Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:56, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эт.doc

— 709.50 Кб (Скачать документ)

     Уставной  капитал ООО должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

     Фирменное наименование ООО должно содержать  наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».

     Органами  управления ООО являются общее собрание участников общества и исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство  деятельностью ООО и подотчетный  общему собранию его участников.

     Общество (в соответствии с гражданским  законодательством) может иметь дочерние и зависимые общества.[2,5]

     1.2.3. Акционерные общества

 

     Механизм  создания, функционирования и управления акционерными обществами определен  ГК РФ, Федеральным законом «Об  акционерных обществах» от 25 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

     Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой  разделен на определенное число равных долей -  акций. Ответственность членов общества, которых называют акционерами, ограничивается нарицательной стоимостью приобретенных ими акций.

     Акционерами могут быть граждане (физические лица) или юридические лица, принявшие  решение об его учреждении. Решение  об учреждении АО принимается учредительным  собранием. Число учредителей открытого  АО не ограничено, а закрытого АО не может превышать 50 человек. Акционерное общество может быть создано одним лицом, которое принимает решение о создании АО единолично. Однако АО не может быть учреждено другим хозяйственным обществом, которое состоит из одного лица.

     Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями АО.

     Акционерные общества бывают двух типов: закрытые и открытые. Акции открытых обществ  распространяются в свободной продаже, акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого  АО. Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. закрытые АО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции.

     Учредительным документом АО является устав, требования которого обязательны для всех органов  акционерного общества и его акционеров.

     АО  имеет фирменное наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму и тип АО (открытое или закрытое). АО может иметь полное или сокращенное наименование на различных языках.

     Уставный  капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций  общества, приобретенных акционерами. Минимальный размер уставного капитала должен быть равен не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленным федеральным законом на дату регистрации АО. Акционерное общество имеет право выпускать обыкновенные, а также один или несколько типов привилегированных акций, номинальная стоимость последних не должна превышать 25% уставного капитала АО. При учреждении акционерного общества его акции должны быть среди учредителей. Все акции общества являются именными.

     Высшим  органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее собрание акционеров). На годовом собрании акционеров решаются вопросы: об образовании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии; утверждение годовых отчетов, счетов прибылей и убытков АО, распределение его прибылей и убытков и др.[2,6] 

     1.2.4. Индивидуальные предприниматели

 

     Из  гражданского законодательства вытекает, что индивидуальные (частные) предприятия  также можно отнести к субъектам малого бизнеса. Частное предприятие – это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя и собственника. Все остальные в нем являются наемными работниками.

     Преимуществами  этой организационно-правовой формы  коммерческих организаций являются:

     полная  самостоятельность, свобода и оперативность  действий, не требующая для принятия решений получения согласия партнеров;

     заинтересованность  в упорной работе, в тщательном собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений, так  как все доходы поступают к единому владельцу предприятия;

     конфиденциальность  деятельности.

     Но  наряду с достоинствами этой организационной  формы ей свойственны и недостатки, которым относятся:

     ограниченность  привлечения значительных финансовых средств;

     полная  имущественная ответственность за долги в случае банкротства;

     недоверие со стороны государственных учреждений и крупных предприятий;

     слабость  управления. Обычно владелец является управляющим по всем вопросам: экономическим, финансовым, кадровым и др. Как правило, владельцам не хватает профессиональных знаний и опыта;

     трудность в получении кредита;

       высокий уровень банкротства.[2] 
 
 

     2. Роль малого бизнеса  в рыночной экономике

 

     Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально – экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

     Удельный  вес (в процентах) малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики характеризуется в таблице 1.

     Роль  малого бизнеса в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

     численностью  малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности  субъектов рыночной экономики;

     вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

     вкладом субъектов малого предпринимательства  в формирование федерального и регионального  бюджетов;

     ростом  численности на малых предприятий  занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

     насыщение рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением  потребностей населения;

     навыками  дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта  управления предприятиями и др.

     Положительным фактором деятельности субъектов малого предпринимательства является рост среднесписочной численности работников.

     С 1 января 2003 г. на территории РФ введен в действие Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированный с международными аналогами. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности, которая имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (выполнение работ, оказание услуг).

     По  данным Федеральной службы государственной  статистики (Росстат), основные экономические показатели деятельности малых предприятий России характеризуются данными, приведенными в таблице 2.

     Усиление  роли малых предприятий в экономике  страны обеспечивается увеличением  оборота малых предприятий. Как  видно из таблицы 2, оборот малых предприятий в 2007 г. по сравнению с 2005 г. увеличился почти на 61%, хотя число малых предприятий за этот период увеличилось всего на 16%. Эти данные свидетельствуют о росте эффективности деятельности малых предприятий. Более эффективно функционировали с точки зрения роста оборота малых предприятий такие сферы как гостиницы и рестораны, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, рыболовство и рыбоводство (в расчете на одно малое предприятие), что видно из таблицы 3.

     Повышение роли малых предприятий в экономике  страны определяется также ростом инвестиций в основной капитал малых предприятий. Так в 2007 г. инвестиции в основной капитал малых предприятий увеличилось по сравнению с 2002 г. в 5 раз.

     Усиление  роли малого предприятия в решении  экономических и социальных проблем (особенно роста занятости дееспособного  населения) зависит во многом от увеличения числа малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Из приложения 4 видно, что с 2005 г. по 2007 г. число малых предприятий выросло на 15%.

     Как показывает анализ статистических данных, число малых предприятий неравномерно распределяется по федеральным округам и отдельным субъектам РФ. Если неравномерность по федеральным округам обоснована, так как число субъектов РФ в округах различно, то в субъектах РФ число малых предприятий зависит от активной поддержки субъектов малого предпринимательства. Из приложения 5 следует, что на конец 2007 г. число малых предприятий страны составило в федеральных округах: Центральный округ – 32,9%, Северо–западный – 17%, Южный – 10%, Приволжский – 16,8%, Уральский – 7,2%, Сибирский – 11,5%, Дальневосточный – 4,6%.

     Следует отметить важную роль в развитии малого предпринимательства таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, в  которых на конец 2007 г. функционировало  соответственно 18,9% и 11,1% всех малых предприятий страны.

     Положительным фактором роли малого предпринимательства  является увеличение числа постоянно  работающих на малых предприятиях и  увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а также рост занятости населения  по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Так, в 2007 г. среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) на малых предприятиях страны составила 9239,2 тыс. человек, средняя численность внешних совместителей – 640,2 тыс. человек, средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера – 277,9 тыс. человек.

     Как видно из таблицы 3, с 2005 г. по 2007 г. включительно незначительно изменяется численность работающих (в расчете на одно малое предприятие) на малых предприятиях. Фактическая численность работавших в расчете на одно малое предприятие во всех отраслях экономики в разы меньше критериев по численности работающих, установленных в законодательстве для отнесения коммерческих организаций к субъектам малого предпринимательства.

     Как показывают исследования, деятельность малых предприятий характеризуется  более высоким уровнем производительности труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и на малых строительных предприятиях.

     Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.

     Важным  критерием эффективной деятельности малых предприятий является рост сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток), который представляет конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций. Представляет собой сумму прибыли (убытка) от продажи продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Данные по сальдированному финансовому результату (прибыль минус убыток) приводится по кругу субъектов малого предпринимательства в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет (таблица 6).

Информация о работе Малое предпринимательство