Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:06, реферат
Цель работы – изучить критерии экономической политики в современных условиях хозяйствования.
Задачи работы:
рассмотреть формирование и исполнители экономической политики;
обозначить систему целей макроэкономического регулирования;
определить инструменты экономической политики государства.
Введение 3
1. Формирование и исполнители экономической политики 6
2. Система целей макроэкономического регулирования 15
3. Инструменты экономической политики государства 25
Заключение 35
Список литературы 37
Другая особенность
современной антимонопольной
Борьба с монополистическими тенденциями для переходной экономики России является одной из насущных потребностей. Есть несколько факторов, которые предопределяют сложность такой задачи. Прежде всего сказывается то обстоятельство, что российская экономика, в значительной степени ориентировавшаяся прежде на цели ВПК, была по своей природе изначально чрезмерно централизованна. Представители управляющих структур, руководители предприятий, само население - все привыкли к традиционно завышенной степени монополизации. Кроме того, в стране до сих пор не сложилось еще должного понимания важности и ценности такого явления, как конкуренция. Идея о том, что результативность работы всей экономики в значительной степени зависит от разумно сформированного соотношения разномасштабных производств, до сих пор, к сожалению, не нашла должного понимания в стране. Именно этим можно объяснить тот факт, что действенность осуществляемых российским государством мер по антимонополистическому регулированию пока остается далекой от совершенства.
Формулировка основной
цели экономической политики (рост
благосостояния) и указание на группу
главных целей не дает точных и
однозначных экономических
Практика экономической политики в странах с развитой рыночной экономикой выработала стандартную группу показателей, совокупность которых достаточно реально выражает итоговую цель регулирования. Безусловно, в отдельных странах или в определенные отрезки времени состав такой совокупности может несколько изменяться - по количеству намечаемых целей, по иерархической их расстановке. Однако в принципе он имеет устойчивое ядро.
В экономической литературе отмечают обычно четыре прикладные задачи (своего рода конкретно-целевую группу):10
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
- внешнеэкономическое равновесие.
В сложившейся системе экономических взглядов в западных странах цель экономического роста считается обычно ведущей конкретной целью. Ее реализация планируется в рамках абсолютного и относительного возрастания ВНП.
Среди экономистов имеются значительные расхождения по вопросу о целесообразном уровне экономического роста и методах его обеспечения. На страницах печати выступают как сторонники активного экономического роста, так и приверженцы спокойного устойчивого равновесного состояния. Не случайно поэтому использование многих уточняющих определений категории роста: «равновесный», «соразмерный», «постоянный», «оптимальный», «максимальный». Существует даже подход, согласно которому рост рекомендуется делать «нулевым » - ради сохранения окружающей среды и более длительной возможности использования сырьевых природных резервов. Однако в четкой количественной оценке такой вариант является сложно определяемым.
В целом наибольшая важность показателя экономического роста в том, что он может отражать рост реального ВНП и прогресс в области производительности труда. Его же слабость в следующем: он не показывает социальное неравенство в распределении продукта и негативные последствия экономической динамики для природной среды.
Совместимой с целью экономического роста является другая цель - обеспечение полной занятости. Она предполагает достижение максимально возможного в долгосрочном плане стабильного использования трудоспособного населения. В более конкретном аспекте это предполагает борьбу с безработицей, создание новых рабочих мест. Данные меры в развитых странах принято называть «политикой по обеспечению занятости».
Полная занятость обеспечивает оптимальный экономический рост, поскольку именно на основе полного использования находящегося в распоряжении производственного потенциала можно достичь максимально возможного увеличения масштабов производства. Однако, как бы ни был важен экономический рост, надо исходить из реалий: избавиться полностью от определенных форм безработицы (фрикционной, сезонной) общество не в состоянии. Определенная доля лиц, не имеющих работу, всегда существует в рыночной экономике. Принято считать, что состояние полной занятости достигается уже тогда, когда степень безработицы (отношение численности не имеющих работы к численности трудоспособного населения) составляет от 1,5% до 4%. Совершенно очевидно, что превышение данной нормы является опасным социальным моментом. Конкретный допустимый уровень в немалой степени зависит от социально-политической обстановки в той или иной стране.
Цель стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты считается достигнутой в том случае, если норма инфляции составляет 1-2% в год. Такой уровень получил в западной печати образное обозначение - «ползучая инфляция». Полностью застывший уровень цен экономика обеспечить не может: постоянно меняются объемы спроса, предложения, соотношение между ними. Масса факторов воздействует также на уровень издержек при производстве товаров и услуг. Наиболее активное влияние среди них имеет фактор НТП.
Уровень роста цен, превышающий указанную норму, ведет к потере устойчивости национальной валюты. Это, в конечном счете, ставит под вопрос и существование всей системы рынка. Устойчивый процесс денежного обращения играет роль кровеносной системы для экономики. Поэтому данная конкретная цель экономической политики является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Выполнение трех перечисленных выше целей обеспечивает достижение в рамках национальной экономики макроэкономического равновесия. Однако прослеживается закономерность: чем более высоким уровнем развития обладает экономика страны, тем более открытой она становится к внешней сфере (безусловно, на эту зависимость влияют и дополнительные факторы).
При активной экспансии
во внешнюю сферу положение
Задача данной целевой установки, как отмечается в западной экономической литературе, - снять преграды, стоящие на пути свободного межстранового, встречного перемещения потоков-товаров и услуг, с одной стороны, и денег, капитала, с другой. Свобода международной торговли, движения факторов производства - естественное условие для успешного существования и роста рыночных структур. Однако каждая страна должна при этом стремиться к определенному равновесию в своей зарубежной экспансии. Если в живом мире в процессе пространственной экспансии большую роль играет соперничество отдельных видов, то и рыночная система, сделав себя (в целях экспансии) открытой, должна быть готовой выдерживать конкуренцию и не давать оттеснить себя на периферию мирового рынка. Задача экономической политики при этом - подстраховка национальной экономики в международном экономическом соперничестве.
Многие экономисты в пределах указанной конкретно-целевой группы называют также справедливое распределение доходов. Этот ориентир имеет не только экономическое, но и социально-политическое значение. Сложность постановки и реализации данной задачи состоит в том, что у многих политиков и экономистов проявляются немалые различия в ее понимании. Поэтому обозначение конкретного уровня такой цели достаточно проблематично.
В последнее время все активнее подчеркивается необходимость сосредоточить внимание разработчиков экономической политики на проблеме защиты природного комплекса. Ряд авторов убежден в необходимости считать эту цель составным элементом конкретно-целевой группы.11
Итак, экономическая политика содержит обилие целей, между которыми существует иерархическая соподчиненность. В современной теории эту систему целей принято обозначать также понятием «пирамида целей».
Приведем ее графическое изображение (рис. 2).
Применительно к условиям России, последовательность выполнения целей указанной группы может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран.
К тому же и в составе целей может быть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений, трудностями переходного этапа.
В настоящее время наиболее сложная ситуация, как видит ее правительство, связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Идущая вплотную вслед за этим цель - создание стимулов для начала экономического оживления - предполагает предварительное оживление инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не столь опасна, поэтому она еще не выдвигается на первый план в иерархии целей. Относительно спокойное состояние с проблемой внешне-экономического равновесия не побуждает правительство активизировать меры в этой сфере. Из-за нехватки финансовых ресурсов цель по охране природного комплекса пока отодвинута на дальний план.
Реализация экономической
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.
В качестве примера назовем
налоговое законодательство, юридические
правила в области
Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.
Преимущества данных методов воздействия на экономику заключаются в том, что они не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком же является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятием экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах.
Обратимся теперь к еще одной, весьма важной
классификации рассмотренных методов.
Критерий подхода - организационно-
Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом - в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция - обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.
Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.
Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в сфере охраны . окружающей среды, а также в области социальной защиты слабо обеспеченных слоев населения.
Рис. 3. Система инструментов экономической политики
В российской экономике по отношению к административным методам прослеживается две тенденции:13
- в результате обострившегося политического противостояния властных структур эффективность административных мер существенно сократилась;
- наследство эпохи командной экономики привело к известной оскомине по отношению к административным рычагам. Поворот экономики к рыночной системе породил естественное стремление отречься от них. В результате срабатывания эффекта маятника отход получился чрезмерно сильным.
К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики. К числу экономических мер относят:
- финансовую (бюджетную, фискальную) политику;
- денежно-кредитную (монетарную) политику;
- программирование;