Место и роль малых предприятий в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание

Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию
признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было
назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам.
Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных
условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных
рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом
причина резкого замедления темпов экономического роста.

Содержание

Введение 3
1. Место малых предприятий в структуре экономики 4
2. Особенности малого предпринимательства в России 6
3. Роль малых предприятий в экономике России 6
3.1. Социальная роль 6
3.2. Политическая роль 7
3.3. Экономическая роль 7
4. Малый бизнес и государственная политика 9
5. Государственная политика в области малого предпринимательства 9
6. Потенциал малого предпринимательства 11
Заключение 14
Литература 15

Работа состоит из  1 файл

Роль малых предприятий в современной российской экономике.docx

— 31.96 Кб (Скачать документ)

 способствует изменению  общественной психологии и жизненных  ориентиров

 основной массы населения,  является единственной альтернативой  социальному

 иждивенчеству.

 

3.2. Политическая роль

 

 Политическое влияние  малого бизнеса в различных  странах достаточно

 велико, поскольку эта  социальная группа давно стала  основой

 сформировавшегося среднего  класса, наиболее представительного  по своей

 численности и являющегося  выразителем политических предпочтений

 значительной части  населения. В условиях устойчивого  социально-

 экономического и политического  развития общества мелкие предприниматели

 отличаются наибольшей  приверженностью принципам демократии, политической

 стабильности и экономической  свободы. Слой мелких собственников  проявляет

 наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении  угрозы в

 отношении собственности,  так как в отличие от крупных  и средних

 собственников для  владельцев малых предприятий  их собственность зачастую

 является единственным  средством к существованию и  важнейшим способом

 самовыражения. Средний  класс либо сам формирует свои  политические движения,

 либо становится объектом  борьбы различных политических  сил за голоса

 избирателей.

 Данный фактор определяет  неразрывность связи малого

 предпринимательства  с интересами местных и региональных  сообществ, что

 обусловливает его  зависимость от национальной  основы и составляет

 питательную среду  для его патриотических настроений. При этом, как

 свидетельствует исторический  опыт России и ряда других  стран,

 патриотические настроения  в среде мелких собственников  в условиях

 экономического спада  и политической нестабильности  могут принимать крайние

 формы и подталкивать  их к поддержке наиболее экстремистских  политических

 сил.

 

3.3. Экономическая роль

 

 Существенная роль  малого предпринимательства в  экономической жизни

 стран с рыночной  системой хозяйствования определяется  тем, что в этом

 секторе экономики  действует подавляющее большинство  предприятий,

 сосредоточена большая  часть экономически активного  населения и производится

 примерно половина  валового внутреннего продукта.

 Сектор малого бизнеса  наиболее динамично осваивает  новые виды

 продукции и экономические  ниши, развивается в отраслях, непривлекательных

 для крупного бизнеса,  и т.п. Важнейшими особенностями  малых предприятий

 являются способность  к ускоренному освоению инвестиций  и высокая

 оборачиваемость оборотных  средств. Еще одной характерной  чертой этого

 сектора является активная  инновационная деятельность, способствующая

 ускоренному развитию  различных отраслей хозяйства  во всех секторах

 экономики.

 Присущие малому предпринимательству  гибкость и высокая

 приспособляемость к  изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют

 стабилизации макроэкономических  процессов в стране. Однако этому  сектору

 свойственны относительно  низкая доходность, высокая интенсивность  труда,

 сложности с внедрением  новых технологий, ограниченность  собственных

 ресурсов и повышенный  риск в острой конкурентной  борьбе. Это приводит к

 постоянному обновлению  в секторе МП вследствие массовых  банкротств или

 переспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с

 относительной стабильностью  общей численности малых предприятий  и объёмами

 производства (табл. 1) - указывают  на высокую интенсивность внутренних

 реорганизационных процессов  внутри МП, способствующую оптимизации

 использования их потенциала  в условиях рыночной экономики.

 

 Таблица 1 - Количество  зарегистрированных малых предприятий

 |Федеральные округа |Количество |Прирост/ сокращение (-) |

| |зарегистрированных МП на|количества |

| |1.01.03 г. в расчете на  |зарегистрированных МП на |

| |100 тыс. населения |100 тыс. чел. населения за |

| | |2002 г. |

|РФ |611,7 |29,7 |

 |Центральный |905,9 |63,2 |

 |Северо-Западный |928,5 |76,2 |

 |Южный |397,7 |18,1 |

 |Приволжский |469,3 |56,6 |

 |Уральский |452,1 |4,0 |

 |Сибирский |448,3 |-38,7 |

 |Дальневосточный |498,7 |-74,0 |

 

 

 За 2002 г. число зарегистрированных  малых предприятий увеличилось  на

5,1%, составив на последнюю  дату 880,6 тыс. По всем показателям  в 2002 г.

 относительно аналогичного  периода предыдущего года зафиксирован  рост, что

 позволяет надеяться  на продолжение данной тенденции  на протяжении и 2003 г.

 

4. Малый бизнес и государственная  политика

 

 Малый бизнес без  поддержки государства и без  собственного

 внутригруппового взаимодействия  не всегда способен успешно  противостоять в

 конкурентной борьбе  крупному капиталу, отстаивать свои  экономические,

 политические и социальные  интересы.

 К определению целей  и задач государственной политики  в отношении

 предпринимательства  преобладает чисто прикладной  фискальный подход, который

 обусловлен таким же  утилитарным пониманием места  и значения

 предпринимательского  сектора в экономике. Малый  бизнес рассматривается лишь

 как один из возможных  дополнительных факторов, влияющих  на сокращение

 безработицы, активизацию  инновационных процессов, развитие  конкуренции,

 насыщение определенных  сегментов рынка товарами и  услугами и т.п., т.е. как

 инструмент решения  тех или иных социально-экономических  задач,

 использование, которого  зависит от множества объективных  факторов и не

 является обязательным.

 В России прослеживается  опасная тенденция. Экономическая  политика

 продолжает ориентироваться  на поддержку крупных государственных  и пост

 государственных хозяйственных  структур и их объединений,  в первую очередь

 финансово-промышленных  групп. В формирующейся государственно -

 монополистической хозяйственной  системе малые предприятия представляются

 как некое инородное  тело, а их существование допускается  в основном для

 заполнения ниш, непривлекательных  для крупного капитала, установления

 финансовой зависимости  или интегрирования в структуру  крупного капитала,

 для выполнения наиболее  тяжелых, трудоемких и наименее  выгодных операций.

 Имея доступ к значительным  материальным и финансовым активам,  крупные

 предприятия имеют  более благоприятные условия  доступа к кредитным ресурсам

 и возможности получения  более льготных кредитов банков, учредителями

 которых они являются. Новой малой фирме зачастую  невозможно вырваться на

 давно уже поделенный  монополизированный рынок, получить  доступ к

 государственным заказам,  а также к средствам, идущим  на так называемую

"поддержку отраслей  народного хозяйства". Руководителю  крупного

 предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное  для него административное

 решение, особенно на  местном уровне.

 

5. Государственная политика  в области малого предпринимательства

 

 Наличие и значимость  такого потенциально мощного  и динамичного

 социально-экономического  феномена, как малое частное предпринимательство,

 предполагает формирование  и реализацию определённой государственной

 политики, обеспечивающей  благоприятные условия для развития  малого

 предпринимательства  и включающей правовое регулирование,  налоговое и

 финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты,

 обеспечивающие проведение  в жизнь такой политики. В настоящее  время

 государственная политика  по отношению к малому бизнесу  в Российской

 Федерации только формируется,  определяются ее цели, направления,  механизмы

 реализации. Сделаны лишь  первые, не всегда верные и  последовательные шаги

 на пути формирования  целостной политики поддержки  и развития малого

 предпринимательства  и создания механизмов её реализации. Многие меры

 государственного регулирования  деятельности малых предприятий  носят

 противоречивый характер. Например, в области налогообложения  продление

 льгот по налогу  на прибыль сочеталось с общим  повышением как федеральных,

 так и местных налогов,  а введение упрощенной системы  налогообложения для

 микро предприятий  - с тенденцией к общей отмене  налоговых льгот для малого

 предпринимательства.

 Малый бизнес в силу  своей специфики имеет ярко  выраженную региональную

 ориентацию. Малые предприятия  обычно строят свою деятельность, исходя из

 потребностей и возможностей  насыщения местного рынка, объема  и структуры

 локального спроса. Они  предоставляют новые рабочие  места местному

 населению. В условиях  развития хозяйственной самостоятельности  регионов

 малый бизнес может  рассматриваться как важное средство  оптимизации

 структуры региональной  экономики.

 Государственная политика  в отношении и предпринимательской

 деятельности в целом,  и малого бизнеса в частности  может быть эффективной

 только тогда, когда  ее ориентация совпадает с  внутренним вектором развития

 самого предпринимательства.  Поддержка со стороны государства  не может быть

 ничем иным, как именно  поддержкой процесса саморазвития  бизнеса,

 направленной на смягчение  или устранение препятствий для  этого

 саморазвития, с использованием  широкого набора инструментов  и стимулов в

 достижении тех общих  социально-экономических целей,  которые каждый

 предприниматель в  отдельности перед собой, как  правило, не ставят.

 С точки зрения предпринимателя  государство должно создать условия,  в

 которых он сможет  эффективно достигать своих целей,  прежде всего

 экономических (максимизация  прибыли, эффективность инвестиций, собственное

 благополучие, победа  над конкурентами, минимизация риска).

 С точки зрения государства  предприниматель призван обеспечить

 реализацию целей и  интересов более высокого порядка.  Именно в области

 пересечения целей  и интересов государства и  бизнеса может осуществляться

 эффективная государственная  политика.

 Главным принципом  государственной поддержки малого  предпринимательства

 должно стать создание  преимущественно экономических  и правовых условий

 нормального ведения  рыночного хозяйствования. Государственная  поддержка

 должна выражаться  в формировании экономических  и правовых условий, стимулов

 для саморазвития и  конкурентоспособности малых предприятий  с учетом

 отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей  и

 традиций, а также зарубежного  опыта. Важнейшие задачи государственной

 поддержки малого бизнеса  заключаются в том, чтобы обеспечить  малым

 предприятиям равные  права, минимизировать разрыв  в условиях хозяйственных

 возможностей между  малыми и более крупными предприятиями  в конкурентном

 рыночном соревновании, создать равные возможности ведения

 предпринимательской  деятельности в условиях свободы  выбора ее форм и

 методов проявления  самостоятельности и предприимчивости.

 Успешное развитие  малого предпринимательства возможно  лишь при наличии

 политической воли  государства сформировать благоприятные  социальные,

 экономические, правовые, политические и другие условия,  поддержание и

 укрепление которых,  в свою очередь, обеспечивается  широкомасштабным

 развитием малого бизнеса.

 

6. Потенциал малого предпринимательства

 

 Потенциал малого бизнеса  остается нереализованным. Существуют

 серьезные экономические  и административные барьеры для  выхода новых

 предприятий на рынок  и развития их деятельности.

 Резервы развития малых  предприятий, связанные с высвобождением

 имущества и мощностей  крупных предприятий, их демонополизацией,

 разукрупнением, ликвидацией  или перепрофилированием, не задействованы.

 Интересы малого предпринимательства  практически не учитываются при

 распределении государственных  инвестиционных ресурсов, организации  поставок

 для государственных  нужд, формировании налоговой системы,  в таможенном и

 внешнеэкономическом  регулировании.

 Ориентируясь преимущественно  на макроэкономические реформы,

 государство, по существу, сняло с себя ответственность  за судьбу

 экономически активных  граждан, работающих в секторе  малого бизнеса,

 полагая, что его  развитие не является решающим  фактором в проведении

 экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция  представителя малого

Информация о работе Место и роль малых предприятий в российской экономике