Макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели (сравнительный анализ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
 Объяснить и дать определение понятию макроэкономического равновесия;
 Рассмотреть классическую и кейнсианскую модели макроэкономического равновесия, их характерные черты, особенности, отличия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Макроэкономическое равновесие, его понятие, сущность, условия, факторы.
Глава 2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия, их характерные черты, особенности, отличия.
Глава 3. Возможности рационального сочетания элементов моделей макроэкономического равновесия в переходной экономике Республики Беларусь.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Макроэк-ое равновесие.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

     Эффективность регулирования государством экономических  процессов, согласно Дж. М. Кейнсу, зависит  от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведёт к преодолению безработицы.

     Основными инструментами воздействия государства  на рынок Дж. М. Кейнс считал: гибкую денежно-кредитную и активную бюджетно-налоговую  политики.

     Причину попадания экономики в ловушку  равновесия в условиях неполной занятости  Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.

     В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а, следовательно, будет падать объём производства и занятость.

     Md – совокупный спрос на деньги;

     Ms – предложение денег;

     Е – точка равновесия денежного рынка;

       і – равновесная процентная ставка

     Рис. 1.2 Зависимость номинальной процентной ставки і от количества денег в обращении М.

     Ms2, и соответственно понизит равновесную процентную ставку до значения і3.

     Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через неё на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

     Однако  Дж. Кейнс не учитывал то, что экономика  может попасть в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван “ловушкой ликвидности”.

     “Ловушка ликвидности” означает, что процентная ставка находится на достаточно низком уровне и изменение её возможно только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т.е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики.

     Государство, по мнению Дж. Кейнса, располагает необходимыми возможностями для поддержания инвестиционного спроса с помощью бюджетных средств, стимулируя деловую активность. В системе антициклического регулирования государственные средства (бюджет) могут и должны поддерживать рост производительного потребления, обеспечивая повышение совокупного спроса и нейтрализуя негативные последствия склонности к сбережению.

     Поскольку в кейнсианской системе государственного регулирования большое место занимает использование бюджетных средств, особое место Дж. Кейнс отводил налогам, использованию налоговой системы. Он считал, что реализация активной инвестиционной деятельности требует перераспределение национального дохода в целях увеличения доходов бюджета посредством налогов. Для роста государственных инвестиций за счёт бюджетных средств необходимо изъятие части сбережений через систему налогов. Активное использование налоговой системы является неотъемлемым элементом кейнсианской системы государственного регулирования экономики.

     Хотя  кейнсианцы признают важность кредитно-денежной  политики, они считают, что фискальная политика гораздо более мощное и надежное стабилизационное средство. Государственные расходы, помимо прочего, входят в совокупные расходы непосредственно. А налоги находятся от них на расстоянии одного короткого шага, поскольку считается, что воздействие изменения налогообложения на потребление и инвестиции надежно и предсказуемо. 

     Если центральным элементом в  неоклассической модели являются  рынки факторов производства, то в кейнсианской модели ведущая роль принадлежит эффективному спросу, формирующемуся на рынках благ и денег, т.е. в рамках модели IS—LM. Чтобы построить кейнсианскую модель ОЭР, объединим выведенные в предыдущих главах условия равновесия на рынках благ, денег и труда в единую систему и добавим к ним уравнение производственной функции:

    Т(у) + S (у) = I (i) + G

    M = I(y,i);

    W = Ws (N,P) = Pyn;

    y = y(N).

    Система уравнений (1.1)

    В этой системе, описывающей поведение  макроэкономических субъектов, экзогенно заданными параметрами являются величина государственных расходов G и номинальное количество находящихся в обращении денег М. Значения пяти эндогенных параметров — y*,L*, P*, i*, W*, при которых равновесие достигается одновременно на всех трех перечисленных рынках, определяют из решения системы уравнений. Поскольку в соответствии с законом Вальраса при достижении равновесия на трех рынках оно будет существовать и на последнем, четвертом, макроэкономическом рынке, то система  является системой общего макроэкономического равновесия.

  Для конкретизации дальнейшего анализа  определим равновесные значения эндогенных параметров:

  • поведение домашних хозяйств на рынке благ отображается функцией потребления С = 80 + 0,7у, на рынке денег — функцией спроса на 
    реальную кассу I = 0,04y + 2(50 — i) и на рынке труда — функцией цены 
    предложения труда Ws = 0,5N+10Р;
  • предпринимательский сектор, стремящийся к максимуму прибыли, использует технологию, представленную производственной функцией у = 70N - N2, а его спрос на инвестиции характеризуется функцией I=260-6i;
  • государство планирует расходы на закупку благ в объеме 110, 
    ставка подоходного налога равна 10%, а банковская система постоянно поддерживает в обращении номинальных 104 ден. ед:

  Система уравнений (1.1) при таких данных принимает следующий вид:

   0,1у-80+0,2у = 260 – 6i + 110;

  104  = 0,04 + 2(50-i)

     Р

    0,519N + 10 P = 70P-2PN

    y = 70N – N2

  Обе рассмотренные модели функционирования национального хозяйства иллюстрируют способность рыночного механизма обеспечить одновременно на всех макроэкономических рынках устойчивое состояние, при котором беспрепятственно совершается народнохозяйственный кругооборот. Однако в отличие от неоклассической в кейнсианской модели устойчивое состояние не является Парето-оптимальным. Поскольку при существовании конъюнктурной безработицы предельная производительность труда превышает ставку реальной зарплаты, вовлечение безработных в производство повысило бы благосостояние хотя бы некоторых членов общества без снижения благосостояния остальных.

    Расхождения между неоклассиками и Дж. М. Кейнсом в оценке эффективности функционирования рыночного механизма во многом связаны с нетождественностью их объекта исследования.

    Во-первых, неоклассики изучали национальное хозяйство, приближенное к условиям совершенной конкуренции, использующее «товарные» деньги (золотой стандарт). Технические условия производства позволяли удовлетворять преимущественно первичные (а потому стабильные) потребности общества. В годы жизни Дж. М. Кейнса все отчетливее стали обнаруживаться отклонения от условий совершенной конкуренции, функция «производства» денег перешла от золотодобытчиков к двухуровневой банковской системе, а вторая промышленная революция содействовала переоценке роли спроса и предложения в национальном хозяйстве.

    Во-вторых, выводы неоклассиков относятся к  функционированию экономической системы в длинном периоде, под которым подразумевается время, необходимое для завершения процессов приспособления к общему равновесию при полной занятости. Неоклассики не считали, что рыночное хозяйство всегда находится в состоянии общего экономического равновесия; смысл их учения заключается в том, что рыночной экономике присуща тенденция к достижению Парето-оптимальности. Дж.М. Кейнса прежде всего интересовали вопросы: какую экономическую конъюнктуру создаст рыночный механизм в коротком периоде и надо ли воздействовать на нее государству, если она будет признана неблагоприятной? Временное отличие двух рассматриваемых концепций проявляется и в том, что для описания поведения домашних хозяйств в текущем периоде неоклассики применяют модель многопериодной оптимизации, в то время как в кейнсианской модели потребители принимают решения на основе информации о текущем состоянии конъюнктуры.

  Однако  главное, что различает две сравниваемые концепции, — это  
инструменты и методы исследования;

  Отличия кейнсианского анализа от неоклассического начинаются с агрегирования экономических субъектов и нетрадиционного описания их поведения: спроса на потребительские и инвестиционные блага, а также на деньги. Одним из основных новшеств Дж. М. Кейнса является включение в инструментарий экономического анализа категории «рынок денег». В результате возникло новое понимание сущности и; роли процента, что вместе с кейнсианским понятием «предпочтения, ликвидности» изменило роль имущества (запасов) в анализе народнохозяйственного кругооборота.

  Из  неоклассического понимания сущности и роли денег следует, что совокупный спрос тождественен совокупному предложению, так как в итоге одни товары обмениваются на другие товары (торговая сделка между виноделом и ткачом сводится к тому, что определенное количество вина обменивается на определенное количество ткани). В концепции Дж.М. Кейнса совокупный спрос на блага формируется не только в процессе производства национального дохода, но и в зависимости от объема предложения денег; тем самым устраняется классическая дихотомия.

  Специфика кейнсианского анализа функционирования рынка состоит также в том, что описание процесса согласования интересов участников рыночных сделок основывается не только на ценовом механизме, но и на количественном приспособлении в условиях негибких цен.

  В ходе сопоставления двух изложенных версий функционирования рыночного хозяйства предпринимались попытки создать экономическую теорию на основе совместного использования отдельных элементов обеих альтернативных концепций, т.е. осуществить «неоклассический синтез». 
 
 

  Глава 3. Возможности рационального сочетания элементов моделей макроэкономического равновесия в переходной экономике Республики Беларусь.

    Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.

    В целом государство реализует  политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие: создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.; стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы; социально-ориентированное распределение ресурсов.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели (сравнительный анализ)