Механизм и функции рынка совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:51, реферат

Описание

Рыночная экономика и конкуренция. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятие, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 54.18 Кб (Скачать документ)

Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя или продавца. Было высказано предположение, что два человека могут торговать, но чтобы был рынок должно быть не менее трёх человек, поскольку  одним из главных критериев рынка является конкуренция. Конкурентные рынки опираются на значительно большее число как покупателей, так и продавцов. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции. Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т.д. 

Рыночная  экономика и конкуренция. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта,   будь то человек, семья, группа, коллектив предприятие, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный  вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности. Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике. Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии. 
Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в 
предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. 
По определению рынок - это организованная структура, в которой 
существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в 
результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется 
количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться). Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них – и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания. 
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип 
взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. 
Аналогично определяется конкуренция между потребителями как 
взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. 
Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

  1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок; 
    2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него; 
    3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.); 
    4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Итак, рынок совершенной конкуренции есть рынок, на котором продавцами выступает огромное число мелких производителей, а покупателями -- огромное число одинаковых потребителей. Все производители поставляют на рынок одинаковый товар, при этом транзакционные издержки (все издержки связанные с реализацией или приобретением товаров) должны быть нулевыми. Все продавцы и покупатели обладают всей полнотой информации о цене, количестве и одинаковости качества товара. Выход на рынок и уход с этого рынка не связан с издержками ни для продавцов, ни для покупателей. Т.е. рынок совершенной конкуренции является совершенным.

Из-за того, что товар, поставляемый всеми производителями, одинаков, и потребители знают  об этом, то ни один из производителей не сможет установить на свой товар  цену отличную от рыночной. Точно также ни один из потребителей не может установить цену покупки ниже рыночной, поскольку все производители информированы о рыночной цене, и при более низкой цене потребитель не сможет купить товар; а устанавливать более высокую цену покупки для потребителя нет смысла.

А поскольку  и число производителей, и число  потребителей велико, то состояние  рыночного равновесия не изменится, если один из тех или других поведет  себя нерационально и попытается установить цены отличные от рыночных. Поэтому любые попытки повлиять на цены со стороны производителей и потребителей лишены смысла.

В чем  же тогда заключается совершенство конкуренции на этом рынке? А в том, что конкурируют между собой не фирмы и не потребители, а производственные функции и функции полезности. Т.е. выигрывает при совершенной конкуренции тот производитель у которого наименьшие издержки производства и тот потребитель, для которого рассматриваемый товар имеет наибольшую полезность.

Совершенная конкуренция заставляет производителей устанавливать минимальную возможную  цену на свой товар, при которой можно  выпустить желаемое потребителями  количество товара. Аналогично, и потребителей она заставляет устанавливать максимальную возможную цену на их товар, при которой  может быть потреблено выпущенное количество товара.

Поскольку совершенная конкуренция сводится к конкуренции производственных функций, то в отрасли, где наблюдается  совершенная конкуренция, постоянно  происходит переход к более эффективным  технологиям, т.е. к более эффективному использованию производственных факторов и снижению издержек. Это объясняется  тем, что более эффективные технологии позволяют получать прибыль за счет низких издержек, а прибыль стимулирует  расширение производства. В то же время  убыточные предприятия не имеют возможности удержаться на этом рынке, поскольку у них нет возможности повышения цен. 
 

Структура рынка.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого  продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль  и выхода из нее, доступностью информации.

Понятие «рыночная структура» шире категории  «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации  всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку  в его обыкновенной трактовке.

Несмотря  на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Каждая  из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Представленная  характеристика типов рыночных структур (табл.1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что  такие модели рынка, как совершенная  конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время  как монополистическая конкуренция  и олигополия описывают множество  реально существующих рынков. 
 

Функции.

Первая  и одна из главных функций рынка  – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой  уникальный способ коммуникации, распространения  информации, других важных сведений, необходимых  для человека в мире экономики. Все  эти сведения и информация воплощены  в ценах. Оперативная, обширная и  в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность  или дефицитность рынков каждого  вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления  их совершенствования.

Другой  функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция  является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего ее отождествляют  с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь  в виду, что в данной формуле  воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это все же не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция  в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция  может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней  оставались бы неиспользованными в  экономике. Рыночный процесс указывает  индивидуумам направления поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди подчас возражают  против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть  новые и более дешевые товары, а также способы их производства. 

К функциям рынка относятся:

  1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
  4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
  5. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
 

Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).

Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг — состязательность между  финансовыми организациями, при  которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (Закон о конкуренции на финансовых рынках).

Такое определение конкуренции предполагает, что участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);

конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии. 

Понятие рыночной конкуренции. В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли  и, следовательно, к расширению масштабов  хозяйственной деятельности, фирмы  выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Очевидно, что возникновения такого феномена, как конкуренция, стало возможно лишь на основе определённого комплекса психологических и этических особенностей человеческого поведения. Например, если предположить, что основными доминантами человеческого поведения были бы пассивность, смирение с судьбой и готовность ограничиваться в жизни самым минимумом всех благ (аскетическое воздержание), то вряд ли в таком человеческом обществе возникли бы конкурентные схватки. Однако возникновение конкуренции имеет как социально психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния. На основании этого можно раскрыть понятие о конкуренции.

Конкуренция это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды. (3,51) Как правило, конкуренция  играет в экономической жизни  общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов. Однако конкуренция может принимать и такие формы, которые нельзя отнести к числу продуктивных. Порою эти формы носят негативный и также разрушительный характер. Если распределение ограниченных ресурсов осуществляется не рынком, то это влечёт за собой ряд последствий, хорошо известных в нашей стране: очереди, привилегии, блат, взяточничество (как способ обойти конкурентов за счёт подкупа чиновников) и другие уголовные методы распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению экономики, природы, нравственности, а в конечном счете к разрушению человеческой личности и общества. Рыночная конкуренция, то есть наличие большого числа независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок, ограничивает разрушительную и сохраняет созидательную силу личного интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям гражданам страны. 

Информация о работе Механизм и функции рынка совершенной конкуренции