Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа
Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию
признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было
назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам.
Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных
условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных
рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом
причина резкого замедления темпов экономического роста.
Введение 3
1. Место малых предприятий в структуре экономики 4
2. Особенности малого предпринимательства в России 6
3. Роль малых предприятий в экономике России 6
3.1. Социальная роль 6
3.2. Политическая роль 7
3.3. Экономическая роль 7
4. Малый бизнес и государственная политика 9
5. Государственная политика в области малого предпринимательства 9
6. Потенциал малого предпринимательства 11
Заключение 14
Литература 15
Роль малых предприятий в современной российской экономике. Перспективы
малого предпринимательства в России.
Выполнила Величко Оксана
группа 612
Москва 2003
Содержание
Введение 3
1. Место малых предприятий в структуре экономики 4
2. Особенности малого предпринимательства в России 6
3. Роль малых предприятий в экономике России 6
3.1. Социальная роль 6
3.2. Политическая роль 7
3.3. Экономическая роль 7
4. Малый бизнес и
5. Государственная политика
в области малого
6. Потенциал малого
Заключение 14
Литература 15
Введение
Экономика России сегодня
находится в стадии
признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было
назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам.
Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных
условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных
рычагов управления
развитием в российской
причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем
развитии Россия должна
активно использовать
развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. Одним из
направлений обеспечения
устойчивости экономического
подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса –
наиболее мобильного,
рискованного и
любой страны.
Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом.
Это несколько миллионов
реальных собственников,
организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый
бизнес был единственным растущим сектором экономики.
Но в то же время,
в экономике России малый
играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем,
только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях
малого бизнеса способны,
во-первых, насытить рынок
продукцией, во-вторых, создать
новые рабочие места, в-
формированию основы
общества в любой
класса.
Таким образом, дальнейшее
развитие ситуации без
позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого
сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и
усилением социальной
напряженности. Продолжение
поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства
в нашей стране стали
важнейшей частью
проводимых социально-
1. Место малых предприятий в структуре экономики
Понимание роли малого
предпринимательства требует
о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его
отличительные особенности.
Формирование и развитие
предполагает свободное
и равноправное
форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.
Рассматривая частный
сектор экономики, можно
предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные,
средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников
этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение,
развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты
в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем
предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп
имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического
поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-
экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в
основном определяет
страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции,
поглощая или контролируя
более мелких партнёров, с
другой - объединяясь в
международные структуры,
независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом,
руководствуясь ситуацией
на международном рынке и
сильных партнёров,
крупный капитал становится
международных
определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации
интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.
Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от
внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу
внутри своей группы,
а также с крупным
капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства
в защите на внутреннем
рынке путём проведения
государственной
рыночных отношений,
что предопределяет более
предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или малое
предпринимательство,
многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в
значительной мере
определяют социально-
уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они
принадлежат к большинству
населения, одновременно
непосредственными
товаров и услуг.
Сектор малого
разветвлённую сеть
предприятий, действующих в
непосредственно связанных
с массовым потребителем
совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической,
производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и
своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Сектор малого
необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого
экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Хотя "лицо" любого
развитого государства
наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере
определяет уровень
научно-технического и
подлинной основой
жизни стран с рыночной
малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой
жизни. Именно в секторе
малого предпринимательства
основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой
для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер
внутреннего рынка
страны обеспечивают
способствуют стабильности политического климата.
Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах
с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не
противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип
кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не
подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере
специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Функционирование на
локальном рынке, быстрое
конъюнктуры этого
рынка, непосредственная
специализация на
начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти
черты малого бизнеса
являются его достоинствами,
на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками,
сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых
предприятий на изменения
условий функционирования
мобильным и
динамики внешних социально-
Относительно небольшой
капитал сужает рамки
возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических,
финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы
производства и небольшое
количество занятых
эффективность управления предприятием.
2. Особенности малого предпринимательства в России
Малый бизнес в России
обладает некоторыми
бизнеса большинства
зарубежных стран
в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности,
невозможность в большинстве
случаев ориентироваться на
модель развития; стремление
к максимальной
как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях
субподряда и т.п.; -
общий низкий технический
технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным
потенциалом.
Российские малые предприятия обладают высокой степенью
приспособляемости к
сложной экономической
дезорганизацией в
системе государственного
криминализацией общества. В то время как неразвитость системы
самоорганизации и
инфраструктуры поддержки
сказывается на
Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во
многом зависит от
эффективности методов
регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков
факторов производства,
таких как рынок капитал,
инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.
При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков
и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную
работу, но и возможность
доступа на них малых
роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о
состоянии рынков, причем в национальном масштабе.
3. Роль малых предприятий в экономике России
3.1. Социальная роль
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы
мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных
работников, общая численность которых является одной из наиболее
существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной
экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную
массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с
быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого
широкого слоя мелких
собственников (среднего
обеспечивающих собственное
благосостояние и достойный
являющихся основой
социально-экономических
стабильности и
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только
источником средств
к существованию, но и
потенциала личности.
Объективно неизбежная
вынуждает все большее
число граждан заняться
предпринимательской деятельностью.
Сектор малого
места, а, следовательно,
может обеспечить снижение
социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий
Информация о работе Место и роль малых предприятий в российской экономике