Макроэкономическое развитие на 2010 год и период 2011-2012 годов и прогноз платежного баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в раскрытии и изучении денежно-кредитной политики государства в России.
Задачи:
определить цели и инструменты денежно-кредитной политики;
выявить принципы денежно-кредитной политики в современных условиях;
узнать особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2010 году;
исследовать инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации РФ;
раскрыть основные направления денежно-кредитной политики на 2010 год;
узнать о реализации денежно-кредитной политики за 2010 год.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие и специфика денежно-кредитной политики РФ……………………4

1.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики………………….........4
1.2 Принципы денежно-кредитной политики в современных условиях…….13
2. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2010 году …………………………………………………………………………...
2.1 Динамика денежно-кредитных показателей за первый
квартал 2010 года…………………………………………………………......... 16
2.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка……………………………………………………………………………...19 2.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской платежной системы в 2010 году и на 2011-2012 года………………………....22
3. Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 год………25
4. Реализация денежно-кредитной политика за 2010 год……………………..28
5. Макроэкономическое развитие на 2010 год и период 2011-2012 годов и прогноз платежного баланса……………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы……

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по эконом теории. Доработка.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..2 

1. Понятие и  специфика денежно-кредитной политики РФ……………………4

 

1.1 Цели и инструменты  денежно-кредитной политики………………….........4

1.2 Принципы денежно-кредитной  политики в современных условиях…….13 

2. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2010 году …………………………………………………………………………... 

2.1 Динамика денежно-кредитных  показателей за первый

 квартал 2010 года…………………………………………………………......... 16

2.2 Инструменты  и методы денежно-кредитной политики Центрального банка……………………………………………………………………………...19    2.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской платежной системы в 2010 году и на 2011-2012 года………………………....22 

3. Основные  направления денежно-кредитной политики  на 2010 год………25 

4. Реализация денежно-кредитной политика за 2010 год……………………..28 

5. Макроэкономическое  развитие на 2010 год и период 2011-2012 годов и прогноз платежного  баланса……………………………………………………32 

Заключение……………………………………………………………………….34

Список  литературы………………………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Под денежно-кредитной  политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого  экономического роста путем 

воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие макроэкономические процессы.

Актуальность  темы исследования - теоретическое обоснование инструментария денежно-кредитной политики, нацеленное на регулирование параметров развития регионов, особенно актуально в связи с переносом на мезоуровень решения многих проблем экономического развития в нашей стране. Опыт проведения экономических реформ показал четкую тенденцию к децентрализации управления. Однако действующая модель денежно-кредитного регулирования отечественной экономики базируется на механизме управления и контроля за совокупным денежным предложением и методах.

Цель  работы заключается в раскрытии  и изучении денежно-кредитной политики государства в России.

Задачи:

  • определить цели и инструменты денежно-кредитной политики;
  • выявить принципы денежно-кредитной политики в современных условиях;
  • узнать особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2010 году;
  • исследовать инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации РФ;
  • раскрыть основные направления денежно-кредитной политики на 2010 год;
  • узнать о реализации денежно-кредитной политики за 2010 год.
 

Методы  исследования:

  • абстрактно-логический;
  • статистический;
  • анализ;
  • индукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и специфика денежно-кредитной политики в РФ 
 

1.1 Цели и инструменты  денежно-кредитной  политики 

      Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

     Главная задача денежно-кредитной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

     Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта  функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что  наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором основана вся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

     Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

     Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

     Предложение денег на денежном рынке играет большую  роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения  обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.

     Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

     Далее рассмотрим основные инструменты с  помощью которых центральный  банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер. 

     1. Политика обязательных резервов.

     В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

     Минимальные резервы выполняют две основные функции:

     1) Они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

     2) Минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".

     Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

     Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

     Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.

     Этот  инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке. 

     2. Рефинансирование коммерческих  банков.

     Термин  "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

     Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

     Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

     В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Информация о работе Макроэкономическое развитие на 2010 год и период 2011-2012 годов и прогноз платежного баланса