Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа
Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию
признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было
назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам.
Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных
условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных
рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом
причина резкого замедления темпов экономического роста.
Введение 3
1. Место малых предприятий в структуре экономики 4
2. Особенности малого предпринимательства в России 6
3. Роль малых предприятий в экономике России 6
3.1. Социальная роль 6
3.2. Политическая роль 7
3.3. Экономическая роль 7
4. Малый бизнес и государственная политика 9
5. Государственная политика в области малого предпринимательства 9
6. Потенциал малого предпринимательства 11
Заключение 14
Литература 15
способствует изменению
общественной психологии и
основной массы населения,
является единственной
иждивенчеству.
3.2. Политическая роль
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно
велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой
сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей
численности и являющегося
выразителем политических
значительной части
населения. В условиях
экономического и
отличаются наибольшей
приверженностью принципам
стабильности и экономической
свободы. Слой мелких
наибольшую активность,
и даже агрессивность при
отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних
собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую
является единственным средством к существованию и важнейшим способом
самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения,
либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса
избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи малого
предпринимательства
с интересами местных и
обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет
питательную среду
для его патриотических
свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран,
патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях
экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние
формы и подталкивать
их к поддержке наиболее
сил.
3.3. Экономическая роль
Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни
стран с рыночной
системой хозяйствования
секторе экономики
действует подавляющее
сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится
примерно половина валового внутреннего продукта.
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды
продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных
для крупного бизнеса,
и т.п. Важнейшими
являются способность
к ускоренному освоению
оборачиваемость оборотных
средств. Еще одной
сектора является активная инновационная деятельность, способствующая
ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах
экономики.
Присущие малому
приспособляемость к
изменчивости рыночной
стабилизации
свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда,
сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных
ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к
постоянному обновлению
в секторе МП вследствие
переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с
относительной стабильностью
общей численности малых
производства (табл. 1) - указывают
на высокую интенсивность
реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации
использования их потенциала в условиях рыночной экономики.
Таблица 1 - Количество
зарегистрированных малых
|Федеральные округа |Количество |Прирост/ сокращение (-) |
| |зарегистрированных МП на|количества |
| |1.01.03 г. в расчете на |зарегистрированных МП на |
| |100 тыс. населения |100 тыс. чел. населения за |
| | |2002 г. |
|РФ |611,7 |29,7 |
|Центральный |905,9 |63,2 |
|Северо-Западный |928,5 |76,2 |
|Южный |397,7 |18,1 |
|Приволжский |469,3 |56,6 |
|Уральский |452,1 |4,0 |
|Сибирский |448,3 |-38,7 |
|Дальневосточный |498,7 |-74,0 |
За 2002 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на
5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2002 г.
относительно аналогичного
периода предыдущего года
позволяет надеяться
на продолжение данной
4. Малый бизнес и
Малый бизнес без поддержки государства и без собственного
внутригруппового
конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические,
политические и социальные интересы.
К определению целей
и задач государственной
предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который
обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения
предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь
как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение
безработицы, активизацию
инновационных процессов,
насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как
инструмент решения
тех или иных социально-
использование, которого
зависит от множества
является обязательным.
В России прослеживается
опасная тенденция.
продолжает ориентироваться
на поддержку крупных
государственных
финансово-промышленных
групп. В формирующейся
монополистической
как некое инородное
тело, а их существование
заполнения ниш,
финансовой зависимости
или интегрирования в
для выполнения наиболее
тяжелых, трудоемких и
Имея доступ к значительным
материальным и финансовым
предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам
и возможности получения
более льготных кредитов
которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на
давно уже поделенный
монополизированный рынок,
государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую
"поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного
предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное
решение, особенно на местном уровне.
5. Государственная политика
в области малого
Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного
социально-экономического
феномена, как малое частное
предполагает формирование
и реализацию определённой
политики, обеспечивающей
благоприятные условия для
предпринимательства
и включающей правовое
финансово-кредитное
обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее время
государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской
Федерации только формируется,
реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги
на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого
предпринимательства
и создания механизмов её
государственного
противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление
льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных,
так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для
микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого
предпринимательства.
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную
ориентацию. Малые предприятия
обычно строят свою
потребностей и возможностей
насыщения местного рынка,
локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному
населению. В условиях
развития хозяйственной
малый бизнес может
рассматриваться как важное
структуры региональной экономики.
Государственная политика
в отношении и
деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной
только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития
самого предпринимательства.
Поддержка со стороны
ничем иным, как именно
поддержкой процесса
направленной на смягчение
или устранение препятствий
саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в
достижении тех общих
социально-экономических целей,
предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения
которых он сможет
эффективно достигать своих
экономических (максимизация
прибыли, эффективность
благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства
предприниматель призван
реализацию целей и
интересов более высокого
пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться
эффективная государственная политика.
Главным принципом
государственной поддержки
должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий
нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка
должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов
для саморазвития и
конкурентоспособности малых
отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и
традиций, а также зарубежного
опыта. Важнейшие задачи
поддержки малого бизнеса
заключаются в том, чтобы
предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных
возможностей между
малыми и более крупными
рыночном соревновании,
создать равные возможности
предпринимательской
деятельности в условиях
методов проявления
самостоятельности и
Успешное развитие
малого предпринимательства
политической воли
государства сформировать
экономические, правовые,
политические и другие условия,
укрепление которых,
в свою очередь,
развитием малого бизнеса.
6. Потенциал малого
Потенциал малого бизнеса
остается нереализованным.
серьезные экономические
и административные барьеры
предприятий на рынок и развития их деятельности.
Резервы развития малых
предприятий, связанные с
имущества и мощностей
крупных предприятий, их
разукрупнением, ликвидацией
или перепрофилированием, не
Интересы малого
распределении
для государственных
нужд, формировании налоговой
внешнеэкономическом регулировании.
Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы,
государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу
экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса,
полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении
экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого
Информация о работе Место и роль малых предприятий в российской экономике