Макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели (сравнительный анализ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
 Объяснить и дать определение понятию макроэкономического равновесия;
 Рассмотреть классическую и кейнсианскую модели макроэкономического равновесия, их характерные черты, особенности, отличия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Макроэкономическое равновесие, его понятие, сущность, условия, факторы.
Глава 2. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия, их характерные черты, особенности, отличия.
Глава 3. Возможности рационального сочетания элементов моделей макроэкономического равновесия в переходной экономике Республики Беларусь.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Макроэк-ое равновесие.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

    Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения; обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.

    Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные  виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д. Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.

    Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.

    Существенный  элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

    Другим  важным инструментом государственной  политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

    Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических  процессов и увязке частных и  общественных интересов. Государственное  регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

    Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации  экономики, на стимулирование конкуренции. На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

    Налоговая и кредитная формы регулирования  предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5—10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

      Некоторые западные экономисты считают, что субвенции  нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению  экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

      Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых  хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольно весома, о чем свидетельствуют данные.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Расхождения между неоклассиками и Дж. М. Кейнсом в оценке эффективности функционирования рыночного механизма во многом связаны с нетождественностью их объекта исследования.

    Во-первых, неоклассики изучали национальное хозяйство, приближенное к условиям совершенной конкуренции, использующее «товарные» деньги (золотой стандарт). Технические условия производства позволяли удовлетворять преимущественно первичные (а потому стабильные) потребности общества. В годы жизни Дж. М. Кейнса все отчетливее стали обнаруживаться отклонения от условий совершенной конкуренции, функция «производства» денег перешла от золотодобытчиков к двухуровневой банковской системе, а вторая промышленная революция содействовала переоценке роли спроса и предложения в национальном хозяйстве.

    Во-вторых, выводы неоклассиков относятся к  функционированию экономической системы в длинном периоде, под которым подразумевается время, необходимое для завершения процессов приспособления к общему равновесию при полной занятости. Неоклассики не считали, что рыночное хозяйство всегда находится в состоянии общего экономического равновесия; смысл их учения заключается в том, что рыночной экономике присуща тенденция к достижению Парето-оптимальности. Дж.М. Кейнса прежде всего интересовали вопросы: какую экономическую конъюнктуру создаст рыночный механизм в коротком периоде и надо ли воздействовать на нее государству, если она будет признана неблагоприятной? Временное отличие двух рассматриваемых концепций проявляется и в том, что для описания поведения домашних хозяйств в текущем периоде неоклассики применяют модель многопериодной оптимизации, в то время как в кейнсианской модели потребители принимают решения на основе информации о текущем состоянии конъюнктуры.

  Однако  главное, что различает две сравниваемые концепции, — это  
инструменты и методы исследования;

  Отличия кейнсианского анализа от неоклассического начинаются с агрегирования экономических субъектов и нетрадиционного описания их поведения: спроса на потребительские и инвестиционные блага, а также на деньги. Одним из основных новшеств Дж. М. Кейнса является включение в инструментарий экономического анализа категории «рынок денег». В результате возникло новое понимание сущности и; роли процента, что вместе с кейнсианским понятием «предпочтения, ликвидности» изменило роль имущества (запасов) в анализе народнохозяйственного кругооборота.

  Из  неоклассического понимания сущности и роли денег следует, что совокупный спрос тождественен совокупному предложению, так как в итоге одни товары обмениваются на другие товары (торговая сделка между виноделом и ткачом сводится к тому, что определенное количество вина обменивается на определенное количество ткани). В концепции Дж.М. Кейнса совокупный спрос на блага формируется не только в процессе производства национального дохода, но и в зависимости от объема предложения денег; тем самым устраняется классическая дихотомия.

  Специфика кейнсианского анализа функционирования рынка состоит также в том, что описание процесса согласования интересов участников рыночных сделок основывается не только на ценовом механизме, но и на количественном приспособлении в условиях негибких цен.

  В ходе сопоставления двух изложенных версий функционирования рыночного хозяйства предпринимались попытки создать экономическую теорию на основе совместного использования отдельных элементов обеих альтернативных концепций, т.е. осуществить «неоклассический синтез». 

    Список  использованных источников 

Информация о работе Макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская модели (сравнительный анализ)