2  Олигополия

 

 

      Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Олигополия существует, когда на рынке доминируют несколько крупных фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию. Слово «несколько» означает, что фирмы зависят друг от друга в том смысле, что они должны учитывать возможную реакцию соперников на принимаемые решения о цене, рекламе и развитии продукции.

      Но сколько фирм мы имеем в виду? Это точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией, с другой. Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы практически господствуют на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Как правило, когда мы слышим слова «Большая тройка», «Большая четверка» или «Большая шестерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической.

      Однородная или дифференцированная продукция. Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть олигополистическая отрасль может производить стандартизованную или дифференцированную продукцию. Многие промышленные продукты - сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д. - являются стандартизованной продукцией в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. Многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, кукурузные и овсяные хлопья для завтрака, сигареты и множество бытовых электрических приборов, - являются дифференцированными олигополиями.

       Хотя показатели концентрации, как правило, дают представление о степени конкурентности или монополизации различных отраслей, они страдают несколькими недостатками, на которые стоит обратить внимание:

     1. Локализация  рынков. Степень концентрации дается  по отношению к стране в целом, в то время как рынки ряда продуктов значительно локализованы из-за высоких транспортных издержек. Например, показатель концентрации для производства бетона составляет лишь 8%, то есть эта отрасль высококонкурентна. Но реальный объем производства этого продукта ограничивается соответствующим рынком конкретного небольшого или крупного города. На таких локализованных рынках мы обнаруживаем типичных олигополистических поставщиков. Ранее уже говорилось о том, что на местном уровне некоторые стороны розничной торговли, особенно в малых и средних по размеру городах, характеризуются как олигополии.

     2. Межотраслевая  конкуренция. Определения отраслей  являются в некоторой степени  неточными. В этом смысле необходимо  помнить о межотраслевой конкуренции, то есть конкуренции между двумя продуктами, которые используются в различных отраслях.

     3. Мировая  торговля

     4. Индекс  Херфиидаля. Другая проблема использования  степени концентрации состоит  в том, что с ее помощью  не удается точно измерить распределение рыночной власти между доминирующими фирмами. Предположим, что одна фирма контролировала бы все услуги в области междугородних телефонных переговоров. Также допустим, что в другой отрасли, например автомобильной промышленности, существует четыре фирмы и каждая контролирует 25% рынка. В обеих отраслях степень концентрации по четырем фирмам будет равна 100%. Но телекоммуникационная отрасль будет чистой монополией, а автомобильная промышленность будет олигополией, характеризуемой, возможно, значительным экономическим соперничеством. Большинство экономистов согласится, что рыночная власть в области телекоммуникаций будет значительно больше, чем в автомобильной промышленности, но это не отражено в идентичной 100%-ной степени концентрации.

     5. Поведение. Показатели концентрации ничего не говорят нам о подлинном рыночном поведении различных отраслей. Отрасли X тл Y могут иметь одинаковые показатели концентрации для четырех фирм, скажем, 85%. Отрасль X может отличаться сильной ценовой конкуренцией и техническим прогрессом, о чем свидетельствуют улучшенный продукт и современная производственная технология. И наоборот, фирмы отрасли Y могут быть технически отсталыми, но назначать цену на свою продукцию, вступая в тайное соглашение. С точки зрения общества, «конкурентное» поведение отрасли X является, несомненно, лучшим, чем «монополистическое» поведение отрасли У, хотя у отраслей Xvi У одинаковые показатели степени концентрации.

     Причины: барьеры для вхождения

     Барьеры  для вхождения в отрасль, которые приводят к возникновению чистых монополий, могут помочь объяснить существование олигополии. Исторически во многих отраслях технический прогресс делал эффект масштаба все более достижимым с течением времени. Многие отрасли начинали с примитивной технологии, малого эффекта масштаба и со многими конкурентами. Но по мере того, как технология улучшалась и эффект масштаба становился все более выраженным, менее восприимчивые или менее агрессивные фирмы отходили в сторону и оставалось всего несколько производителей. Эффект масштаба значителен во многих отраслях, таких, как производство самолетов, резины и цемента. В то время как три или четыре фирмы могут достичь минимального уровня эффективности, новые фирмы будут иметь столь малую рыночную долю, что не смогут его достичь. Следовательно, они не смогут выжить, так как осуществляют производство с большими издержками.

     Тесно связанный  с этим обстоятельством барьер  состоит в том, что вложения  капитала, необходимого для вхождения  в определенные отрасли, - издержки приобретения необходимого завода и оборудования - настолько велики, что препятствуют вхождению. Табачная, сталелитейная, автомобильная и нефтеперерабатывающая промышленность характеризуются очень высокими требованиями к капиталовложениям. Широкие рекламные кампании также могут ставить барьер на пути вхождения в отрасль.

      Владение  или контроль за основным сырьем  объясняют историческое доминирование  Aluminum Company of America в производстве алюминиевых  слитков. В электронной, химической  и фармацевтической промышленности, производстве фотографического и офисного оборудования в качестве барьеров для вхождения служат патенты.

      Степень влияния на рыночные цены

      Степень  влияния фирмы на рыночные  цены, или ее монопольная власть  высока, хотя и не в такой мере, как при чистой монополии.

      Рыночная  власть определяется относительным  превышением рыночной цены фирмы  ее предельных издержек (при совершенной  конкуренции Р=МС), или

 

      L=(P-MC)/P.

 

     Количественное  значение данного коэффициента (коэффициента Лернера) для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии, т.е. колеблется в пределах 0.

 

 

3.1.3 Монополия

 

 

      Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

    Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия фирма и отрасль отпадают.

    Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

      Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

    Во многих отраслях ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что они могут посредством своих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену.

   Монополия характеризуется наличием одного - единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке. Как с точки зрения количества товаров на рынке, так и с учётом других важных аспектов монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.

     В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком. Можно было утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним продавцом, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.

       Причины существования монополий

    Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий.

    Есть несколько причин существования монополий:

   Первая: “естественная монополия”. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь - экономия от масштаба - чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

   Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия “Де Бирс” опирается на контроль над сырьем; фирма “Ксерокс” контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

     Третья: государственное  ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или  им предоставляется исключительное  право на продажу некоего блага.  В некоторых случаях государство  оставляет за собой право на  монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

     Спрос на продукцию монополии

   Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

     Продавец  обладает монопольной властью  (властью над рынком), если он  может повышать цену на свою  продукцию путём ограничения  объёма выпуска своего продукта.

     Чтобы обладать  некоторой монопольной властью,  фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами заключается в мере их власти над рынком.

     В качестве  примера предлагаю рассмотреть некую фирму. У фирмы имеется патент, дающий ей исключительное право на производство неких товаров. Чтобы рассчитать объём выпуска, максимизирующей её прибыль, фирма должна пройти через такого же рода предельный Если производство ещё одной единицы продукции в неделю увеличит доход в большей мере, чем издержки, то выпуск следует наращивать. Если сокращение выпуска снизит издержки на величину, превышающую снижение доходов, то выпуск следует сократить. Другими словами, фирма должна сравнить предельные издержки МС с предельным доходом .

     Предельный доход MR- это величина изменения совокупного дохода в результате дополнительной продажи единицы блага.

    Для совершенно конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене, потому что такая фирма может продавать столько, сколько хочет, по действующей в настоящий момент цене. Это применительно только к совершенной конкуренции, в условиях которой фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса. Покажем, что для монополиста или любого другого несовершенного конкурента, сталкивающегося с убывающей кривой спроса, предельный доход ниже значения цены. Основная причина такого положения состоит в том, что если кривая спроса является убывающей, то объём продаж можно увеличить только за счёт снижения цен.

     В первых двух столбцах таблицы 2 показана рыночная шкала спроса на изделия фирмы . При цене в 2 $ спрос предъявляется на 7 штук в неделю; при более высоких ценах объём спроса на продукцию ниже. В третьем столбце показан совокупный доход фирмы, который как раз равен цене, умноженной на количество производимых единиц при различных значениях цены. Совокупный доход в начале увеличивается по мере снижения цены, а затем уменьшается, когда цена становится низкой.

Информация о работе Конкуренция и монополия