Контрольная работа по "Истории экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 20:24, контрольная работа

Описание

Контрольная работа по дисциплине "История экономики"

Работа состоит из  1 файл

ИЭ, контр. раб.doc

— 759.50 Кб (Скачать документ)

Усложнение производства способствовало развитию предпринимательства. В его составе можно выделить две основные группы:

1) формировалась в условиях «казенно-парникового воспитания промышленности», то есть под опекой государства и православной церкви. Ее отличительная черта – упование на даровщину (крепостная рабочая сила; покровительственные тарифы; стремление поживиться за чужой счет);

2) обязана своим происхождением религиозному расколу и сектантству. Старообрядчество в России по своим мирским последствиям сыграло роль, аналогичную роли протестантов в Европе.

Ослабление в начале XVIII в. экономической мощи прежних купеческих сотен выдвинуло на первый план новое купечество. В 1721г. регламентом Главного магистрата объявлялось обязательным деление всех «регулярных» граждан на две гильдии и один разряд:

1)                Первая гильдия - банкиры, знатные купцы, городские доктора, шкиперы, ювелиры, живописцы.

2)                Вторая гильдия - торговцы мелочными товарами и харчевыми припасами, ремесленники.

3)                Третий разряд - чернорабочие, лица наемного труда.

Купцы, записанные в гильдии, получали ряд весьма серьезных льгот, положивших начало их выделению в новое привилегированное сословие. Помимо разрешения покупать крестьян, (но с припиской их к предприятию), они освобождались от личной рекрутской повинности при условии уплаты в казну по 100 руб. с человека.

Предпринимательская деятельность жестко регламентировалась и зависела от царских указов. Это проявлялось, прежде всего, в сохранении государственной монополии на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, сало, икра, хлеб, воск, щетина, вино). Необходимость крупных капиталов для развития промышленности приводит к появлению новых форм предпринимательства – складничества, по отношению к которому государство проводило попечительную политику. Она связанна с контролем за деятельностью, ограничением вступления новых членов, обязательной регистрацией, определением размера уставного капитала, требованием предоставления образцов в мануфактур-коллегию, а также установлением цены, вида и формы товаров, закупаемых казной, вплоть до запрета их продажи в розницу.

Несмотря на значительные успехи, петровская модернизация, основанная на форсированной индустриализации, обрекла Россию на экономическую отсталость в будущем, т. к., распространив крепостное право на промышленный сектор экономики, Петр I закрепил ту косную социальную структуру, что стала препятствием при дальнейшем развитии. Кроме того, проведение модернизации сопровождалось массовым уничтожением населения (около 12,5 % тогдашнего населения России). Если в Западной Европе XVII–XVIII вв. быстро развивалась представительная власть, укреплялись основы парламентаризма, то в нашей стране, напротив, усиливалась жесткая централизация, абсолютизация государственной власти, что являлось прямым продолжением деспотизма и самодержавия, присущего Московской Руси.

 

 


 

 

 

 

7. Кризис феодально-крепостнической системы и начало развития капитализма в России.

 

Социально-экономическое положение России в конце XVIII-первой трети XIX в., приходящееся на повышательную фазу экономического цикла 1800–1850 гг., было предкризисным, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. Несмотря на различия в экономической политике Павла I, Александра I и Николая I, их деятельность вполне соответствовала сохранению имперской модели модернизации, заложенной еще Петром I. Решающую роль в преобразованиях по-прежнему играло государство. При этом политические, прежде всего военные факторы, являлись доминирующими, что связывалось с усилением антифранцузской коалиции. Укрепление государственной власти на огромной территории сопровождалось бюрократизацией общественной жизни. Нехватка финансовых ресурсов способствовала созданию особой системы компенсаций, требовавшей использования даровых источников (крепостного труда, природных ресурсов, военных приобретений).

Развитие страны в рамках мобилизационного типа экономического роста характеризовалось проведением комплексных реформ. Павел I (1796–1801), известный своей любовью к прусским порядкам, провел реорганизацию русской армии по немецкому образцу. Одновременно были уничтожены дворянские привилегии, а в стране вместо «просвещенного абсолютизма» проводилась политика «железной лозы». Кроме того, началась постепенная замена коллегий на министерства, была проведена губернская реформа, предпринимались некоторые меры для смягчения положения крепостных. Например, в апреле 1797г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Более последовательной стала политика Александра I (1801–1825). Уже в 1801 году для социально-экономического реформирования страны был образован так называемый Негласный комитет. При его участии были проведены некоторые либеральные преобразования и прежде всего в аграрном секторе:

♦ в 1803г был издан указ о вольных хлебопашцах, дававший право помещику освобождать крестьян с землей за выкуп;

♦ прекращалась раздача казенных крестьян в частные руки;

♦ осуществлялась аграрная реформа в Латвии и Эстонии, предусматривающая отмену крепостного права для крестьян, но без наделения их землей;

♦ разрешалась покупка земли купцам, мещанам и казенным крестьянам (помещичьи крестьяне получили это право только в 1848г.).

В 1802–1812 гг. была проведена реформа высших органов управления. Первоначально были созданы 8 министерств, взамен петровских коллегий, затем их число увеличилось до 12.

В 1809г. под руководством М. Сперанского был разработан новый проект российских законов, известный под названием «Введение к уложению государственных законов». Его основной целью было упорядочить устаревшее и хаотичное законодательство Российской империи и приблизить правовые нормы к требованиям развивающихся рыночных отношений с учетом европейских перемен того времени. Самым большим достоинством этого проекта было то, что он разработал стройную систему центральных и местных учреждений по принципу разделения всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. В 1810–1812 гг. Сперанским было подготовлено несколько финансовых мероприятий, разработанных в «Плане финансов 1810г.» Среди них наиболее значимым стало введение в стране новых размеров прямых налогов: подушная подать с крестьян и мещан увеличивалась с рубля до двух рублей, был также введен налог на дворянские имения, на земли помещиков. Недовольство привилегированных слоев российского общества привело к отставке реформатора.

В начале 1820г. Александр I переходит к ужесточению внутренней политики, получившей название аракчеевщины по имени военного министра. Это объяснялось двумя причинами. Во-первых, финансовыми проблемами государства. Для снижения расходов на армию начали создаваться военные поселения, представлявшие собой особые формы соединения ратного и сельского труда и просуществовавшие до 1830г. Во-вторых, борьбой с распространением в обществе радикальных политических идей после победы России над бонапартистской Францией. Кульминацией такого развития событий стала расправа над декабристами. Вступление на престол Николая I (1825–1855 гг.), связанное с восстанием декабристов, способствовало сохранению и продолжению этого курса.

Господство административных методов управления проявилось и в регламентации предпринимательской деятельности. В соответствии с манифестом от 1 января 1807г. «О даровании купечеству новых выгод, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» в стране установилось два рода купеческих товариществ (торговых домов).

                  Полное товарищество: солидарная ответственность по делам предприятия всем своим имуществом; привлечение только родственников и близких знакомых; возможность участия только в деятельности одного предприятия.

                  Товарищество на вере: ответственность только в сумме взносов; возможность привлечения вкладчиков со стороны; возможность вкладчиков участвовать в деятельности нескольких подобных обществ.

В это же время начинают создаваться первые акционерные общества (товарищества по участкам), но большого развития до 1830г. они не получили. Это определялось многими факторами, в том числе и сложившейся в условиях абсолютизма разрешительной системой предпринимательства. Так, для образования новых акционерных обществ было необходимо, чтобы их уставы утверждались министерством по ходатайству учредителей. При этом решение о создании должно было получить одобрение Комитета министров. Наконец, разрешение на учреждение компании давалось правительством, утверждалось императором и затем объявлялось Указом Сената. В этот период времени начинает складываться особое акционерное законодательство, имевшее сепаратный (ограничительный) характер и содержавшее в самом общем виде принцип ограниченной ответственности акционеров. Для стимулирования акционерной деятельности предпринимаются попытки активизации работы бирж.

Регламентация коснулась не только производственной, но и торговой деятельности. Это отразилось, прежде всего, на процессе перехода крестьян в купеческое сословие. Наиболее полно условия, при которых крестьянин-предприниматель мог записаться в купеческую гильдию, были сформулированы в указах от 20 и 24 октября 1804г. К этим условиям относилось:

♦ необходимость доказательства того, что крестьянин фактически издавна ведет купеческий промысел;

♦ наличие письменного удостоверения общины, из которой вышел крестьянин, об отсутствии у данного человека недоимок и долгов и подтверждения того, что его земля не будет пустовать;

♦ обязательство городского общества, принимающего крестьянина, заплатить за него до новой ревизии все по крестьянской подати;

♦ требование уплаты причитающихся налогов и сборов за три года по обоим сословиям;

♦ доказательство того, что крестьянин – «отпущенный помещиком на волю люди».

Вместе с тем заметно расширялись сферы крестьянской торговли. Указом 9 апреля 1804г. крестьяне получили право на собственную мелочную торговлю, хотя и в ограниченной номенклатуре товаров, а указ от 23 февраля 1806г. разрешил крестьянам ранее запрещенную оптовую торговлю, а также широкую торговлю импортными товарами. Согласно же «Дополнительным правилам», опубликованным 29 декабря 1812г., разрешалась самостоятельная, без доверенности от купца, предпринимательская деятельность крестьянина. Занятие ею требовало платежей по четырем видам торговых свидетельств от 40 до 2500 руб. Но, несмотря на значительно расширившийся допуск к деловым операциям, крестьяне были лишены равных прав с гильдейским купечеством.

Противоречивость правового положения побуждала крестьян-предпринимателей к поиску собственных, неформальных способов защиты деловых интересов. В этом отношении чрезвычайно любопытным явлением были старообрядческие объединения (общины), взявшие на себя организацию и представительство этих интересов к концу XVIII века. Существующие своеобразные правила исключили принцип индивидуального или семейного наследования, единственным полноправным наследником своих членов была община. Это позволяло выделять представителям общины беспроцентные, а часто и безвозвратные ссуды. Таково, например, было происхождение капиталов богатейших купеческих семей Гучковых,  Морозовых, Ковылиных и т. д.

Строгая регламентация существовала и в кредитно-денежной сфере, т. к. в правительстве господствовало мнение, что в России, характеризующейся крайней скудностью своих денежных ресурсов, основным источников банковских капиталов могут быть только государственные вклады. Однако практика банковского дела доказала ошибочность этих выводов. Уже в начале XIX в. в Петербурге появляется ряд частных банков, самым известным из которых стал банкирский дом Штиглицов. Усиливающаяся потребность в кредите вызвала появление и помещичьих банков для крепостных крестьян. Эти банки были предназначены для выдачи ссуд крепостным для осуществления необходимой сельскохозяйственной работы, а также обзаведения хозяйством. На приращение средств «кассы» обращались, помимо прочего, штрафы с крестьян.

Таким образом, хотя в экономическом развитии России в конце XVIII-первой трети XIX в. наметились серьезные перемены, однако процесс первоначального накопления капитала по-прежнему протекал в условиях сохранения крепостного права, а значит, господствующими были феодальные методы.

XIX в. был для России временем хотя и медленного, но неуклонного подъема. Усилилась европеизация России, и страна стала важной частью мирового сообщества — как в плане политическом, так и экономическом. Значительными были сдвиги в жизни самого российского общества — страна, почти половина населения, которая была в рабском состоянии в начале этого периода, стала свободной. Однако новые прогрессивные тенденции часто не вытесняли старые, тормозившие развитие страны, а лишь накладывались на них, создавая причудливые сочетания — российскую специфику.

Достижения научно-технического прогресса медленно внедрялись в российскую жизнь, что являлось неизбежным следствием низкого уровня образования. Неудивительно поэтому, что и российская наука развивалась медленнее, чем в передовых странах мира, однако по сравнению с уровнем отечественной науки предыдущего периода рост был ощутимым, например, достижением мирового уровня стало создание Д. И. Менделеевым в 1869г. Периодической таблицы химических элементов.

В течение всего XIX в. сельское хозяйство оставалось ведущей отраслью хозяйства России: в начале века в нем была занята подавляющая часть жителей страны — 94% и в конце века — 87%. Уровень развития сельского хозяйства определял, таким образом, благосостояние почти всех россиян.

Важнейшими категориями крестьянства в первой половине XIX в. были крестьяне помещичьи, государственные и удельные.

Удельные крестьяне принадлежали членам царской семьи. Подавляющее их большинство находилось на оброке, который в 1830г. был заменен поземельным сбором. Кроме того, они платили подушную подать.

Государственные крестьяне были феодально-зависимыми от государства. Большинство государственных крестьян было на оброке, они также платили подушную подать. Для улучшения положения государственных крестьян в 1837 —1841 гг. под руководством министра государственных имуществ - графа П.Д. Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами. Были несколько расширены крестьянские наделы, крестьянам были разрешены аренда государственных земель, кредиты в банке. Были разработаны условия переселения, для желающих осваивать новые земли — прежде всего южные и восточные окраины империи, созданы система крестьянского самоуправления, сеть школ и медицинских пунктов. Крестьян стали учить лучшим приемам ведения сельского хозяйства, информировали о новых улучшенных породах скота и растениях.

Государственные крестьяне более активно, чем раньше, стали покупать землю (хотя они имели это право наряду с купцами и мещанами с 1801г.), и накануне 1861г. в России было 300 тыс. крестьян—частных земельных собственников. В целом положение государственных крестьян было более благополучно, чем помещичьих.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономики"