Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:51, реферат
Рыночная экономика и конкуренция. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятие, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.
Отношения состязательности в плановой экономике характеризуется двумя
основными особенностями. Во-первых, поскольку главным субъектом, распределяющим ограниченные ресурсы, является здесь государство, оно становится непосредственным участником состязаний за них. Предприятия состязающиеся друг с другом через взаимодействие с государственными органами хозяйственного управления. В органах управления материально – техническим снабжения предприятия борются за прикрепление к надёжным поставщикам сырья, за высокие фонды и лимиты за поставку сырья, материалов и оборудования.
В органах ценообразования они ведут борьбу за повышение цен на свою продукцию и снижения цен на потребляемые ими средства производства. Во-вторых, поскольку одним из основных признаков командной экономики является тотальный дефицит товаров и услуг, состязательность в сфере товарного обращения выступает здесь в форме соперничества между покупателями. Не продавцы товаров и услуг борются за покупателя, а покупатели борются друг с другом за обладание товарами.
Формы
этой борьбы многообразны, начиная
с традиционного стояния в очередях
и кончая противозаконными действиями,
с целью добиться расположения производителя
(или продавца) товаров.
Основные модели рынка.
1. Совершенная конкуренция.
Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой» , принимать ее как заданный параметр.
Участники
конкурентного рынка имеют
Колебания цены могут быть довольно интересными – сравните цену яблок в конце лета и весной, - но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.
На практике
совершенная конкуренция в
2. Несовершенная конкуренция.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
На большинстве
реальных рынков подавляющая часть
продукции предлагается ограниченным
числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие
в своих руках значительную часть
рыночного предложения, оказываются
в особых отношениях с рыночной средой.
Во-первых, занимая господствующее
положение на рынке, они могут
существенно влиять на условия реализации
продукции. Во-вторых, меняются и отношения
между участниками рынка: производители
внимательно следят за поведением своих
конкурентов, и реакция на их поведение
должна быть своевременной. Конкурентные
отношения такого типа изучаются
теорией несовершенной
Несовершенную
конкуренцию принято
Признаками
несовершенной конкуренции
Потери от несовершенной конкуренции:
3. Монополистическая конкуренция.
Большинство производителей, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.
Товары
группы одного назначения являются близкими
заменителями
(субститутами): один от другого может
отличаться качеством исполнения, упаковкой,
дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют,
продавая дифференцированные продукты.
Дифференциация товара позволяет производителям
самостоятельно устанавливать цену вне
зависимости от действий конкурента. Каждая
фирма является единственным производителем,
и в этом смысле, монополистом. Однако,
фирма имеет ограниченный контроль над
рыночной ценой.
На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь менее 50%.
Вход
на рынок монополистической
Следует заметить, что дифференциация продукта в какой-то степени определят степень монополизации рынка.
4. Олигополия.
Под олигополией
понимается рынок, на котором доминирует
несколько крупных фирм. Точное число
фирм определить трудно, т.к. олигополистический
рынок охватывает довольно большую
часть национального рынка, ограниченную
с одной стороны, монополией, с
другой – монополистической
Количес-тво
и размеры фирм |
Характер
продукции |
Условия
входа
и выхода. |
Доступность
информации. | |
Совершенная
конкуренция |
Множество
мелких фирм |
Однородная продукция. | Никаких
затруднений |
Равный доступ
ко всем видом информации. |
Монополис-
тическая конкуренция |
Множество
мелких фирм. |
Разнородная
продукция. |
Никаких
затруднений. |
Некоторые
затруднения. |
Олигополия. | Число фирм невелико,
есть крупные фирмы |
Разнородная
или однородная продукция. |
Возможны
отдельные предприятия. |
Некоторые ограничения. |
Монополия | Одна фирма | Уникальная
продукция |
Практически
непреодоли- мые барьеры на входе |
Некоторые ограничения. |
Рынок несовершенной конкуренции и монополии.
Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.
Фирма является «несовершенной» до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а негоризонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупнымдля того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену какнеизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.
Однако
на несовершенно конкурентных рынках
индивидуальные продавцы могут влиять
на цену, которую они получают за
свою продукцию. Прикидывая, как им
максимизировать прибыли, они, естественно,
принимают в расчет эту способность.
Характерные черты трех укрупненных
типов несовершенных
Насколько
несовершенной может быть несовершенная
конкуренция? Крайним случаем является
наличие единственного
Рынок
несовершенной конкуренции
а) МОНОПОЛИЯ (чистая). Производство сосредоточено только на одной фирме или корпорации, которая и производит данный вид продукции. Естественно, что производитель обладает очень высокой степенью контроля над ценами продукции;
Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями: “General Motors”, “Nike”, “Reebok”, “Coca-Cola”, “Sprite” и др. Но есть и другая трактовка понятия «монополия» - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит преприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика. Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти, установление цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, следующие: 1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют «естественной монополией» , т.е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений. 2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы монополизированных отраслей и населения. 3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.
Информация о работе Механизм и функции рынка совершенной конкуренции