Макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели (сравнительный анализ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
 Объяснить и дать определение понятию макроэкономического равновесия;
 Рассмотреть классическую и кейнсианскую модели макроэкономического равновесия, их характерные черты, особенности, отличия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Макроэкономическое равновесие, его понятие, сущность, условия, факторы.
Глава 2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия, их характерные черты, особенности, отличия.
Глава 3. Возможности рационального сочетания элементов моделей макроэкономического равновесия в переходной экономике Республики Беларусь.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Макроэк-ое равновесие.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

    Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).

    Теперь  перейдем непосредственно к понятию  совокупного спроса. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

    Покупателями  на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйтсва, фирмы, государство  и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого  из них.

    Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке  благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выде-ляют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

  • доход от участия в производстве,
  • налоги и трансфертные платежи,
  • размер имущества,
  • доход с имущества,
  • степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,
  • численность населения.

    Два первых фактора объединяются в понятие  «располагаемый доход». Два последних  в коротком периоде являются экзогенными  параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».

Совокупное  предложение

    Предложение на товарном рынке отражает зависимость  между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»

    Допустим, что рынок характеризуется неизменностью  всех факторов, кроме цены. Тогда, как  свидетельствует опыт, рост цен будет  вызывать увеличение предлагаемых к  продаже (изготавливаемых) товаров, а  снижение цен — их уменьшение. Такую  закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

    Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют  на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы  заработать себе на жизнь.

    Действительно, изготовление любого блага требует  затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

    Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному  изменяются в зависимости от масштабов  производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы: постоянные затраты; переменные затраты.

    Постоянные  затраты — это те затраты, которые  практически не меняются при изменении  масштабов производства товаров  или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

    Переменные  затраты — это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.

    Зачем нам нужен такой детальный  анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем  подойти к пониманию того, как  фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

    Средние затраты — это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.

    Предельные (маржинальные) затраты – это  величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличинии количества выпускаемых изделий на единицу.

    Теперь  перейдем непосредственно к понятию  совокупного предложения.

    Совокупное  предложение - это модель, которая  показывает уровень наличного реального  объема производства при каждом возможном  уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.

Три сегмента кривой совокупного предложения  определяются как 

  • кейнсианский (горизонтальный)
  • промежуточный (отклоняющийся вверх)
  • классический (вертикальный) отрезки.

    Форма кривой совокупного предложения  отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления стоимости общих использованных затрат (ресурсов) на объем продукции. Другими словами, издержки на единицу продукции при данном уровне выпуска продукции - это среднее издержки на данный объем продукции.

    Посредством данной модели в обобщенном виде реконструируются представления о функционировании рыночной экономики в целом, господствовавшие до появления книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», т.е. до второй половины 30-х гг. XX в. Для выявления сути неоклассической концепции достаточно рассмотреть упрощенную модель национальной экономики без государства.

  К числу важнейших своих теоретических достижений неоклассики относили вывод о том, что деньги в противоположность товарам не являются богатством. Деньги выполняют лишь роль посредника при обмене товаров и служат масштабом измерения ценности всех благ. Поэтому в неоклассической макроэкономической модели имеются лишь три рынка: труда, капитала (ценных бумаг) и благ. На этих рынках встречаются два макроэкономических субъекта: домашние хозяйства и предприниматели.

  Своеобразное  толкование сущности и роли денег  приводит к тому, что в неоклассической макроэкономической модели существуют два независимых друг от друга сектора: реальный и денежный. В этом и заключается суть классической дихотомии.

    Реальный  сектор. Ведущая роль в неоклассической модели принадлежит рынкам факторов производства. На рынке капитала (рис. 1.1, а) в результате приравнивания объема предложения капитала (сбережений) к объему спроса на него (инвестициям) устанавливается ставка процента. По мнению неоклассиков, домашние хозяйства распределяют свои доходы между потреблением и сбережением в зависимости от величины ставки процента: чем больший процент обещают предприниматели за предоставляемые в их распоряжение сбережения, тем больше объем сбережений и меньше текущее потребление домашних хозяйств. Спрос предпринимателей на сбережения домашних хозяйств как источник инвестиционных средств находится в обратной зависимости от ставки процента. Выравнивание спроса и предложения на рынке капитала происходит за счет гибкости ставки процента. Если объем сбережений (предложения капитала) превышает объем планируемых инвестиций (спрос на дополнительный капитал), ставка процента снижается вследствие конкуренции между домашними хозяйствами как продавцами капитала. Снижение ставки процента уменьшает предложение и увеличивает спрос на рынке капитала. Когда объемы спроса и предложения уравняются, на рынке установится равновесная ставка процента.

    При заданной ставке процента на рынке  труда (квадрант III, рис. 1.1, б) достигается устойчивое равновесие за счет гибкости ставки заработной платы: в ходе взаимодействия спроса и предложения устанавливается такая ставка реальной зарплаты, при которой домашние хозяйства полностью реализуют свои планы по продаже труда, а предприниматели — по его найму. При повышении ставки процента увеличиваются предложение труда (сдвиг кривой Ns вправо) и выпуск продукции. Поэтому линия совокупного преддожения ys(i) имеет положительный наклон.

    Рис. 1.1 Общее экономическое  равновесие согласно неоклассической  модели

    

 

    Произведенный объем продукции (ys) предприниматели продают на рынке благ домашним хозяйствам (С), удовлетворяя их потребительский спрос, и себе, обеспечивая свой инвестиционный спрос (I): ys = С+1. Доходы, полученные от производства„домашние хозяйства распределяют между рынком благ, приобретая там потребительские товары (С), и рынком капитала, предлагая на нем непотребленную часть дохода, т.е. сбережения (5): yD *• С + S. Поэтому, когда объем инвестиций равен объему сбережений, тоща на рынке благ существует равновесие. Таким образом, если домашние хозяйства и предприниматели согласовали свои планы на рынках труда и капитала, то и на рынке благ планируемое предложение совпадает с запланированным спросом. На рис. 8.1,6 это отображается тем, что график совокупного спроса yD(i) пересекает график совокупного предложения y^ii) в точке, соответствующей объему выпуска при полной занятости.

  Таким образом, равновесие в реальном секторе  экономики не зависит ни от уровня цен, ни от количества денег.

  Денежный  сектор. Количество находящихся в обращении денег и скорость их обращения определяют уровень цен (квадрант I, рис. 8.1, б, верхняя часть), посредством которого исчисляются номинальные значения национального дохода и зарплаты (квадрант И, рис. 8.1, б, верхняя часть).

  Для определения уровня цен используют уравнение количественной теории денег: MV= Py, в котором параметры V и у заданы: скорость обращения денег определяется техническими и институциональными условиями, а величина реального национального дохода формируется в процессе установления равновесия в реальном секторе. Поскольку ни V, ни у не зависят от количества денег, уровень цен определяется только количеством находящихся в обращении денег. Р - MV/y. На этом основан известный вывод классической школы: «Если бы вся сумма находящихся в обращении денег удвоилась, цены также возросли бы вдвое».

 

  КЕЙНСИАНСКАЯ  МОДЕЛЬ ОЭР

     Кейнсианцы  основываются на том, что капитализм, и в особенности система свободного рынка, страдает врожденными пороками, среду которых наиболее важным является кейнсианское утверждение, что капитализм лишен механизма, обеспечивающего экономическую стабильность. Государство, с точки зрения кейнсиащев, может и должно играть определенную активную роль в стабилизации экономики; дискретная фискальная политика и кредитно-денежная политика необходимы для смягчения резких экономических подъемов и спадов, которые в противном случае будут сопровождать развитие капитализма. Посредством этих действий, несоответствие между планируемыми инвестициями и сбережениями действительно существует и вызывает колебания деловой активности, выражающиеся в периодической инфляции и (или) безработице, могут быть сведены к минимуму. Многие рынки не являются конкурентными, что так же ведет к негибкости в плане понижения цен и ставок заработной платы. Следовательно, колебания совокупных Рекомендуя отказаться от политики невмешательства в экономическую жизнь и перейти к активному государственному регулированию экономики, Дж. М. Кейнс предложил направления и методы такого регулирования.

     Он  исходил из того, что государство в силах и должно воздействовать на независимые переменные функциональных связей экономического процесса, т.е. на склонности к потреблению, инвестициям, на предпочтение ликвидности. Дж. М. Кейнс считал, что общий объём занятости находится в прямой зависимости от инвестиционного, а также потребительского спроса и нормы прибыли, но в обратной зависимости – от уровня процента. Именно через эти функциональные связи в условиях рыночной экономики возможно в нужном направлении воздействовать на состояние совокупного спроса, занятости, национального дохода, формируя тем самым эффективную систему регулирования экономики.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели (сравнительный анализ)