Критерии экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:06, реферат

Описание

Цель работы – изучить критерии экономической политики в современных условиях хозяйствования.
Задачи работы:
рассмотреть формирование и исполнители экономической политики;
обозначить систему целей макроэкономического регулирования;
определить инструменты экономической политики государства.

Содержание

Введение 3
1. Формирование и исполнители экономической политики 6
2. Система целей макроэкономического регулирования 15
3. Инструменты экономической политики государства 25
Заключение 35
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Экономич. политика - 2006 (Мед.инст).doc

— 393.00 Кб (Скачать документ)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ  РАЗВИТИЮ

 

Кафедра экономической  теории и социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы  экономических знаний»

КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ

 

 

выполнила Николашина Л.Н. гр. 833

проверила: Кашапова С.А.

 

 

Казань 2006

 

Содержание


 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы состоит  в том, что в развитии рыночной экономики следует вычленить  несколько важных закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаимодействие вступает все большее число экономических аспектов, явлений, обстоятельств. Порой это связано с немалыми издержками. Однако доминирующий итог - рост результативности рыночного механизма. Такой процесс затрагивает все исторические этапы его формирования и развития: от периода зарождения простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм.

Результатом взаимодействия обстоятельств явился подъем рыночной системы на совершенно новый качественный уровень. Речь идет о таких явлениях, как промышленный переворот конца XVIII - начала XIX в. и начало бурной экспансии рынка в этот же период.

Действительно, на данном этапе в истории человечества произошло глубинное изменение характера социально-экономического развития. Основой для резкого взлета рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров. Это было обусловлено переходом на крупное машинное производство. Увеличение серийности выпуска позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Удешевление продукции и повышение доходов (вследствие роста численности вовлекаемого в промышленное производство населения) привели к резкому расширению рыночного оборота.

Но технический подъем произошел не случайно. Объяснять его лишь процессом накопления знаний у человечества недостаточно. Научно-технические открытия в значительной мере всегда обусловлены быстро меняющейся экономической обстановкой. В период наращивания товарных сделок быстро повышается конкуренция, соперничество между производителями. Дополнительным фактором, усложняющим экономический процесс, стал прирост населения на сравнительно ограниченной и плотно заселенной территории Европы в XVIII-XIX вв. Экономическое пространство уплотнилось. Соперничество, стремление к более быстрому достижению лучших экономических результатов, сохранению своей производственной ниши подталкивали многих представителей делового мира к активному поиску новых технических и технологических решений.

Экономические процессы XVIII-XIX вв. создали качественно новую основу для другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства. Задача последнего была в том, чтобы помогать рыночному механизму методом обеспечения его инфраструктурной сферой (системой правовых норм, условиями внешней и внутренней безопасности, устойчивой национальной валютой, системой общественных благ). Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации.

Эффект от найденных  сочетаний социально-экономических процессов (рынок - промышленная революция, рынок - государство) оказался столь высоким, что в первой половине XX в. динамизм экономики стал чрезмерным. В то же время у хозяйственной системы еще не сложился механизм, который в процессе экспансии мог бы предупреждать о границах, пределах, необходимых для соблюдения общеэкономического равновесия. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. стал поэтому для всей рыночной системы решающим уроком.

Экономическая политика государства в первую очередь  основывается на экономическом базисе или экономической надстройки. В настоящее время экономическая роль государства велика, особенно в системе свободной конкуренции.

Цель работы – изучить  критерии экономической политики в  современных условиях хозяйствования.

Задачи работы:

    • рассмотреть формирование и исполнители экономической политики;
    • обозначить систему целей макроэкономического регулирования;
    • определить инструменты экономической политики государства.

 

 

1.  Формирование  и исполнители экономической политики

Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны еще в конце XIX в. Пример тому - Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По указанию О. Бисмарка было принято социальное законодательство, на основе которого возникла новая (ставшая затем «классической») сфера - социальное страхование. В 1883 г. в частности, законом было введено страхование по болезни, затем (1884 г.) -по несчастным случаям и, наконец, в 1889 г. - по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обслуживанию. Первые ростки экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В ее рамках как относительно самостоятельные направления практиковались: таможенная, аграрная, промышленная и социальная формы политики. В начале же XX в. на смену такому дисперсному подходу пришел вариант комплексный. Экономическая политика приобрела более взаимосвязанный, общеэкономический характер. Серьезной причиной формирования общеэкономической политики были две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Однако наибольшее воздействие оказал мировой экономический кризис 30-х годов, который окончательно рассеял доверие к саморегулирующим силам рыночной экономики. Вмешательство государства стало носить не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позже - межстрановый, международный характер.

В экономической литературе существуют различные подходы к характеристике понятия «экономическая политика». Приведем вариант определения (достаточно распространенный в мировой экономической литературе), данный известным ученым ФРГ X. Гиршем. Согласно ему, экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание. Говоря о содержании экономической политики, надо учитывать несколько принципиальных положений:1

1.  Экономическая политика  испытывает на себе влияние  двух аспектов: изменения хозяйственной  ситуации, с одной стороны, и перемены экономического мышления, с другой. Оба момента взаимосвязаны, но в то же время они обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку другими становятся представления о ценностях. В связи с этим, даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций.

2. Сложившаяся практика  показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда решения принимаются правительством с ориентацией на имеющиеся в данной стране реалии - политический расклад сил и уровень развития страны (производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления).

3. Экономическая политика  является решающим средством поддержки политического курса страны.

В системе государственных  мер регулирования можно обозначить различные стороны, например практическую и научную. Практический аспект представляет собой совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. В рамках же экономической теории постепенно сложился самостоятельный раздел, посвященный роли государства и его взаимодействию с другими субъектами экономики.

Задача научного подхода - систематическое и объективное  исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. Научный подход включает, например, разработку моделей и прогнозов. Важным научным аспектом экономической политики является также формирование экономического мышления в стране, в частности понимания того, что задача государства — лишь создание «рамочных условий», в пределах которых хозяйственные субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные решения.

В экономической политике можно выделить также общеэкономическую и прикладную формы данных мер. Общеэкономический подход к регулированию (поддержание макроэкономического равновесия) закладывает исходные основы для прикладных направлений. К последним относится, например, регулирование конкретных вопросов по оплате труда государственных служащих, строительству школ, вузов и т.д.

При использовании институционального и отраслевого критериев классификации принято выделять такие направления, как аграрное, промышленное, внешнеэкономическое, транспортное и социальное. Опираясь на функционально ориентированный подход, можно обозначить конъюнктурное, структурное, ценовое, валютное, кредитое и финансовое направления экономической политики.

В отечественной экономической  литературе под понятием «субъекта экономической политики» обычно понимается само государство. Такой подход является упрощенным. Субъектов экономической политики несколько. К ним относятся: государство, включаемые в его состав региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы, объединения, иначе говоря, общество в целом.

В характере образа действий данных субъектов, в их функциональных задачах проявляется различие. Государство наделено экономической и политической властью. Союзы, объединения могут опираться лишь на свою экономическую силу. Законодательной власти у них нет.

Рассмотрим государство как субъект.

Функция государства  как ведущего субъекта экономической  политики заключается в том, чтобы  оно - на основании своей власти - могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей.

Поскольку государство  имеет определенную институциональную структуру, между отдельными его звеньями существует своего рода «разделение труда» по выполнению более конкретных функций. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений экономической политики. Отвечает за ее проведение исполнительная власть - правительство. Оно, в свою очередь, передает права (и задания) по реализации политики конкретным институциональным органам.

Характер разделения функций зависит от типа организационно-политического построения самого государства. Оно, как известно, может иметь федеральную и централизованную структуру. В случае наличия федерации принято различать три вида субъектов экономической политики: федеральный, региональный и местный.

В условиях западной правовой системы существуют еще некоторые, близкие к государству структуры, которые также являются субъектами экономической политики. К ним относятся институты, имеющие так называемой «общественно-правовой статус». Самостоятельными учреждениями (как частные фирмы) они не являются и не входят составной частью в государственный управленческий аппарат. Им передаются определенные задачи управления, изъятие из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в ФРГ относятся региональные управления по страхованию, Фонд выравнивания бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии такими ведомствами является агентство по поддержке общественного транспорта, учреждения по противопожарной безопасности.2

Подобные институциональные  организации занимают среднее, промежуточное положение в экономике (между государством и частным сектором). Они созданы в связи с тем, что частная экономика настроена обычно против чрезмерно прямой и активной регулирующей роли государства. Данная форма -компромиссный организационный вариант. В практике регулирования он играет относительно скромную роль.

В условиях России институтов такого правового уровня пока не существует. Возможно, на более высоком, отработанном этапе рыночного регулирования  отечественная система придет к  данному варианту структуры.

Среди субъектов экономической политики имеются также институты, имеющие надгосударственный характер. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики. Наиболее яркий ее пример - деятельность Европейского сообщества.

К негосударственным  субъектам экономической политики относятся различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп. Это прежде всего профсоюзы, союзы предпринимателей, картели, кооперативы. В части проведения в жизнь социальных аспектов экономической политики определенную (правда, достаточно скромную) роль играют также религиозные и культурные организации. Таким образом, функция негосударственных субъектов заключается в создании группового выражения интересов и закрепления его в рамках экрномической политики.

Роль союзов предпринимателей в реализации экономической политики почти столь же велика, как и государственного звена. Основа этой роли - возможность реализации группового давления, нажима. Безусловно, направленность интересов частных групп может явно не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. Не случайно поэтому между союзами и государством нередко возникает открытая борьба за проявление своих возможностей власти.

В этой борьбе государство  не всегда находится в привиле-' тированном положении. Союзы предпринимателей (частично профсоюзы) имеют определенные преимущества благодаря своим умелым действиям в области рекламы, общественных связей. Они оказывают влияние на систему выборов. Порой прямо влияют на членов парламента, а иногда сами стремятся к представительству в этом органе государственной власти. Тем самым создается возможность воздействия на ход экономической политики «изнутри». В рамках парламента деловые союзы стремятся обычно афишировать свои подходы в качестве высшей формы проявления интересов всего народного хозяйства. Это не что иное, как политический метод реализации частных экономических планов. Принято поэтому считать, что государству нужно постоянно учитывать всю совокупность групповых интересов, имеющихся в обществе.

Информация о работе Критерии экономической политики