Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Проблема правового регулирования лизинговых отношений сегодня имеет немаловажное значение. Это связано, прежде всего, с тем, что они играют существенную роль в развитии экономики нашей страны. В сложившейся ситуации, когда большая часть российских предприятий испытывает недостаток средств, при этом самой затратной частью для них остаётся содержание парка оборудования, самым оптимальным выходом является приобретение оборудования в лизинг. Стоит отметить, что экономия средств предприятия при заключении договора лизинга по сравнению с получением кредита на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования.
Проблема правового регулирования лизинговых отношений сегодня имеет немаловажное значение. Это связано, прежде всего, с тем, что они играют существенную роль в развитии экономики нашей страны. В сложившейся ситуации, когда большая часть российских предприятий испытывает недостаток средств, при этом самой затратной частью для них остаётся содержание парка оборудования, самым оптимальным выходом является приобретение оборудования в лизинг. Стоит отметить, что экономия средств предприятия при заключении договора лизинга по сравнению с получением кредита на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования.[1]
Уровень правового регулирования лизинговых отношений в нашей стране ещё невысок. Это связано, прежде всего, с тем, что они относительно недавно вошли в нашу жизнь.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы определить наиболее правильную, на наш взгляд, позицию относительно объекта исследования – лизинговых отношений, и его предмета - договора лизинга из множетсва тех, которые описаны в юридической литературе, и закреплены законом, и раскрыть сущность договора лизинга. Именно правильное определение правовой природы последнего является основным в выборе наиболее эффективного правового регулирования лизинга, что в настоящее время и в данной ситуации имеет первостепенное значение в развитии лизинговых отношений в РФ.
В достижение данной цели мы будем решать следующие задачи:
во-первых, изучить законодательства РФ, регулирующего объект нашего исследования – лизинговые отношения, в развитии;
во-вторых, определить понятия лизинга и его договоров, выявить различие в этих понятиях;
в-третьих, изучить разнообразие лизинговых отношений, которое, в свою очередь, рождает и разнообразие договоров лизинга;
в-четвёртых, выделить особенности договора лизинга как такового, раскрыть его содержание;
в-пятых, указать на некоторые наиболее существенные особенности договоров, формирующих лизинговые правоотношения.
Для проведения данного исследования были использованы такие нормативно-правовые акты, как: Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 года, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. 29.10.1998 г., 19.01.2002 г., 22.08.2004 г.) и другие. Среди специальных источников следует отметить работы Брагинского М.В., Витрянского В.В., Кабатовой Е.В., Суханова Е., Газмана В.Д., Калачевой С.А., Прилуцкого Л.П., Ищенко Е., Чекмарёвой Е.Н., Харитоновой Ю.С., представляющие значительный теоретический и практический интерес. Кроме того, в работе были использованы комментарии к закону о лизинге, опубликованные в сети «Интернет».
Организационно-правовые основы широкомасштабного использования лизинга в России были определены Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 года № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». И хотя он не содержал норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а, по мнению авторов М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, допускал «ошибки в определении параметров будущего правового регулирования лизинговых отношений», в частности, используя «чисто экономический подход», а также необдуманно включив в круг объектов правоотношений имущественные права[2], тем не менее, это был первый нормативный правовой акт, посвященный правовому регулированию лизинговых правоотношений. Он установил приоритеты развития лизинга в России и в течение ряда лет определял политику государства в этой области. К моменту принятия Указа в ряде отраслей народного хозяйства лизинговая деятельность уже набирала темпы. В развитие его положений в последующие годы был принят ряд основополагающих нормативных правовых актов, позволивших перевести лизинг на законодательную основу. В число главных актов этого направления, не потерявших свое значение в определенной мере и в настоящее время, явилось постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», с дополнениями от 23.04.1996 г., утвердившее Временное положение о лизинге. В этом нормативном документе была сформулирована программа действий правительства и федеральных органов по формированию правового и экономического обеспечения лизингового бизнеса. Утверждённое им Временное положение о лизинге определило основные понятия, характеризующие лизинговую деятельность: само определение лизинга, субъекты и объекты лизинговой сделки; а также, в частности, основные признаки договора лизинга в форме чётких требований. Согласно Временному положению лизинг – это вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлечённых финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество и предоставить это имущество арендатору за плату во временное пользование для предпринимательских целей»[3]. В целом, за исключением некоторых противоречий, в частности, «привязанности к нормативному сроку службы»[4], Временное положение придерживалось основных принципов главного международного нормативного акта в области лизинга – Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге, подписанной 28 мая 1988 года. Данное определение подверглось изменению со вступлением в силу новых нормативных актов.
Помимо указанного Постановления и Временного положения важную роль в регулировании лизинговых договорных отношений сыграли следующие нормативно-правовые акты:
- Приказ Министерства финансов РФ от 25 сентября 1995 г. № 105 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций»;
- Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»;
- Примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией. Утв. Минэкономики 29.12.1995 г.
Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала вторая часть Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1 марта 1996 года. Договор лизинга в Гражданском кодексе РФ является видом договора аренды, особенностям его правового регулирования посвящен § 6 главы 34. Гражданский кодекс впервые применил термин “финансовая аренда”, до этого в нормативных актах и на практике встречалось только понятие “лизинг”. Некоторые авторы указывают на то, что статья 665 Гражданского кодекса РФ закрепляет разовый характер сделки, вытекающий из того, что для каждой сделки лизингодатель должен покупать имущество вновь, что, по их мнению, исключает из сферы регулирования параграфа 6 главы 34 Гражданского кодекса РФ такие важные, выработанные многолетней практикой, виды лизинга как оперативный, револьверный и другие.[5]
В связи с этим неоднократно отмечалась необходимость принятия специализированного закона о лизинге. Процесс принятия закона происходил в тяжёлой борьбе различных политических и финансовых сил. Не избежал закон “О лизинге” и вето Президента РФ.[6]
Определяющим этапом в регулировании лизинговых отношений в РФ стало принятие 8 февраля 1998 года Закона N 16-ФЗ «О присоединении к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», в соответствии с которым и ст. 7 Гражданского Кодекса РФ ее нормы получили большую юридическую силу по сравнению с внутренним законодательством Российской Федерации. Основная цель Конвенции – унификация правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением сделок международного финансового лизинга. Она не затрагивает узких финансовых и иных сугубо практических аспектов лизинговых сделок. Она скорее представляет собой их общетеоретическую базу.[7]
Россия присоединилась к Конвенции с заявлением о том, что вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства (Федеральный закон “О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге” от 08.02.1998 г. № 16-ФЗ). Право на такого рода заявление предусмотрено ст. 20 Конвенции. П. 2 ст. 8 Конвенции определяет, что арендодатель гарантирует, что спокойное владение арендатора не будет нарушено лицом, имеющим преимущественный титул или право или заявляющим о преимущественном титуле или праве и действующим по уполномочию суда, если только такой титул, право или претензия не являются результатом действия или упущения арендатора. При этом стороны не могут отсупать от положений данного пункта или вносить изменения в их последствия постольку, поскольку преимущественный титул, право или претензия являются результатом умышленного действия, грубой небрежности или упущеня арендодателя. Необходимость заявления РФ вызвана тем, в России несколько по-иному и, в целом, строже, регулируется ответственность лизингодателя в отношении сохранности оборудования, в отношении ответственности перед третьими сторонами за смерть, причинение телесных повреждений или ущерба собственности, причиненных оборудованием, при наличии умысла или неосторожности лизингодателя. Имеются в виду прежде всего статьи 401 и 461 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания ответственности за нарушение обязательств. Сделанным заявлением ограждаются интересы отечественных лизингополучателей, особенно если учесть значительные суммы возможных исков.[8]
Определяющим правовым актом для регулирования лизинговых отношений в РФ стал Федеральный Закон РФ «О лизинге», вступивший в силу 29 октября 1998 года, который придал лизингу статус самостоятельного вида инвестиционной деятельности, что существенно расширило возможности развития лизинговых схем и механизмов финансирования капитальных вложений. После принятия этого Закона Указ Президента РФ 1994 г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» был признан утратившим силу.
Закон «О лизинге» сыграл позитивную роль в становлении лизинга и дал толчок активному распространению лизинговых отношений на территории Российской Федерации. Он объединил и развил нормы, регулирующие гражданско-правовые аспекты лизинговой деятельности, содержащиеся в Гражданском кодексе, Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге, нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, а также в нормативных актах министерств и ведомств. Принятие Федерального закона позволило устранить разноуровневый характер российского законодательства по лизингу и определить лизинг как вид инвестиционной деятельности. Однако, несмотря на длительность разработки законопроекта (четыре года), принятый Федеральный закон «О лизинге» еще в период его подготовки вызывал многочисленные замечания и нарекания, которые в большей степени так и не были учтены при его доработке. По словам заместителя Председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы, депутата А.Г.Аксакова, "старый закон изобиловал внутренними противоречиями и не стыковался с другими нормативно-правовыми актами, и, в первую очередь, с Гражданским Кодексом РФ и конвенцией УНИДРУА "О международном финансовом лизинге". Так, статья 2 Федерального закона «О лизинге» в первой редакции определяет основные понятия, используемые в данном Законе, и на первом месте стоит определение лизинга, которое дано следующим образом: «лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором с правом выкупа имущества лизингополучателем». Однако статья 665 ГК РФ гласит: «По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей». Таким образом, понятия не совпадают, хотя в статье 3, тем не менее упоминается о необходимости использования предмета лизинга для предпринимательской деятельности.
К тому же, Федеральный закон “О лизинге” содержал противоречивые правила использования предмета лизинга в качестве залога: лизингополучатель мог передать в залог предмет лизинга только с разрешения лизингодателя в письменной форме. Право лизингополучателя передавать предмет лизинга в залог противоречило п.1 ст. 335 Гражданского кодекса Российской Федерации, где сказано, что залогодатель может передать в залог имущество, принадлежащее ему на основе права собственности или права хозяйственного ведения. Лизингополучатель же не обладает ни тем, ни другим.[9]
В целом, по мнению вышеупомянутых авторов работы «Договорное право» Брагинского М.И. и Витрянского В.В., «В результате внимательного изучения текста Федерального закона «О лизинге» складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе его принятия исходили из того, что в российском и международном частном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга.» «Только этим можно объяснить, - пишут авторы, - наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не только нормам ГК, но и Конвенции о международном финансовом лизинге»[10].
По мере совершенствования Федерального закона « О лизинге» были приняты и другие нормативно-правовые акты, регулирующие лизинговую деятельность в РФ. Так 8 августа 2001 г. был принят Федеральный закон РФ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу 10.02.2002 г. Данный Закон признал утратившим силу Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 158-ФЗ (ст. 19 Закона), в соответствии с которым деятельность по финансовой аренде (лизингу) подлежала лицензированию. Федеральный закон РФ № 128-ФЗ не предусматривает лицензирование лизинговой деятельности, также как и ФЗ «О лизинге» в последней редакции. Таким образом, начиная с 10.02.2002 г. организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять лизинговую деятельность без получения каких-либо разрешений (лицензий), связанных с этим видом деятельности. Кроме того, с 1 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Данный закон имеет непосредственное отношение к осуществлению лизинговой деятельности, поскольку лизинговые сделки на сумму равную или превышающую 600000 рублей подлежат обязательному контролю. В связи с этим лизинговые компании обязаны предоставлять сведения по указанным сделкам в соответствующий уполномоченный орган - Комитет РФ по финансовому мониторингу.
Надо отметить, что работа по совершенствованию Федерального закона "О лизинге" велась на протяжении нескольких лет. Как юристы, так и представители лизингового сектора считали, что закон требует серьёзной доработки, однако по поводу того, какими именно должны быть поправки в закон, долгое время велись жаркие дискуссии.