Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 20:24, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине "История экономики"
В области внешней торговли государственная политика в XIX в. характеризовалась частой сменой курса (раз в пять — десять лет). Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины — от 15 до 200% и более. Ведущим партнером по масштабам торговли с Россией традиционно была Англия, торговые отношения с которой не прерывались даже на время Крымской войны (1853 — 1856). Объявив российским товарам строгую блокаду, Англия, нуждаясь в них, тем не менее, их ввозила на германских судах. На втором месте по объему торговли с Россией стояла Германия, на третьем — Франция, четвертое место занимал Китай.
Импорт России выглядел следующим образом. В первой половине XIX в. страна активно ввозила красители, сахар, вино. Важнейшей статьей ввоза были хлопок-сырец и чай (из Китая). Из Китая же везли жемчуг, шелк и хлопчатобумажные ткани; с середины века, однако, ткани ввозить перестали. В целом с Востока в Россию шли сырье и разнообразные предметы потребления, в том числе и предметы роскоши. С Запада также везли предметы потребления и, кроме того, машины и оборудование — на протяжении всего XIX в, эта статья ввоза все время возрастала.
Российский экспорт был ориентирован почти исключительно на западные страны и составлял 90% общей суммы экспорта. Доля российского экспорта на Восток была значительно скромнее — около 10%; везли сырье и промышленные изделия, стоимость которых давала 60 % общей стоимости экспорта.
На Запад шли корабельный лес, канаты, парусные полотна, лен, сало, кожи, пенька, щетина, меха, продукция животноводства, хлеб. Объемы хлебного экспорта увеличивались с каждым десятилетием: если в начале века хлеб составлял 5% от стоимости всего экспорта, то в середине века — уже 35%, а в конце века — 80%. В начале века Россия вывозила 1% от собранного урожая, в середине века — 5%, в конце — 20%.
Конкурентами России на мировом хлебном рынке в конце XIX в. были США, Австралия и Канада, но сколь-нибудь серьезно потеснить Россию они не смогли. Гораздо более негативно складывались отношения России с Германией. С 80-х годов XIX в. немцы стали защищать себя от русского хлеба, повышая ввозные пошлины: с 1880 по 1890 гг. они увеличились в пять раз. В ответ на это Россия ввела почти запретительные пошлины на ввозимые из Германии промышленные товары. В первой половине 90-х годов таможенная война между этими странами становится особенно напряженной.
В целом в структуре российского экспорта доля сельскохозяйственной продукции и промышленного сырья составляла 95% стоимости всего российского экспорта, а готовые изделия — около 5%. Степень участия России в мировой торговле на протяжении всего XIX в. оставалась практически неизменной: страна обеспечивала 4% мирового товарооборота.
Финансовое положение России и ее налоговая система претерпели существенные изменения на протяжении XIX в. Тенденции в целом были положительными. Основные преобразования в финансовой сфере и налогообложении были осуществлены в пореформенный период.
В 1862г. была проведена бюджетная реформа, результатом которой стали более детальная, чем раньше, роспись доходов и расходов в государственном бюджете, создание системы государственного контроля за финансами ведомств, в том числе рассмотрение финансовых смет на будущий год и проверки годовых отчетов об исполнении государственного бюджета данным ведомством. В 60-е годы также были начаты преобразования в налогообложении. Замена винных откупов акцизом на вино сразу же увеличила питейные доходы казны.
В 80-е годы министр финансов Н.Х.Бунге провел податные реформы. Были отменены соляной налог, подушная подать, снижен размер выкупа, повышен государственный земельный налог, преобразовано торгово-промышленное обложение и другое. Возросли акции на сахар и табак, питейный сбор, таможенные пошлины, введены были новые косвенные налоги (квартирный, на страхование, на передвижение пассажиров и грузов, акцизы на спички, табак, сахар, пр.). Доходы от косвенных налогов росли быстрее, чем от прямых.
В 1895 — 1897 гг. была проведена крупнейшая в истории страны Денежная реформа (реформа С. Ю. Bumme), в результате которой был введен свободный размен бумажных денег на золото — как и в ведущих странах мира — Англии, США, Германии, Франции. Законом 1895г. было разрешено заключать сделки на золото, всем конторам и отделениям Государственного банка, а затем и частным банкам предоставлено право покупать золотую монету и производить платежи этой монетой. Был установлен фиксированный курс кредитного рубля. К 1897г. путем увеличения налогов, добычи и покупки золота, заключения внешних займов Государственный банк увеличил золотую наличность с 300 млн. до 1095 млн. руб., что почти полностью соответствовало сумме обращения кредитных билетов. Были достигнуты стабилизация рубля, полная его конвертируемость, бездефицитность бюджета.
8. Экономика России в период империализма (1900-1917гг.) и экономические реформы на рубеже XIX-XX вв..
Ведущими тенденциями социально-экономического развития России в начале XX в. были дальнейший рост капитализма, переход его в монополистическую стадию, вхождение страны в мировую капиталистическую систему. Но, несмотря на значительные успехи капитализма, особенно в годы промышленного подъема 90-х и предвоенные годы, экономика России развивалась в условиях обостряющихся противоречий между передовым промышленным производством и сохраняющимися многочисленными остатками феодализма: самодержавием, крупным помещичьим землевладением, крепостническими методами эксплуатации крестьянства в сельском хозяйстве.
Монополистический капитализм в России формировался в условиях диспропорции политического и экономического развития, сохранения дворянских привилегий, низкого уровня жизни подавляющей части населения, слабого развития крестьянской частной собственности на землю.
Между тем Россия не довольствовалась положением страны второго эшелона, она стремилась стать частью авангарда мировой цивилизации. Условием реализации этой цели стали более высокие, чем в передовых странах, темпы экономического развития. Однако международное положение, политические, социальные отношения, уровень жизни населения России не соответствовали европейским нормам. Быстрое промышленное развитие не сопровождалось социальным и политическим прогрессом. Необходима была глубокая модернизация страны.
Любая страна, независимо от уровня ее индустриального развития, но вовлеченная в международный товарооборот, не может избежать воздействия мировых экономических кризисов. Не избежала их и Россия. Это свидетельствовало об объективно растущем экономическом единстве промышленного мира. Экономические кризисы затрагивали различные страны в различной степени. Кризис 1900—1903 гг., начавшийся на Западе, захватил хозяйство России, где принял тяжелый и затяжной характер, что объяснялось общей российской социально-экономического отсталостью, периодическими неурожаями на большой территории страны, низким жизненным уровнем населения.
В годы кризиса открылось всего 78 предприятий. С 1900 по 1903 гг. прокат рельсов, рельсовых креплений упал на 32%, выпуск паровозов — на 25%, выплавка чугуна — на 15%. Резко сократилось железнодорожное строительство. Снизилась добыча нефти, тогда как в конце XIX в. Россия потребляла нефти больше, чем вся Западная Европа; такое потребление имело не только позитивные последствия, но и негативные — нефть сжигалась крайне неэкономично. В меньшей степени пострадала угольная промышленность: сначала добыча снизилась всего лишь на 0,3%, но в последующие годы стала повышаться и возросла на 13% с 1902 по 1905 гг. и прежде всего за счет повышения добычи угля в Восточной Сибири.
Влияние кризиса на торговлю проявилось в сокращении ввоза промышленных товаров, особенно машин и оборудования. В легкой промышленности кризис сказался более мягко, чем в других отраслях. Поэтому оживление в хлопчатобумажной, суконной промышленности началось уже в 1902—1903 гг.
В целом же экономический кризис, хотя и привел к снижению темпов развития промышленного производства, но не остановил поступательного развития капитализма. В стране действовало 23 тыс. промышленных предприятий.
После кратковременного оживления экономической жизни в 1907г. начался новый экономический кризис. В России ему предшествовали важнейшие события: русско-японская война и первая русская революция, в борьбе с которой владельцы предприятий нередко шли на свертывание производства. Следует отметить, что в ходе войны, с одной стороны, военные заказы способствовали развитию отраслей промышленности, связанных с производством вооружения и боеприпасов, а с другой, огромные затраты на ее ведение привели к ухудшению финансовой системы страны и дефициту государственного бюджета. Российская экономика очень медленно выходила из депрессии. 1908г. все еще оставался тяжелым для целого ряда отраслей народного хозяйства.
В 1909г. начался новый промышленный подъем, продолжавшийся вплоть до первой мировой воины. За этот период промышленное производство увеличилось почти в 1,5 раза. Подъем 1909— 1813 гг. стал важнейшим этапом в экономическом развитии царской России. Экономический подъем был характерен для всех отраслей производства.
Ускорению нового промышленного подъема способствовали следующие факторы: повышение покупательной способности населения; развитие внутреннего рынка; столыпинская аграрная реформа; увеличение товарности с\х продукции, позволившее России резко повысить вывоз зерна на внешний рынок, где цены на хлеб возросли на 35%; рост городского населения. Общий рост населения, в частности городского, способствовал развитию отраслей промышленности, которые должны были удовлетворить потребности в металле и строительном материале, городского транспорта и благоустройства городов.
Быстрее преодолевали кризис предприятия, оснащенные современной техникой. Наиболее высокие темпы развития были характерны для отраслей с высоким уровнем монополизации (машиностроение, металлургия, топливная промышленность). Особенно быстро росли военная промышленность, строительство военных кораблей. Государственные заказы ускоряли развитие заводов, связанных с производством вооружения и боеприпасов. В легкой промышленности ведущее положение занимала текстильная и пищевая промышленность. Весьма высокие темпы развития получила резиновая и кожевенно-обувная промышленность.
Возросли протяженность железных дорог и их грузооборот. В 1911—1913 гг. было построено около 3,5 тыс. верст дорог. Рост железнодорожного строительства осуществлялся за счет частного и государственного капитала. Казенное железнодорожное строительство в предвоенные годы сократилось. Построенная железная дорога Оренбург — Ташкент обеспечила выход среднеазиатского хлопка к хлопчатобумажным предприятиям, активизировала торговлю Центральной России с Казахстаном и Средней Азией. В 1915 г. завершилось строительство Амурской железной дороги, соединившей Сибирскую магистраль с Владивостоком.
Большую роль продолжал играть речной транспорт. На Коломенском заводе в 1907г. был построен первый в мире речной теплоход. Накануне войны из 80 теплоходов в мире 70 были построены в России. Большой объем грузов приходился на гужевой транспорт, однако в России шоссейных дорог было очень мало.
Несмотря на большие успехи в промышленном развитии, Россия не преодолела отсталости от передовых индустриальных стран. По объему промышленного производства она заняла четвертое место в Европе и пятое место в мире. В 1913г. в России было произведено промышленной продукции в 14,5 раза меньше, чем в США, в 5,9 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Англии. Особенно отставала Россия по производству промышленной продукции на душу населения: в 13 раз меньше Германии, в 14 раз меньше Англии, в 21,4 раза меньше США.
Социально-экономическая отсталость не помешала России вступить в стадию империализма, утверждения господства монополистического капитала одновременно с развитыми странами мира. Российский империализм определялся общими для всех империалистических стран чертами, закономерностями, противоречиями, но имел свои специфические особенности.
Важной чертой монополистического капитализма была концентрация производства, которая особенно усилилась в металлургической, машиностроительной, хлопчатобумажной промышленности. На этих предприятиях было сосредоточено 48,7% рабочих промышленности. Высокая концентрация была характерна для новых промышленных районов. Так, если в угледобывающей отрасли Донбасса в 1890г. с числом рабочих более 500 было 8 шахт с добычей 9,6 млн. пудов угля, то в 1903г. крупных шахт насчитывалось уже 44, а добыча составила более 13 млн. пудов.
Высокой концентрации промышленного производства в России способствовали крупные государственные заказы на военную продукцию в машиностроении и металлургии, а также то, что предприятия, возникшие на рубеже XIX — XX вв., строились как крупные капиталистические предприятия. По уровню концентрации производства в начале XX в. Россия стояла на одном из первых мест в мире. На предприятиях с числом рабочих свыше 500 чел. было занято 54% общего числа рабочих, в США — лишь 33%.
В 1910г. девять крупнейших металлургических заводов давали более половины всего производства чугуна в стране, а шесть крупнейших предприятий в нефтяной промышленности добывали 65% всего объема нефти.
Процесс монополизации, охвативший важнейшие отрасли хозяйства, усилился в годы кризиса и депрессии. Монополизация капитализма, концентрация производства были решающей предпосылкой перерастания промышленного капитализма в империализм. Монополии в России стали возникать в 80-х годах и прежде всего в новых отраслях промышленности. Первыми монополиями были «Союз рельсовых фабрикантов», Конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, синдикат Бакинских керосино-заводчиков. Эти объединения были временными, по истечении срока договора они распадались.
В период кризиса 1900—1903 гг. начался процесс массового оформления устойчивых монополий, которые становились основой экономической жизни страны. Преобладающей формой монополистических союзов стали синдикаты — объединения, осуществлявшие распределение заказов, закупку сырья и продажу готовой продукции через единый орган по сбыту. В черной металлургии, например, ведущее положение занял синдикат «Продамет» (Общество для продажи изделий металлургических заводов черной металлургии), который выпускал 80% всей продукции данной отрасли. Однако это не означало отсутствия противоречий внутри монополистического объединения и конкурентной борьбы с другими монополистическими объединениями и предприятиями. В военной сфере действовала группа монополистических объединений, занятых производством артиллерийских снарядов, башенных установок для военных кораблей. Создавались монополистические союзы и в легкой промышленности, объединившие петербургские и Лодзинские хлопчатобумажные, полотняные, джутовые и другие предприятия.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономики"