Макроэкономическое развитие на 2010 год и период 2011-2012 годов и прогноз платежного баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в раскрытии и изучении денежно-кредитной политики государства в России.
Задачи:
определить цели и инструменты денежно-кредитной политики;
выявить принципы денежно-кредитной политики в современных условиях;
узнать особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2010 году;
исследовать инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации РФ;
раскрыть основные направления денежно-кредитной политики на 2010 год;
узнать о реализации денежно-кредитной политики за 2010 год.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие и специфика денежно-кредитной политики РФ……………………4

1.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики………………….........4
1.2 Принципы денежно-кредитной политики в современных условиях…….13
2. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2010 году …………………………………………………………………………...
2.1 Динамика денежно-кредитных показателей за первый
квартал 2010 года…………………………………………………………......... 16
2.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка……………………………………………………………………………...19 2.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской платежной системы в 2010 году и на 2011-2012 года………………………....22
3. Основные направления денежно-кредитной политики на 2010 год………25
4. Реализация денежно-кредитной политика за 2010 год……………………..28
5. Макроэкономическое развитие на 2010 год и период 2011-2012 годов и прогноз платежного баланса……………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы……

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по эконом теории. Доработка.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

     Темп прироста вкладов населения в национальной валюте в январе-феврале текущего года составил 4,6% (в аналогичный период 2009 года эти вклады сократились на 5,4%). Объем срочных депозитов населения в национальной валюте за первые два месяца 2010 года повысился на 7,2% (годом ранее – снизился на 4%), объем вкладов до востребования уменьшился на 5,7% (за январь-февраль 2009 года снижение составило 10,8 процента).

     Рост рублевых вкладов населения в январе-феврале 2010 года был обусловлен как увеличением доходов (реальные располагаемые денежные доходы населения по отношению к январю-февралю 2009 года возросли на 9,4%), так и переводом части накоплений граждан в иностранной валюте в сбережения в национальной валюте в условиях укрепления рубля.

    Динамика денежной базы в I квартале текущего года определялась сокращением валового кредита банкам и интервенциями Банка России на внутреннем валютном рынке. При этом валовой кредит банкам уменьшился на 737,5 млрд. руб., а объем нетто-покупки иностранной валюты за январь-март 2010 года составил 22,8 млрд. долл. США и 1,2 млрд. евро. Изменение чистого кредита расширенному правительству за рассматриваемый период было незначительным и составило 28,3 млрд. рублей.

      В марте 2010 года в условиях продолжающегося укрепления рубля и участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке объем банковской ликвидности возрос. Отношение совокупных резервов кредитных организаций к депозитам, включаемым в состав денежного агрегата М2, за март 2010 года увеличилось с 17,3% до 19,8%. Сохранилась тенденция к снижению краткосрочных ставок на рынке межбанковских кредитов. Среднее значение ставки MIACR (фактическая ставка по предоставленным кредитам; рассчитывается по данным о межбанковским кредитным сделкам, которые фактически совершены отчитывающимися банками за период) по однодневным кредитам в рублях в марте составило 3,54% годовых по сравнению с 3,78% в феврале и 4% в январе. Валовой кредит банкам в марте 2010 года уменьшился на 241,9 млрд. рублей. Вместе с тем в целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные кредиты, среднедневной объем которых в марте текущего года составил почти 100 млрд. рублей.

Из приведенных  выше данных можно сделать некоторые  выводы, что за данный период изменились достаточно много показателей. Каждый из них несет в себе что-то положительное и что-то отрицательное, но каждый показатель играет очень важную роль в развитии кредитно-денежной политики государства. [11]

2.2 Инструменты и  методы денежно-кредитной  политики Центрального банка

Основными инструментами  и методами денежно - кредитной политики Банка России в соответствие с  Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.06 N 65-ФЗ) являются:

1) процентные  ставки по операциям Банка  России;

2) нормативы  обязательных резервов, депонируемых  в Банке России (резервные требования);

3) операции на  открытом рынке;

4) рефинансирование  банков;

5) валютное регулирование;

6) установление  ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные  ограничения;

8) выпуск от  своего имени облигаций. (п.8 введен  Федеральным законом от 08.07.1999 N 139-ФЗ)

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми  ориентирами единой государственной  денежно - кредитной политики. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Процентные  ставки Банка России представляют собой  минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Размер обязательных резервов в процентном отношении  к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов  обязательств кредитной организации  и могут быть дифференцированными  для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении  нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в  бесспорном порядке с кредитной  организации сумму недовнесенных  средств, а также штраф в установленном  им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются (часть пятая введена Федеральным  законом от 31.07.1998 N 151-ФЗ).

После отзыва у  кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 151-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).

При реорганизации  кредитной организации порядок  переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается нормативными актами Банка России (часть седьмая введена Федеральным законом от 31.07.1998 N 151-ФЗ).

Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом  директоров.

Под рефинансированием  понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ред. Федеральных законов от 26.04.2005 N 65-ФЗ..

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной денежно - кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Банк России может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики. Банк России в целях реализации денежно - кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Предельный  размер общей номинальной стоимости  облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя статья 43.1 введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 139-ФЗ)

Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год (в ред. Федерального закона от 20.06.2005 N 80-ФЗ).

Предварительно  проект основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основные направления  единой государственной денежно - кредитной  политики на предстоящий год включают следующие положения:

анализ состояния  и прогноз развития экономики  Российской Федерации;

основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно - кредитной  политики.

Государственная Дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год и принимает решение. [9]

 
 
 

2.3 Мероприятия Банка  России по совершенствованию  банковской платежной  системы в 2010 году и на 2011-2012 годы 

    В 2010 - 2012 годах Банк России будет осуществлять мероприятия по совершенствованию платежной системы Российской Федерации в целях обеспечения ее эффективного и бесперебойного функционирования, способствующего устойчивому развитию банковской системы и поддержанию макроэкономической стабильности.

    Банк России продолжит работу по участию в совершенствовании законодательства, устанавливающего организационные и правовые основы платежной системы Российской Федерации, а также по формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем.

    С целью создания условий для развития платежной системы Российской Федерации, повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения с международными стандартами Банк России продолжит работу по модернизации платежных инструментов и совершенствованию правил осуществления платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики.

    Основные мероприятия по совершенствованию платежной системы Банка России будут связаны с комплексным преобразованием существующей платежной системы в направлении централизации ее архитектуры, предусматривающей прежде всего централизованное управление платежной системой и осуществление расчетов в рамках единого регламента, создание комплексной нормативной базы, что будет способствовать повышению прозрачности функционирования платежной системы, сокращению текущих издержек и снижению рисков, влияющих на функционирование всей банковской системы.

    В целях реализации участниками финансовых рынков расчетов на условиях "поставка против платежа"( порядок исполнения сделок с ценными бумагами, при котором перечисление ценных бумаг и денежных средств по счетам участников клиринга производится только после проверки и удостоверения (подтверждения) наличия на счетах участников клиринга достаточного количества ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для исполнения совершенных сделок)денежными средствами, размещенными на счетах в Банке России, будет создаваться и внедряться интерфейс системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП) и системы расчетов на рынке государственных ценных бумаг.

    При переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации будет реализован механизм передачи через Банк России кредитными организациями Федеральному казначейству в электронном виде информации из платежных документов физических лиц.

    В платежной системе Банка России продолжится внедрение усовершенствованных форматов расчетных документов, а также международных стандартов передачи и обработки платежной информации, прежде всего в части форматов электронных сообщений и порядка их использования, для обеспечения участников возможностями сквозной автоматизированной обработки платежей.

    С целью ускорения осуществления безналичных расчетов через Банк России будет организован электронный документооборот между его клиентами в части направления запросов и ответов для подтверждения правильности реквизитов расчетных документов.

    Банком России будет продолжена работа по развитию розничных платежных услуг банковского сектора и повышению финансовой грамотности населения в Российской Федерации в сфере розничных платежных услуг. [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные направления  денежно-кредитной  политики на 2010 год 

В    предстоящий   трехлетний   период   главной   целью   единой

государственной  денежно-кредитной политики остается снижение инфляции

до  9  -  10%  в  2010  году  и  5  -  7%  в 2012 году. При сохранении

антиинфляционной  направленности  денежно-кредитной  политики действия

Банка    России   в   области   денежно-кредитного   регулирования   в

краткосрочном   периоде   в   значительной  степени  будут  связаны  с

Информация о работе Макроэкономическое развитие на 2010 год и период 2011-2012 годов и прогноз платежного баланса