Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:56, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эт.doc

— 709.50 Кб (Скачать документ)

     Из  данных таблицы 6 видно, что в целом по всей численности малых предприятий страны сальдированный финансовый результат увеличился с 362575 млн руб. в 2003 г. до 934346 млн руб. в 2007 г., то есть почти в 2,6 раза. Однако за последние 5 лет понесло серьезные убытки государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение. С 2003 г. по 2007 г. включительно многие предприятия из убытков вышли в прибыль, увеличился сальдированный финансовый результат на малых предприятиях,  осуществляющих следующие виды деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, обрабатывающие производства, образование.

     Как свидетельствуют статистические данные, малые предприятия имеют большие  резервы по увеличению объема сальдированного  финансового результата.

     Удельный  вес прибыльных малых предприятий  в общем числе малых предприятий  в целом по стране выше, чем удельный вес прибыльных крупных и средних предприятий.

     Опираясь  на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения  следующих проблем:

     формирование  конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

     расширение  ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

     приближение производства товаров и услуг  к конкретным потребителям;

     содействие  структурной перестройке экономике. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

     привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью , чем в крупных;

     создание  дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

     более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

     вовлечение  в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

     формирование  социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

     активизация научно-технического прогресса;

     освоение  и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

     содействие  деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих  изделий и оснастки, создание вспомогательных  и обслуживающих производств;

     освобождение  государства от низкорентабельных  и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

     Все эти и другие экономические и  социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики РФ.

     Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы наибольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.[10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Проблемы малого бизнеса и пути их решения.

     3.1. Проблемы малого  предпринимательства.

 

     Анализируя  сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ малого предпринимательства.

  1. Сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
  2. Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе.
  3. Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
  4. Необработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.
  5. Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.[10]
  6. Серьезным ограничением развития малого предпринимательства является его низкая обеспеченность производственными, складскими, офисными площадями, иными словами – имущественная составляющая развития. [12]
  7. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.[8]

     Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно  воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

     С 1999 г. органами государственной статистики проводится выборочное ежеквартальное наблюдение за деловой активностью малых предприятий. Основная цель наблюдения — оперативное получение качественной информации о состоянии и динамике показателей деловой активности малых предприятий в различных секторах экономики. В ежеквартальных опросах участвуют свыше 3000 малых промышленных предприятий, более 2000 малых строительных организаций и свыше 1500 малых организаций розничной торговли из 89 регионов России.

     Результаты  обследований обобщаются в виде простых  и композитных индикаторов деловой активности предприятий и организаций. В качестве простых индикаторов используются балансы оценок показателей (в процентах), определяемые разностью долей респондентов, отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателя по сравнению с предыдущим периодом, или разностью долей респондентов, отметивших уровень показателя как «выше нормального» и «ниже нормального» в обследуемом периоде. Результаты последовательных обследований представляются в виде временных рядов балансов оценок показателей деловой активности. На основе балансов оценок показателей рассчитываются композитные индикаторы деловой активности. Наиболее распространенным в международной практике композитным индикатором является индекс предпринимательской уверенности.

     В промышленности индекс предпринимательской  уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактически сложившихся уровней спроса (портфеля заказов), запасов готовой продукции (берется с обратным знаком), а также ожидаемого выпуска продукции.

     В строительстве индекс предпринимательской  уверенности определяется как среднее  арифметическое значение балансов оценок фактического состояния портфеля заказов и ожидаемого изменения численности, занятых в организациях.

     В розничной торговле индекс предпринимательской  уверенности рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактической экономической ситуации организации, уровня складских запасов (берется с обратным знаком) и ожидаемой экономической ситуации.

     Факторами, ограничивающими рост производства у малых предприятий промышленности, были отсутствие и изношенность оборудования; недостаточный спрос на внутреннем рынке, общая экономическая и политическая нестабильность, недостаточный спрос на внешнем рынке, высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий, высокая конкуренция со стороны зарубежных предприятий. Факторами, ограничивающими рост производства у малых предприятий по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, приведены в приложении 7. Факторами, ограничивающими производственную деятельность малых строительных организаций, были названы следующие (в % от общего числа опрошенных малых предприятий): высокий уровень налогов — 69%; неплатежеспособность заказчиков — 38; высокая стоимость материалов, конструкций оборудования— 30; недостаток заказов на работы— 24; нехватка строительных машин и механизмов — 10; недостаток квалифицированных рабочих — 41; конкуренция со стороны строительных фирм — 45; высокий процент коммерческого кредита — 6; плохие погодные условия — 31%.

     Факторами, препятствующими нормальной работе малых торговых организаций, были названы следующие (в % от общего числа опрошенных малых предприятий): высокий уровень налогов — 47; недостаточный платежеспособный спрос — 57; недостаток финансовых средств — 47; высокая арендная плата — 28; высокие транспортные расходы — 24; высокий процент коммерческого кредита — 19; недостаточный ассортимент — 12; отсутствие или нехватка торговых, складских помещений — 10%.                     Ранее проводимые социологические опросы по развитию малого предпринимательства обобщены в аналитическом докладе «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства. В нем сформулированы основные проблемы малого бизнеса в РФ: налоги, законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка РФ; сбыт, поиск клиентов, потребители; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; отсутствие льгот; рэкет; невыгодность инвестиции; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформулированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике страны.

     Проведенные Институтом стратегического анализа  и развития предпринимательства  опросы руководителей малых предприятий  свидетельствуют, что свыше 80% участников опроса нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% — в надежных законодательных гарантиях. Исследования показали, что около 75% малых предприятий постоянно нуждается в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% — в предоставлении налоговых льгот, 57% — в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

          Данные опроса руководителей малых предприятий свидетельствуют, что первое место среди факторов, ограничивающих рост производства на малых предприятиях, занимает высокий уровень налогообложения, второе место — неплатежеспособность заказчиков, затем следует недостаточный спрос на предложение (работы, услуги) на внутреннем рынке и высокая конкуренция на рынке со стороны отечественных предприятий. Конечно, при проведении опроса учитывались не все факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства, часть из них установлена в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ.

     Как уже отмечалось, отрицательными факторами, оказывающими существенное влияние на развитие малого предпринимательства, являются значительная доля убыточных малых предприятий, рост дебиторской и кредиторской задолженности, низкий уровень рентабельности малых предприятий.

     На низкий уровень рентабельности малых предприятий наибольшее влияние оказывают такие внешние факторы, как высокий уровень цен на сырье, материалы, оборудование, тарифов на электрическую энергию, на транспортные услуги, что вызывает повышение затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Негативное влияние на развитие малого предпринимательства оказывают и такие факторы, как высокая конкуренция со стороны других хозяйствующих субъектов, коррупция чиновников (в 2007 г. рынок коррупции в стране составлял 39 — 40 млрд. долл.), многочисленные проверки органами государственной исполнительной власти и др.[10]

     3.2. Пути решения проблем.

 

     В контексте влияния государственной экономической политики на развитие малого предпринимательства в целом можно выделить общие цели хозяйственно-политической деятельности государства в данной области. К общим целям относят:

Информация о работе Малое предпринимательство