Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 20:24, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине "История экономики"
Недостаточная развитость системы экономических отношений потребовала формирования жесткой авторитарной системы управления, как в центре, так и на местах. Старую примитивную систему управления с помощью введенных и путных бояр, а также учреждений приказного типа в середине XVI в. заменила новая приказная система, включающая специальные учреждения военного назначения, аппарат дворцового управления, финансовые и судебно-полицейские органы. Изменилась и система местного управления: была ограничена власть кормленщиков, появились новые должностные лица (городовые приказчики, губные и земские старосты, таможенные и кабацкие выборные головы). В таких условиях представители производящего класса оказались политически и граждански бесправными.
По своему положению сближаются различные группы зависимого населения, исчезает деление на оброчные и барщинные дворы. Однако появляются новые формы личной зависимости: принудительное кредитование при переводе с тяглой пашни на порожние и запустевшие земли; бобыльщина; полное и служилое холопство.
В наиболее благоприятном положении оказались казенные (черносошные) крестьяне, выполняющие только государственные налоги и повинности, в наименее благоприятном – церковно-монастырские и поместно-вотчинные крестьяне, несущие не только государственное тягло, но и исполняющие феодальную ренту в пользу хозяина. Расширение государственного аппарата требовало повышения доли государственных налогов. Увеличилось и их количество. В это время взимаются дань, ямские деньги, примет (на строительство осадных сооружений), окупные (выкуп пленных), казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины, деньги на содержание иностранных послов, кормленый откуп и т. д. При Иване Грозном была установлена единая для всего государства мера определения доходности – «соха», зависящая от принадлежности и качества земли. Особые налоги вводились для содержания войска.
Укрепление экономики, ставшее прямым следствием образования Русского централизованного государства, привело к расширению внешнеэкономических связей. Однако их развитию мешала оторванность России от морей. Поражение в Ливонской войне (1558–1583 гг.) окончательно закрыло для страны путь на Балтику. Вместе с тем открытие Северного морского пути, завоевание Казани и Астрахани, постепенное освоение Сибири способствовали активизации внутренней и внешней торговли при посредничестве Англии и Голландии. Основную роль стала играть Архангельская ярмарка, торговля на которой носила преимущественно односторонний и меновый характер. Баланс торговли западных стран с Россией на Балтике и Белом море был пассивен, поэтому наряду с товарами западные купцы привозили деньги для покупки русских товаров. С Востоком торговля шла менее бойко. На рубеже ХVI-ХVII вв. торговый оборот с Западом достигал 150 тыс. рублей, а с Востоком – немногим более 4 тыс. рублей.
Импульс хозяйственному развитию в экономических циклах 1540–1590 и 1590–1640 гг. давали государственные реформы 1550 и 1620 гг. Они носили комплексный характер (одновременно военный, финансовый и административный), обусловленный необходимостью административного и финансового переустройства, вызванного удорожанием военных расходов вследствие существующей военной угрозы. Естественное в таких условиях отсутствие стимулов для частнопредпринимательской деятельности содействовало более глубокому, чем в Европе, проникновению государственной машины в сферу экономики.
Положение России во второй половине XVII в. определялось необходимостью преодоления хозяйственного разорения после Великой смуты начала века и отставания страны. Чрезвычайность социально-экономических условий и ответных правительственных мер привела к окончательному оформлению мобилизационного типа экономического роста, определившего дальнейшее развитие государства.
Основные признаки мобилизационного типа экономического роста:
1) укрепление государства военно-феодальными методами;
2) преобладание политических факторов над экономическими;
3) создание особой системы компенсаций затрат государства:
♦ торговля сырьем;
♦ приращение территорий;
♦ бюрократизация управления;
♦ внеэкономические методы эксплуатации собственного народа).
Расширение границ государства, ужесточение классовой борьбы, борьба с турецко-татарской агрессией на юге, война с Польшей и Швецией требовали укрепления армии и власти. Это стимулировало проведение новой комплексной реформы в рамках повышательной стадии экономического цикла 1640–1690 гг. Осуществление военной реформы – создание трех новых штабов армии, введение рейтарских, драгунских войск и солдатской пехоты, перевооружение армии, попытка строительства флота – поглотило почти половину бюджета. Это привело к изменению налоговой системы (введение подворного обложения в деревне и поразрядного городского налога) и проведению денежной реформы 1660г., предполагающей использование медных монет на правах серебряных и завершившейся печально знаменитым Медным бунтом июля 1662г.
Нехватка финансов стимулировала развитие системы компенсаций, подготовившей усиление личной власти царя, особенно в области верховного управления, и одновременно создавшей государственную систему использования принудительного труда в результате полного закрепощения крестьян. Укрепление государства позволило перейти к более действенным мерам регулирования экономики. Так, в торговой политике наметился переход к меркантилизму. В 1649г. была отменена монополия англичан на торговлю с Россией, а в 1653г. Алексей Михайлович подписал Торговый устав. Его главное значение состояло в том, что вместо множества торговых пошлин (явочной, езжей, мостовой, полозовой и др.) устанавливалась единая пошлина в размере 5 % с цены продаваемого товара. С иностранных купцов взималась пошлина в 6 %, а при отправке товаров внутри страны – еще 2 %. В 1667г. начал действовать Новоторговый устав, по которому общий сбор с иностранных купцов составлял уже 22 %. Однако проведение протекционистской политики, укрепляющей внутренний рынок страны, не могло решить проблем отставания России от развитых стран. Экономическая деятельность правительства не была последовательной, т. к. осуществление комплексной реформы способствовало не стабилизации внутреннего положения, а наоборот, дезорганизации экономики. Незаконченность реформ создавала условия для их инверсии (возвратности).
К концу XVII в. Россия уже исчерпала все возможности обособленного, автаркического развития вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, армии, образовании, культуре. Начало этих преобразований в духе модернизации прочно связано с правлением Петра I.
Общественная модернизация в России протекала в рамках имперской модели, характеризуемой следующими признаками:
♦ выборочное заимствование технико-технологических (главным образом военно-промышленных) достижений развитых стран в обмен на вывоз сырья;
♦ ужесточение эксплуатации собственного народа архаическими методами;
♦ растущая централизация и бюрократизация управления.
Проведение модернизации способствовало дальнейшему усилению факторов мобилизационного типа экономического роста. Это проявилось в более глубоком, чем в Европе, вмешательстве государства в экономику в условиях преобладания аграрного хозяйства при низком уровне отделения промышленности от земледелия, господства континентальной, а потому вялой торговли, сохранения архаичной социальной культуры.
Предпосылкой модернизации стала необходимость развития отечественной металлургии, находившейся в кризисном положении из-за прекращения поставок прибалтийского металла в результате войны со Швецией. По инициативе Петра I в конце ХVII - начале ХVIII вв. начинается создание мануфактур европейского типа. При этом государство брало на себя затраты по подготовке рабочих, осуществляло поставки оборудования, присылало специалистов, давало различные привилегии, льготные ссуды, бесплатные земельные участки. В этот период существуют различные виды мануфактур:
♦ по формам собственности (казенные, вотчинные);
♦ по характеру используемого труда (крепостные, вольнонаемные и смешанные);
♦ по территориальному размещению городские и сельские. В последних существовали неадекватные формы капитала, где капитал не противостоял труду, а торговец и промышленник выступали в одном лице.
За время петровских реформ количество мануфактур увеличилось примерно в 5 раз и составило 205 предприятий. Основные успехи были достигнуты в металлургии, Россия стала занимать 3-е место в мире по выплавке чугуна (после Англии и Швеции). Заметные сдвиги произошли в текстильной промышленности, развиваемой в основном частным капиталом.
Для повышения уровня ремесленного производства и подготовки базы для развития мануфактур под контролем государства и его давлением стали образовываться цехи. Однако они не получили большого распространения и были связаны с деятельностью иностранцев.
Петровская модернизация вышла за рамки производства и, затронув все стороны общественной жизни, приняла характер социальной модернизации. Это наглядно показало и осуществление реформ Петра I, приходящихся на фазу подъема экономического цикла 1690–1760 гг. Как и все предыдущие, они носили комплексный характер, охватывая военное дело, управление и финансовую систему, и осуществлялись революционным, а не эволюционным путем.
Начало реформ было обусловлено военными неудачами России на первом этапе Северной войны. Расформирование стрелецких войск, вызвавшее необходимость комплектования новой регулярной национальной армии, привело к введению в 1705г. рекрутской повинности. Крепостные крестьяне, ставшие рекрутами, получали свободу. Все дворяне должны были нести военную службу с солдатского чина. Подготовка офицеров осуществлялась в специальных военных школах, основанных в 1698–1699 гг. По указу Петра I были организованы гарнизонные школы для подготовки унтер-офицерского состава. Особое внимание уделялось созданию отечественного флота.
Занятие военными и дипломатическими делами, потребности укрепления абсолютной монархии привели к реорганизации системы государственного управления. В 1711г. Петр I, упразднив созданную вместо Боярской думы Ближайшую канцелярию, учредил правительствующий Сенат. В 1717–1718 гг. почти вся приказная система была заменена общегосударственными коллегиями, созданными по шведскому образцу, но с учетом российских условий. В 1708–1710 гг. была проведена первая, а в 1719г. вторая губернская реформа, результатом которых стало создание 11 губерний и в их составе 50 провинций. Одновременно предпринимались попытки проведения реформы городского самоуправления, для чего в 1720г. был учрежден Главный магистрат. Однако в отличие от европейских городов в России еще не было богатой и влиятельной буржуазии, способной осуществлять функции управления. В 1721г. Россия была провозглашена империей, а Петр I и его наследники стали обладать неограниченной полнотой власти. Осуществленная церковная реформа, упразднившая патриаршество, полностью подчинила государству и церковь. Созданная в ходе преобразований административная система оказалась очень прочной и просуществовала с некоторыми изменениями весь дореволюционный период. В осуществлении реформ Петр I опирался на поместное дворянство. Для его экономической поддержки в 1714г. был принят Указ о единонаследии, по которому происходило окончательное слияние двух форм абсолютной и условной земельной собственности (вотчины и поместья) в единое юридическое понятие – «недвижимая собственность». Имения передавались по наследству одному из сыновей, остальные получали свою долю деньгами и были обязаны поступить на военную или гражданскую службу. При этом дворяне теперь могли дослужиться до высших чинов, т. к. принятая в 1722г. «Табель о рангах» вводила принцип выслуги и окончательно устраняла принцип местничества.
Война со Швецией и Турцией за выход к морям, строительство флота и мануфактур, реорганизация системы управления и т. д. требовали огромных государственных расходов. Бюджет страны находился в критическом состоянии. Нехватка средств вызвала проведение финансовой реформы. Изменению, прежде всего, подверглась налоговая система. Начиная с 1704г. вводятся такие налоги, как мельничий, пчелиный, погребной, трубный, хомутейный, шапочный, сапожный, ледокольный, водопойный, с раскольников, с бороды и т. д.. Косвенных налогов к 1724 году насчитывалось 40 видов. Вместо подворного обложения в 1718–1724 гг. была введена подушная подать с ревизской души. К новым налогам добавились казенные монополии на соль, мел, деготь, рыбий жир, сало, дубовые гробы. Рыбные ловли становились объектом откупа, вино продавалось только в казенных кабаках. Доход в казну увеличился и за счет изменения таможенной пошлины в результате проведения протекционистской политики.
Таможенные пошлины с ввозимых товаров:
♦ 75 % – товары, производимые в стране;
♦ 25 % – товары, производимые недостаточно;
♦ 20–10 % – товары, не производимые в стране.
Таможенные пошлины с вывозимых товаров:
♦ 75 % – сырьё и полуфабрикаты;
♦ 3–6 % – готовая продукция;
♦ 1–3 % – вывоз на собственных, построенных в России судах.
К числу крупных преобразований Петра I относится денежная реформа, послужившая главным источником финансирования военных расходов. Она решала комплекс вопросов:
♦ использование в качестве монетного сырья отечественных металлов – стимулирование национальной горнорудной отрасли;
♦ перевод денежного производства на новый технический уровень – машинное производство;
♦ установление единого денежного обращения на всей территории – расширение внутрихозяйственных связей;
♦ увеличение доходов казны от чеканки монет.
Результатом реформы стало постепенное изъятие из обращения иностранных монет и создание единой национальной денежной системы на десятичном принципе: 1 рубль = 10 гривенникам=100 копейкам. Для удобства обращения были выпущены и производные монеты – полтинники, полуполтинники и пятаки. Однако реформа оказалась непоследовательной. Понижение стоимости монет вызвало их обесценивание. В стране началась инфляция, а бюджет снова начал испытывать сокращение доходной части.
В итоге петровских преобразований Россия превратилась в великую державу, занимающую особое место среди развитых государств. Вместе с тем значение осуществленной модернизации имеет противоречивый характер. Это прослеживается уже при анализе сложившейся в петровскую эпоху структуры экономики. Изменения в промышленном производстве привели к формированию новой территориальной структуры экономики, в которой четко оформились центры металлургии (Урал), судостроения (Петербург), легкой промышленности (Москва, Ярославль, Казань, Воронеж и т. д.). Произошло улучшение в структуре и размещении сельского хозяйства. Выделяются области, специализирующиеся на зерновых культурах (Среднее Поволжье, Центрально-черноземный район), технических культурах (Псков, Новгород, Москва и др.), товарном животноводстве (Северный и Северо-западный районы). Однако урожайность сохраняется невысокая, что не обеспечивает получения прибавочного продукта. Вместе с тем происходит совершенствование агрокультуры, характеризуемое попытками поднятия плодородия путем использования естественных удобрений, поиском новых систем земледелия (многополье с плодосменной и травосеянием); сменой традиционных орудий земледельческого труда более производительными. Изменения в территориальной и отраслевой структуре, не имея под собой соответствующих механизмов адаптации социокультуры, приводят к сохранению архаичной воспроизводственной структуры. Главной производственной силой по-прежнему остается крепостной крестьянин, труд которого используется не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности в результате образования посессионных и вотчинных мануфактур.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономики"