Механизм и функции рынка совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:51, реферат

Описание

Рыночная экономика и конкуренция. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятие, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 54.18 Кб (Скачать документ)

б) ДУОПОЛИЯ. Производство данного и однородного  вида продукта сосредоточено на двух фирмах. Каждый производитель ограничен  в возможностях контролировать цены (частичный контроль над ними);          

в) ОЛИГОПОЛИЯ. Это относительно небольшое количество фирм, причем возможности контроля над ценами ограничены в большей  степени, чем при дуополии; фирмы (корпорации) производят однородную продукцию (возможна незначительная ее дифференциация);

Под олигополией  понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число  фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую  часть национального рынка, ограниченную с одной стороны, монополией, с  другой монополистической конкуренции. Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствует практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил свое внимание основоположник теории олигополии французский экономист К. Курно: т.к. на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений. В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный стан дартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определят и единую цену на них. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительного назначения, это автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.           

г) МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ. Характеризуется множеством производителей, выпускающих дифференцированную продукцию, но однородную по функциональному  назначению, причем подобная дифференциация может быть как воображаемая, так  и реальная; контроль над ценами очень слабый. 

Большинство производителей, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей  товары, действуют в условиях монополистической  конкуренции. Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента. Каждая фирма является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом.). Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь менее 50%. Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не на столько легок: в процессе завоевания доли новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами. Следует заметить, что дифференциация продукта в какой-то степени определят степень монополизации рынка.           

Из изложенного  ясно, что существуют два полюса рыночных структур. Первый из них характеризует  идеальную мечту В. Парето, то есть рынок совершенной конкуренции. Второй - чистую монополию. Оба эти  полюса следует рассматривать как  весьма условные, в том смысле, что  реальные рынки располагаются либо ближе к одному полюсу, либо ближе  к другому. В самом деле, признать наличие чистой монополии очень  трудно, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, на  монопольную продукцию всегда, или почти всегда, можно найти заменитель или товар субститут, а во-вторых, в условиях открытой международной торговли, можно вместо национального продукта приобрести аналогичный или близкий к нему товар заграничный. С другой стороны, трудно представить себе и рыночную структуру, соответствующую чистой конкуренции. Считается, что сельскохозяйственная продукция, точнее рынок сельскохозяйственной продукции удовлетворяет требованиям совершенной конкуренции. Во многом это так. Однако, при ограниченных земельных участках нелегко удовлетворить требованиям свободного вхождения в рынок. Кроме того, сами производители сельхозпродукции обычно не выходят непосредственно на рынок, то есть в сферу обращения, а работают либо по договорам, либо по биржевым заказам.           

В связи  с этим следует выделить ситуацию, так называемых, естественных монополий. Строго говоря, это действительно  чистая монополия, но обусловлено это  не искусственными препятствиями для  вступления в отрасль, а причинами, связанными с эффективностью, когда  деятельность одной фирмы очевидно эффективнее, чем наличие множества  конкурирующих организаций. Иначе  говоря, речь идет об эффекте масштаба. Примеров естественной монополии достаточно много: местное обеспечение электроэнергией, газом, услуги телефонной связи.

·             При характеристике рыночных структур, отмечалась такая важная категория, как входные барьеры. Эта проблема впервые рассмотрена в работах современного американского экономиста Дж. Бейна. Понятно, что “входной барьер” - это условие , которое затрудняет вступление новых фирм в отрасль, где уже существуют сложившиеся предприятия.           

Специалисты по теории конкуренции отмечают, в  общем, ограниченные возможности формирования со стороны производителей цен на производимую продукцию. Это важно, поскольку даже для несовершенной  конкуренции рыночная среда достаточно эффективна. Но при этом следует  помнить, что конкурентная борьба представляет собой процесс, уходящий в далекое  прошлое, процесс, который плохо  или хорошо, но отрегулирован в  традиционных рыночных государствах, а наличие барьеров позволяет  поддерживать производственные мощности на том уровне, при котором обеспечивается удовлетворение платежеспособного  спроса как потребительских благ, так и товаров производственного потребления. Сложившаяся же в нашей стране ситуация коренным образом отличается от традиционных рыночных стран. Поэтому необходим анализ современной ситуации на Украинском рынке товаров производственного потребления. Этой задаче посвящаются следующие разделы работы. 
 
 
 

Рынок совершенной конкуренции.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки  совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия  монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых  странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции  является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству. 

Итак, рынок совершенной конкуренции есть рынок, на котором продавцами выступает огромное число мелких производителей, а покупателями - огромное число одинаковых потребителей. Все производители поставляют на рынок одинаковый товар, при этом транзакционные издержки (все издержки связанные с реализацией или приобретением товаров) должны быть нулевыми. Все продавцы и покупатели обладают всей полнотой информации о цене, количестве и одинаковости качества товара. Выход на рынок и уход с этого рынка не связан с издержками ни для продавцов, ни для покупателей. Т.е. рынок совершенной конкуренции является совершенным.

Из-за того, что товар, поставляемый всеми производителями, одинаков, и потребители знают  об этом, то ни один из производителей не сможет установить на свой товар  цену отличную от рыночной. Точно также ни один из потребителей не может установить цену покупки ниже рыночной, поскольку все производители информированы о рыночной цене, и при более низкой цене потребитель не сможет купить товар; а устанавливать более высокую цену покупки для потребителя нет смысла.

А поскольку  и число производителей, и число  потребителей велико, то состояние  рыночного равновесия не изменится, если один из тех или других поведет  себя нерационально и попытается установить цены отличные от рыночных. Поэтому любые попытки повлиять на цены со стороны производителей и потребителей лишены смысла.

В чем  же тогда заключается совершенство конкуренции на этом рынке? А в том, что конкурируют между собой не фирмы и не потребители, а производственные функции и функции полезности. Т.е. выигрывает при совершенной конкуренции тот производитель у которого наименьшие издержки производства и тот потребитель, для которого рассматриваемый товар имеет наибольшую полезность.

Совершенная конкуренция заставляет производителей устанавливать минимальную возможную  цену на свой товар, при которой можно  выпустить желаемое потребителями  количество товара. Аналогично, и потребителей она заставляет устанавливать максимальную возможную цену на их товар, при которой  может быть потреблено выпущенное количество товара.

Поскольку совершенная конкуренция сводится к конкуренции производственных функций, то в отрасли, где наблюдается  совершенная конкуренция, постоянно  происходит переход к более эффективным  технологиям, т.е. к более эффективному использованию производственных факторов и снижению издержек. Это объясняется  тем, что более эффективные технологии позволяют получать прибыль за счет низких издержек, а прибыль стимулирует  расширение производства. В то же время  убыточные предприятия не имеют  возможности удержаться на этом рынке, поскольку у них нет возможности  повышения цен. 

Механизм  функционирования рынка  совершенной конкуренции

Спрос и предложение – два фактора, дающих жизнь рынку как месту  своей встречи, формируют в экономике  уровень цен на товары и услуги. Определяя кривые издержек и доходов, они создают внешнюю среду  существования фирмы. Поведение  же самой фирмы, выбор ею объемов  производства, а значит, размеров спроса на ресурсы и величины предложения  собственных товаров зависят  от типа рынка, на котором она действует.

Наиболее  мощным фактором, диктующим общие  условия функционирования того или  иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Этимологически  слово конкуренция восходит к  латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.[1] Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Как уже отмечалось, конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения к индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом.

Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их прекращается. Другими  словами, вне конкурентной среды  индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с распределением экономической  власти. Когда оно отсутствует, потребитель  лишен выбора и вынужден либо полностью  согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая  власть расщеплена и потребитель  имеет дело со множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям

Рынок свободной конкуренции состоит  из большого числа продавцов, конкурирующих  между собой. Примером служат рынки  сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных  валют. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм рассматриваются покупателями как точные аналоги продукта фирмы. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта.

Объемы  производства и предложения со стороны  отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому  одна фирма не может оказывать  заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать  ее как заданный параметр. Это свойство вытекает из предыдущих двух. Иначе  говоря, отдельный конкурирующий  производитель находится во власти рынка; цена продукции есть данная величина, на которую производитель не оказывает  влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Также у фирмы нет причины назначать какую-либо более низкую цену, так как это вызвало уменьшение ее прибылей.

Информация о работе Механизм и функции рынка совершенной конкуренции