Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:56, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эт.doc

— 709.50 Кб (Скачать документ)
    1. Поддержание и развитие конкурентных начал в экономике.
    2. Выравнивание шансов для успешного предпринимательского старта.
    3. Содействие решению проблемы занятости.
    4. Поддержка инноваций.[11]

     Проводят  различные семинары и конференции, посвященные проблемам малого предпринимательства и решению этих проблем.

     Актуальные  проблемы российского малого и среднего бизнеса были подняты на II открытом Съезде предпринимателей России, состоявшемся 12 мая 2010 года в Москве, в Культурном центре Вооруженных сил РФ. Организатором его выступил Совет по развитию предпринимательства партии «Справедливая Россия».

     Председатель  Совета Федерации Федерального собрания РФ, председатель партии «Справедливая  Россия» Сергей Миронов отметил, что доля малого и среднего бизнеса  в российской экономике составляет около 15%, что очень мало, учитывая масштабы страны. И это понятно: ведь открыть собственное дело при существующей практике исполнения законов и недоступных кредитах становится все труднее. Кроме того, крайне высока зависимость предпринимателей «от чиновников и коррумпированных правоохранительных органов».

     Были  изложены меры по решению проблем малого и среднего бизнеса, инновационного предпринимательства. Это, во-первых, изменение пенсионного законодательства, в том числе возврат к ЕСН; во-вторых, ограничение роста тарифов на услуги естественных монополий 10-ю процентами в годовом исчислении; в-третьих, введение в рамках проекта «Инновационная Россия» существенных льгот для массового развития инновационного бизнеса, малого в том числе; в-четвертых, введение регулирования процентных ставок при кредитовании реального сектора системообразующими банками. Наряду с этим считается крайне необходимым решить проблему саморегулирования, расширить применение упрощенной системы налогообложения, устранить проблемы, связанные с имуществом малых предприятий, в частности, минимизировать расходы малых предприятий на выкуп арендуемых помещений, установить период оплаты в рассрочку при выкупе до 10 лет, а размер выкупаемой площади – до 5 тыс. кв. метров.

     Председатель  «Справедливой России» подчеркнул, что программная цель партии –  увеличение доли малого и среднего бизнеса в структуре ВВП до 50%.

     Депутат Государственной Думы, руководитель Совета по развитию предпринимательства  «Справедливой России» Иван Грачев затронул проблему увеличения налогов ввиду замены единого социального налога страховыми взносами, а также рассказал о сложностях, связанных с введением саморегулирования. Все, что организовано по институту саморегулирования, нуждается в абсолютном изменении, уверен И. Грачев. 
Тему саморегулирования продолжил вице-президент НП «Аудиторская палата России» Дмитрий Желтяков. По его мнению, основная проблема саморегулирования заключается в отсутствии конструктивного диалога саморегулируемых организаций с законодательными и исполнительными органами власти. Это проявляется, в частности, в том, что законодательно не зафиксирована процедура обязательного согласования нормативных правовых актов, принимаемых в интересах СРО, с профессиональным сообществом.

     Депутат Законодательного собрания Свердловской области Владимир Герасимищенко  высказал мнение о недопустимости обложения  налогами субсидий, выдаваемых на открытие бизнеса. Ведь получается, что предприниматели, еще не начав работать, должны заплатить 13%-ный налог на доходы физических лиц.

     Руководитель  общественного движения «Лига арендаторов» Александр Мишин обратил внимание на реализацию ФЗ-№159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в госсобственности субъектов  Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По его мнению, чиновники в регионах делают все, чтобы выкупить объекты было невозможно. Так, в Санкт-Петербурге за три года – время действия закона – было выкуплено чуть более 500 объектов. Это говорит о том, заявил А. Мишин, что условия капитализации на региональном уровне необходимо минимизировать.

     Участники съезда высказывали также предложения по улучшению положения бизнеса. В частности, представитель ООО «Кранснаб-ТПК» Павел Громоздин считает, что необходимо облегчить условия регистрации малого бизнеса. Нужно сделать регистрацию бесплатной. Наряду с этим следует создать условия, при которых предпринимателям было бы выгодно работать по "белым схемам" налогообложения. Нужна амнистия юридических лиц, уверен П. Громоздин, это приведет к тому, что бюджет государства будет весомо пополнен.

     В основу резолюции II открытого Съезда предпринимателей России легли оглашенные председателем партии "Справедливая Россия" С.Мироновым инициативы, которые в целом были одобрены и приняты делегатами.[14]

     Минэкономразвития продолжит работу по снижению административных барьеров и развитию инновационного сектора малого и среднего предпринимательства. Об этом сообщила 26 мая 2010 года Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, принимая участие  в X Всероссийской Конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России».

     В своем докладе Министр осветила основные направления деятельности министерства по развитию малого и  среднего предпринимательства в 2010г. Отметив приоритетность этой работы для Минэкономразвития, Э. Набиуллина уточнила, что речь идет не только о текущих задачах, но «о стратегическом понимании важной роли бизнеса в экономическом развитии России и формировании среднего класса». По словам министра, к 2012году государство ставит цель увеличить влияние малого и среднего бизнеса в экономической жизни страны в целом. Это означает рост таких показателей, как: доля вклада малого и среднего предпринимательства в ВВП страны - до 29%; доля занятых в данном секторе - до 28%; доля оборота субъектов МСП в неторговой сфере (в том числе ЖКХ, промышленность и строительство) - до 40%. Также «опережающими темпами должна расти доля инновационных компаний – в 6 раз», - отметила министр.

     Было  сообщено о планах министерства на 2010г. Одним из ключевых направлений станет снижение административного вмешательства – «тренд на сокращение административных барьеров» и «недопущение появления новых барьеров». Одним из важнейших инструментов станет оценка воздействия на бизнес предлагаемых к введению мер государственного регулирования. «Полномочия по такой оценке предоставлены Министерству экономического развития», - напомнила глава Минэкономразвития.

     Также в повестке дня остаются вопросы  совершенствования налогообложения, расширения имущественной поддержки и вовлечения малых компаний к государственному (муниципальному) заказу.

     На  реализацию программы поддержки  предпринимательства в 2010 году расходы  федерального бюджета составят 24 млрд. рублей. «Мы продолжаем финансирование мер, показавших высокую эффективность в 2009 году: грантовая поддержка начинающих, расширение доступа к микрокредитам», - отметила министр. В то же время, по ее словам, в 2010 году основной акцент в программе сделан  на поддержку инновационных малых компаний и поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производства. Новыми направлениями в работе министерства, по словам Э. Набиуллиной, станет существенное увеличение региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах  Северо-Кавказского федерального округа, муниципальных программ монопрофильных городов.[15] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

 

     В настоящее время многое говорится  о возрождении российского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни России, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 г.) была предпринята в процессе реализации так называемой новой экономической политики (НЭП), единственной — как представлялось в то время — формы вывода России из экономического и социального кризиса. Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства. Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее России — за предпринимательством. Будущее России — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения. Но будущее России — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.

         

       
 
 

     Список  использованной литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс РФ (http://base.garant.ru/10164072.htm)
  3. Федеральный закон от 27.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-Ф3
  5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 8-ФЗ
  6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 25 декабря 1995 г. № 208-ФЗ
  7. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/)
  8. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 192с.
  9. Кохановская И.И. Малое предпринимательство: состояние и проблемы: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. - 164с.
  10. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринмательство: Учебник.-2-е изд., перераб. и дополн. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 555с.
  11. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под общ. ред. Е.Г.Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестоперова М.: Новое издательство, 2004. – 268с.
  12. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде: Учебное пособие. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. - 324с.
  13. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства: Учеб. - метод. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 496с.
  14. ИА "Альянс Медиа" (www.allmedia.ru)
  15. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства (http://smb.economy.gov.ru/)

Приложения [7]

 

Таблица 1

УДЕЛЬНЫЙ  ВЕС МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 
В ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ 
(в процентах)

  2002 2003 2004 2005 2006 2007
Среднесписочная численность работников (без внешних  совместителей) 14,3 15,0 15,9 16,7 17,8 18,9
Средняя численность  внешних совместителей 34,4 36,6 38,7 39,6 40,5 39,5
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера 21,4 22,6 22,0 22,8 19,8 22,4
Валовой внутренний продукт1) ... 9,8 12,5 12,0 11,6 ...
Оборот организаций ... ... ... 26,0 26,3 26,6
Инвестиции  в основной капитал 2,9 2,4 3,5 3,3 3,6 3,9

1) Удельный вес добавленной стоимости малых предприятий в валовом внутреннем продукте в рыночных ценах.

Малое предпринимательство  в России - 2008 г. 
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

  2002 2003 2004 2005 2006 2007
Число малых  предприятий (на конец года), тыс. 882,3 893,0 953,1 979,3 1032,8 1137,4
Число малых  предприятий в расчете на 10000 человек  населения1) 61 62 66 69 73 80
Среднесписочная численность работников, (без внешних  совместителей), тыс. человек 7220,3 7458,9 7815,1 8045,2 8582,8 9239,2
Средняя численность  внешних совместителей, тыс. человек 502,9 546,9 608,6 630,4 656,5 640,2
Средняя численность  работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек 252,9 249,0 243,5 258,1 229,3 277,9
Оборот малых  предприятий, млрд.руб. ... ... ... 9612,6 12099,2 15468,9
Инвестиции  в основной капитал, млрд. руб. 51,0 67,3 99,2 120,5 171,3 259,1

Информация о работе Малое предпринимательство